Логосказки
картотека по логопедии

Летунова Светлана Александровна

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.

Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoskazki.docx76.91 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОСКАЗКИ

https://fs.znanio.ru/methodology/images/57/2c/572c077e0a97fecc076df128549657378e71b0fd.jpg

Сказки и рассказы на развитие грамматического

строя речи.

Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.

Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.

Тема: «Овощи»

Цель: образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

«СПОР В ОГОРОДЕ»

Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.

– Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!

– Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!

– Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!

– Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!

– Что – бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!

Так овощи и спорили весь день – кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей – самый хороший и вкусный!»

Вопросы к тексту:

– Кто спорил в огороде?

– Какая морковка? Какой огурчик? Какой лучок? Какие помидорчики?

– Что приготовили из овощей?

Тема: «Фрукты»

Цель: согласование существительных и прилагательных с числительным;

 образование единственного и множественного числа существительных.

«ЗАПАСЛИВЫЙ ЁЖИК»

Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок…»

Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…»

Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…»

Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:

– Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?

– Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, – ответил ей запасливый Ёжик.

Вопросы к тексту:

– Куда пришёл Ёжик?

– Что считал Ёжик?

– Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.

– Зачем он их считал?

Тема: «Грибы»

Цель: различать и употреблять предлоги; употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

«ГРИБНИКИ»

Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около  берёзы, в траве, мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик. Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.

Вопросы к тексту:

– Куда пошли Петя и Вася?

– Где стоял маслёнок?

– Где росли моховики?

– Откуда виднелись жёлтые лисички?

– Где нашли подберёзовик?

– Откуда выглядывал подосиновик?

– Рядом с чем нашли боровики?

Тема: «Осень»

Цель: образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными

«БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ»

В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня –  и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.

«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму  рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой  наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.

Вопросы к тексту:

– Где было очень красиво?

– Какие были листья на деревьях?

– Из каких листьев Зайчонок собрал букет?

– Кому он подарил букет?

Тема: «Игрушки»

Цель: различение значений и употребление предлогов;– Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.

«МИШИН СОН»

Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины  он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её  так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем  из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», – подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался. Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем. Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.

Вопросы к тексту:

– Во что Миша любил играть?

– Откуда он достал кубики?

– Где взял машину?

– Куда он загрузил кубики?

– Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил?– Куда он бросил самолёт?

– Что приснилось Мише?

– Чего больше не было у него?

– Почему ему стало грустно?

– Когда он проснулся, что он понял?

Тема: «Посуда»

Цель: употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных.

«ЧАЕПИТИЕ»

Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе.

Однажды Маша предложила Юле  попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!

Вопросы к тексту:

-Как звали сестёр?

– Кто из них была старшая?

– Что Маша предложила Юле?

– В чём девочки заварили чай?

– Куда положили сахар?

– Куда выложили сухари?

– Во что положили конфеты?

– Во что Маша наливала чай себе и сестре?

– С чем девочки пили чай?

Тема: «Одежда и обувь»

Цель: согласование существительных с притяжательными местоимениями; употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.

«ЖАДНАЯ ПРИНЦЕССА»

В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала. Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» – сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец. С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» – уж очень сильно медведь её напугал.

Вопросы к тексту:

– Где жила Принцесса?

– Что кричала она, когда ей нравилась какая – ни будь вещь?

– Кому Король не мог отказать?

– Куда  однажды вышла Принцесса и кого она увидела?

– У кого слуги отобрали коня?

– Куда поскакал конь?

– Откуда вылез медведь?

– Куда вернулась Принцесса?

Тема: «Зима»

Цель: изменение существительных по падежам; употребление предлогов.

«СНЕГОВИК»

Однажды  зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика.  Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.

Вопросы к тексту:

– Кого слепили дети?

– Из чего слепили Снеговика?

– Чем замело дороги?

– По чему шёл Снеговик?

– Кого встретил он в соседнем дворе?

– О чём беседовали Снеговики?

– Кого утром будут лепить дети?

Тема: «Дикие звери».

