Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за движения пальцев рук и речи, расположены близко и поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. В то же время, речь способствует социализации детей, помогает найти оптимальные связи с окружающими, выстроить взаимоотношения в мире.
Всем хорошо известно высказывание В.А. Сухомлинского о том, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев, в актуальности проблемы развития мелкой моторики у детей можно не сомневаться. Следует отметить, что и, несмотря на разработанность темы, она относится к разряду вечных, так как каждый ребенок требует своего подхода, и каждый педагог ищет собственные пути решения поставленных перед ним задач.
Содержание и виды работы педагогов по развитию мелкой моторики зависят и от возраста ребенка, от его подготовленности к освоению видов деятельности.
Важность изучаемой темы подчеркивается в работах классиков В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, Л.С. Цветковой и др., но крайне актуальна она и в настоящее время.
Развитие ребенка младшего дошкольного возраста является основой формирования основных функций и систем, так как на этот период приходятся важнейшие сензитивные периоды. Крайне важно подобрать именно такие способы развития мелкой моторики, которые интересны и доступны.
В современной литературе описываются различные средства, техники, формы, направления развития мелкой моторики, но мы считаем, что важнейшим среди них выступает изобразительная деятельность ребенка, дающая возможность экспериментировать с цветом, формой с помощью неожиданных материалов и позволяющая детям раннего и младшего дошкольного возраста быть по-своему успешными.
Проблема состоит в том, что воспитатели часто сами не владеют способами использования нетрадиционных средств рисования, способными положительно повлиять на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Все это обусловило выбор темы нашей дипломной работы: «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста».
Цель работы: выявить и апробировать способы использования нетрадиционных средств рисования в процессе развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные средства рисования.
Гипотеза: процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста будет более успешным, если используются нетрадиционные средства рисования, ориентированные на возможности, особенности, уровень каждого ребенка, стимулирующие интерес и потребность выполнять ручные действия.
На основании цели мы выдвигаем следующие задачи:
1. Изучить научно – методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные средства рисования.
3. Диагностировать уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
4. Апробировать нетрадиционные средства рисования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста и представить результаты.
Методологические основы исследования: теория связи движения, интеллектуального, речевого развития и пальцевой моторики (Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, М.М. Кольцова и др.), теоретические положения по проблеме исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (Г.Н. Давыдова, Н.В. Жидких, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др.); изучение возможностей нетрадиционных техник рисования.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение философской, психолого – педагогической литературы по изучаемой проблеме; наблюдение, констатирующий, формирующий эксперименты; анализ продуктов деятельности, количественный и качественный анализ полученных данных.
Этапы исследования:
I этап – аналитический – изучение научной литературы по проблеме развития ребенка младшего дошкольного возраста, мелкой моторики; определение методологической основы исследования; разработка основ развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные средства рисования в условиях дошкольного учреждения, создание базы опытно – экспериментальной работы.
II этап – экспериментальный – уточнение содержания опытно-экспериментальной работы; проведение констатирующего этапа эксперимента; проведение опытно – экспериментальной работы с целью проверки основных положений гипотезы.
III этап итоговый (обобщающий) – обработка и обобщение результатов опытно – экспериментального исследования; подведение итогов; оценка выполнения поставленной цели и задач; оформление исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Мелкая моторика и координация движений рук – это система разнообразных дв...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста»
Цель консультации - познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развития у детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев руки детей младшего дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «...
Самообразование воспитателя "Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установлено, что в головном мозг...
«Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Мастер-класс для родителей в младшей группе 2022г.По теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятель...
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения».
Консультация для воспитателей...
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения.( самообразование)
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения....