Консультация для родителей "Мелкая моторика рук"
консультация по логопедии (старшая группа)
Как развивать у детей мелкую моторику рук?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_-_melkaya_motorika.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему
Учитель – логопед Семёнова Е. В.
Связь движений рук с речью была отмечена ещё в 1927 году В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений рук на развитие речи. На основе специально проведённых исследований М. М. Кольцовой в 1973 году было выявлено предположение , что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребёнка. Наиболее тяжёлые нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, также отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы ( Л. В. Фомина).
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влияние кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течении 2 – 3 минут.
Уже с 10-месячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиком деревянные шарики разного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучи в другую карандаши, пуговки, спички.
В полуторогодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Например, варианты потешек:
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик – папочка, Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик уж заснул.
Этот пальчик – я. Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Детям 2-х лет и старше для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры.
- «Переложи игрушки». Ребёнок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы ( пуговицы, фишки). Ребёнок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребёнок действует левой рукой.
- «Перебираем крупу». Необходимы две свободных коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. работая двумя руками, ребёнок должен разделить смесь на две части.
- «Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.
- «Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребёнку даётся задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, стульчик и т.д.
- «Шофёр». На столе раскладываются маленькие предметы ( фигурки животных, солдатики, кубики…) на расстоянии 5 – 7 см. друг от друга. Понадобится также фишка – пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно « объехать» все препятствия, ничего не задевая. Играть попеременно разными пальцами.
- «На морском берегу». Для игры понадобится дощечка с накатанным слоем пластелина и горсть мелких камешков ( орешков, косточек …) ребёнку предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: облачко, солнышко, мячик, удочку, рыбку.
- «Шнуровка». Берётся большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определённой последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребёнок выполняет следующие задания:
- провести нитку через все отверстия по краю карточки;
- протянуть нитку в каждое второе отверстие;
- провести нитку только через красные дырочки;
- выполнить « обмётку через край»;
- в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.
- «Барабанщик». Положить руку на стул, кисть приподнята. Взрослый отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмичный рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.
- « Поймай рыбку». На столе две коробки, в одной из которых лежат « рыбки» - мелкие фигурки, шарики … у ребёнка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя сначала правой, а затем левой рукой.
- Составление фигурок из счётных палочек или спичек. Ребёнка просят выложить на столе сначала по образцу,
затем по памяти,
и, наконец, самостоятельно, по представлению,
следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка ( см. приложение)
- «Сделай также». У логопеда – набор карточек с изображением человечков в разных позах. У ребёнка палочки и маленький кружок. Выбрав одну карточку, взрослый показывает её ребёнку в течении нескольких секунд. Играющий должен запомнить положение человечка, а затем выложить из палочек и кружка такого же ( см. приложение).
- «Будь внимательным!».Ребёнок убирает руки за спину. Логопед даёт команду показать на каждой руке определённое количество пальцев ( например, « покажи на правой руке 3 пальчика, на левой – 4). Малыш выполняет задание за спиной и вытягивает руки вперёд. Правильность проверяется совместно.
Развитию мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия:
- изготовление бус;
- собирание пирамидок, матрёшек, мозаики;
- работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины;
- лепка;
- аппликация;
- обведение лекал с последующей их штриховкой;
- игра с набором мелких фигурок для развития тактильного восприятия;
- работа с дошкольными прописями.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные простые. Их можно проводить в детском саду и семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок ( см. приложение): флажок, очки, бинокль, стол, стул … когда ребёнок освоил свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, историй, потешек, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без труда. Чтобы занятие приносило ему радость.
Ещё одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра. Комната, в которой она проводится, должна быть хорошо затемнена. Источник света освещает экран, располагаясь на расстоянии 3 – 4 метра от него. Между экраном и источником света проводятся движения руками, от которых падает тень на освещённый экран. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. ( см. приложение).
Подводя итог выше изложенному хочется отметить, что выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи ( так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Литература:
- Л. С. Волкова. Логопедия – М: Просвещение, 1989. – 528.
- В. В. Цвынтарный. Играем пальчиками – развиваем речь. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 32 с.
- С. Е. Большакова. Работа логопеда с дошкольниками. – М.: А. П. О., 1996. – 28 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Моторика и ум"
Связь развития мелкой моторики и интеллектуальных способностей ребенка....
Дистанционное обучение родителей.(консультация) Развитие мелкой моторики пальцев.
Развитие мелкой моторики пальцев рук сказывается на развитие детской речи, внимание, умственную активность, развивает и стимулирует интелектуальную и творческую деятельность. Развитие навыков мелкой м...
Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...
Консультация «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
Все предметы, с которыми действует и которые создаются детьми в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений...
Консультация «Развитие тонкой моторики у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности
Консультация для воспитателей и родителей...
Консультация "Развитие мелкой моторики рук"
Значение развития мелкой моторики рук детей. Какие игры можно изготовить своими руками и использовать дома....