Цель: образование притяжательных прилагательных; употребление сложных предлогов –из –за, -из – под.

«КАК ЗВЕРИ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ»

Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить  и разбежались кто куда. Водить стал волк.  Из – под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» – сказал волк. Из – за куста, он увидел  заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из – под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!

Вопросы к тексту:

– Кто играл в прятки?

– Кто водил?

– Откуда виднелся лисий хвост?

– Что торчало из – под ёлки?

– Откуда волк увидел заячьи уши?

– Что увидел из – за куста?

– Что блестело в дупле?

– Откуда торчали ежиные иголки?

– Что торчало из – под корней?

– Откуда была видна медвежья лапа?

– Что было видно из – за кустиков?

Тема: «Домашние животные»

Цель: образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ; употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.

«ХВАСТЛИВЫЙ КОТ»

В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и  не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры –  в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике. Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.

Вопросы к тексту:

– Где жил хвастливый кот?

– Как его звали?

– Как хвастался кот?

– Где прятались куры?

– Где прятались свиньи?

– Где прятались коровы?

– Где прятались лошади?

– Где прятались кролики?

– Кто напугал хвастливого кота?

Тема: «Транспорт»

Цель: употребление приставочных глаголов; употребление предлогов.

«ТРУДОЛЮБИВЫЙ ГРУЗОВИЧОК»

Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина.  Когда он подъехал к светофору,  то увидел, что от остановки отъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал. Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.

Вопросы к тексту:

– Где жил маленький грузовичок?

– Что делал грузовичок с утра до вечера?

– Из гаража он что сделал, выехал или въехал?

– На заправку он заехал или переехал?

– Когда он заправился, то уехал или заехал?

– К светофору он подъехал или выехал?

– От остановки отъезжал или подъезжал автобус?

– По мосту через реку грузовичок переехал или заехал?

– До песчаного карьера он доехал или переехал?

– В обратный путь грузовичок поехал или заехал?

Тема: «Весна»

Цель: употребление сравнительной степени наречий; употребление падежных форм существительных во множественном числе.

«ВЕСНА»

Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.

Вопросы к тексту:

– Какие дни стали весной?

– Как светит солнце?

– Как поют птицы?

– Где тает снег?

– Где распускаются подснежники?

– На чём набухают почки?

– Что стали вить грачи?

– Кто сменит белые шубки на серые?

– Откуда вылезут медведи?

– Откуда вернуться перелётные птицы?

Тема: «Семья»

Цель: образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-; образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

«МАМИНА ПОМОЩНИЦА»

Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки.  В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными.  «А что же ты свои вещи не убрала?» – спросила мама.  «Я уже очень устала» – ответила мамина помощница.

Вопросы к тексту:

– Кто решил навести порядок?

– Чью кружку вымыла Маша?

– А чью чашку?

– Чьи очки она протёрла?

– Чей был зонтик?

– Чей фартук Маша повесила на кухне?

– Чьи были газеты?

– Чью обувь она поставила в ряд?

– Чьи игрушки остались не убранными?

Тема: «Мебель»

Цель: согласование числительных с существительными и прилагательными;

Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе.

«НОВОСЕЛЬЕ»

У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель:  отец - медведь, мать -  медведица и их ребята -  медвежата.

– Чтобы есть нужен обеденный стол, – сказала медведица.

– А нам нужен столик, чтобы играть, – дружно сказали медвежата.– Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, – прорычал медведь.

– И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата.

– Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки, – сказала медведица.

– Для игрушек купите нам тумбочку, – попросили медвежата.

– Надо купить тумбу под телевизор, – сказал медведь.

–  Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф,  – говорила  медведица.

– А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата.

– Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, – прорычал медведь.

Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме.

Вопросы к тексту:

– Что построила медвежья семья?– Чего не было в новом доме?

– Чтобы есть, какая нужна мебель?

– Что надо было медвежатам, чтобы играть?

– Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков?

– На чем медведи будут спать?

– Что просили медвежата для игрушек?

– Что надо купить под телевизор?

– Куда они будут убирать одежду? и т.д.

Тема: «Профессии

Цель: употребление существительных в творительном падеже; употребление глаголов в настоящем и будущем времени.

«КЕМ БЫТЬ?»

Однажды Витя задумался –  кем он будет работать, когда вырастит. Я очень люблю играть с машинками, может мне стать водителем? Буду работать на автобусе, пассажиров возить…  А может мне лучше быть машинистом – буду поездом управлять. А ещё здорово уметь вкусно готовить – может поваром мне стать? Или быть врачом и лечить людей? Хорошо работать строителем и строить большие, красивые дома. А вдруг случится пожар и дом загорится – нужны будут пожарные. Так может пожарным мне стать людей спасать и огонь тушить? Так Витя сидел и рассуждал, пока его друг Толя не позвал гулять на улицу.  «Я еще немного подрасту и потом решу, кем быть» – подумал Витя и побежал гулять.

Вопросы к тексту:

– О чём задумался Витя?

– Кем хотел работать Витя на автобусе?

– А кем хотел работать на поезде?

– Чтобы вкусно готовить, кем хотел стать?

– Кем хотел быть, чтобы людей лечить?

– Чтобы строить дома, кем хотел работать Витя?

– Чтобы огонь тушить и людей спасать, кем он стать хотел?

– О чём подумал Витя, перед тем как убежал гулять?

Тема: «Цветы»

Цель: согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными; образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.

«НА ЦВЕТОЧНОЙ КЛУМБЕ»

На большой круглой клумбе около дома росли цветы. Их было очень много: пять красных гвоздик, три белых ромашки, две жёлтых  лилии, четыре розовых маргаритки и восемь синих васильков. Они все тянулись к солнцу и друг другу мешали:

– Подвиньтесь белые ромашки, вы нам мешаете, – говорили синие васильки.

– А нам не видно солнца из – за жёлтых лилий, – отвечали им белые ромашки.– А нам солнца не видно из – за красных гвоздик! – жаловались розовые маргаритки.

И так весь день они ругались и толкали друг друга, что со стороны казалось, дует сильный ветер. Но вдруг солнце спряталось за чёрную тучу и цветы на клумбе затихли.

– Мы, наверно, так сильно ругались, что солнце расстроилось и спряталось от нас, – загрустили белые ромашки.

Вопросы к тексту:– Где росли цветы?

– Какие цветы росли на клумбе и сколько их было?

– Кому мешали белые ромашки?

– Из – за кого белым ромашкам было не видно солнца?

– Кому мешали красные гвоздики?

– Куда спряталось солнце?

– Кто загрустил?

Фонетическая сказка

«Песенки кота Леопольда»

Жил-был добрый, веселый и умный кот Леопольд. Однажды вышел кот Леопольд погулять рано утром.

А солнышко уже поднялось и ярко светило. У кота сразу поднялось настроение и он запел: - Ло-ло-ло –

вот и солнышко взошло. Проходил кот Леопольд мима озера. А там девочка Мила на лодочке катается.

Леопольд и ей песенку спел. - Ла-ла-ла – Мила в лодочке плыла. Потом кот Леопольд увидел, как играют котята около дома. Они были такие смешные и веселые. Леопольд спел им свою песенку. - Лы-лы-лы –как котята веселы. Пора обедать. Кот Леопольд накрыл стол, выглянул в окно и увидел своих друзей во дворе.

Леопольд не любил обедать в одиночестве и пригласил друзей к столу. Лу-лу-лу – приглашаю всех к столу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логосказка в речевой и театрализованной деятельности детей.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе«В гости к сказке»...

Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки.

Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки. Тема занятия: «Звук [Ш] и буква «Ш». Путешествие на большом воздушном шаре». Коррекционно-о...

Логосказки

Педагогический проект, направленный на профилактику речевых нарушений у детей среднего докольного возраста....

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

Логосказки как форма проведения логопедических упражнений

Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. Как показывает практический опыт, постепенно у детей появляетс...

Логосказка "Колобок".

Конспект  логопедического занятия на автоматизацию  звука  [Л] в слогах, словах, предложениях....