Логосказки
картотека по логопедии
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.
Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoskazki.docx | 76.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОСКАЗКИ
Сказки и рассказы на развитие грамматического
строя речи.
Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.
Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.
Тема: «Овощи»
Цель: образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
«СПОР В ОГОРОДЕ»
Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.
– Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!
– Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!
– Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!
– Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!
– Что – бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!
Так овощи и спорили весь день – кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей – самый хороший и вкусный!»
Вопросы к тексту:
– Кто спорил в огороде?
– Какая морковка? Какой огурчик? Какой лучок? Какие помидорчики?
– Что приготовили из овощей?
Тема: «Фрукты»
Цель: согласование существительных и прилагательных с числительным;
образование единственного и множественного числа существительных.
«ЗАПАСЛИВЫЙ ЁЖИК»
Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок…»
Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…»
Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…»
Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:
– Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?
– Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, – ответил ей запасливый Ёжик.
Вопросы к тексту:
– Куда пришёл Ёжик?
– Что считал Ёжик?
– Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.
– Зачем он их считал?
Тема: «Грибы»
Цель: различать и употреблять предлоги; употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.
«ГРИБНИКИ»
Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около берёзы, в траве, мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик. Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.
Вопросы к тексту:
– Куда пошли Петя и Вася?
– Где стоял маслёнок?
– Где росли моховики?
– Откуда виднелись жёлтые лисички?
– Где нашли подберёзовик?
– Откуда выглядывал подосиновик?
– Рядом с чем нашли боровики?
Тема: «Осень»
Цель: образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными
«БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ»
В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня – и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.
«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.
Вопросы к тексту:
– Где было очень красиво?
– Какие были листья на деревьях?
– Из каких листьев Зайчонок собрал букет?
– Кому он подарил букет?
Тема: «Игрушки»
Цель: различение значений и употребление предлогов;– Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.
«МИШИН СОН»
Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», – подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался. Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем. Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.
Вопросы к тексту:
– Во что Миша любил играть?
– Откуда он достал кубики?
– Где взял машину?
– Куда он загрузил кубики?
– Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил?– Куда он бросил самолёт?
– Что приснилось Мише?
– Чего больше не было у него?
– Почему ему стало грустно?
– Когда он проснулся, что он понял?
Тема: «Посуда»
Цель: употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных.
«ЧАЕПИТИЕ»
Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе.
Однажды Маша предложила Юле попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!
Вопросы к тексту:
-Как звали сестёр?
– Кто из них была старшая?
– Что Маша предложила Юле?
– В чём девочки заварили чай?
– Куда положили сахар?
– Куда выложили сухари?
– Во что положили конфеты?
– Во что Маша наливала чай себе и сестре?
– С чем девочки пили чай?
Тема: «Одежда и обувь»
Цель: согласование существительных с притяжательными местоимениями; употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.
«ЖАДНАЯ ПРИНЦЕССА»
В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала. Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» – сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец. С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» – уж очень сильно медведь её напугал.
Вопросы к тексту:
– Где жила Принцесса?
– Что кричала она, когда ей нравилась какая – ни будь вещь?
– Кому Король не мог отказать?
– Куда однажды вышла Принцесса и кого она увидела?
– У кого слуги отобрали коня?
– Куда поскакал конь?
– Откуда вылез медведь?
– Куда вернулась Принцесса?
Тема: «Зима»
Цель: изменение существительных по падежам; употребление предлогов.
«СНЕГОВИК»
Однажды зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика. Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.
Вопросы к тексту:
– Кого слепили дети?
– Из чего слепили Снеговика?
– Чем замело дороги?
– По чему шёл Снеговик?
– Кого встретил он в соседнем дворе?
– О чём беседовали Снеговики?
– Кого утром будут лепить дети?
Тема: «Дикие звери».
Цель: образование притяжательных прилагательных; употребление сложных предлогов –из –за, -из – под.
«КАК ЗВЕРИ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ»
Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить и разбежались кто куда. Водить стал волк. Из – под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» – сказал волк. Из – за куста, он увидел заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из – под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!
Вопросы к тексту:
– Кто играл в прятки?
– Кто водил?
– Откуда виднелся лисий хвост?
– Что торчало из – под ёлки?
– Откуда волк увидел заячьи уши?
– Что увидел из – за куста?
– Что блестело в дупле?
– Откуда торчали ежиные иголки?
– Что торчало из – под корней?
– Откуда была видна медвежья лапа?
– Что было видно из – за кустиков?
Тема: «Домашние животные»
Цель: образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ; употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.
«ХВАСТЛИВЫЙ КОТ»
В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры – в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике. Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.
Вопросы к тексту:
– Где жил хвастливый кот?
– Как его звали?
– Как хвастался кот?
– Где прятались куры?
– Где прятались свиньи?
– Где прятались коровы?
– Где прятались лошади?
– Где прятались кролики?
– Кто напугал хвастливого кота?
Тема: «Транспорт»
Цель: употребление приставочных глаголов; употребление предлогов.
«ТРУДОЛЮБИВЫЙ ГРУЗОВИЧОК»
Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина. Когда он подъехал к светофору, то увидел, что от остановки отъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал. Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.
Вопросы к тексту:
– Где жил маленький грузовичок?
– Что делал грузовичок с утра до вечера?
– Из гаража он что сделал, выехал или въехал?
– На заправку он заехал или переехал?
– Когда он заправился, то уехал или заехал?
– К светофору он подъехал или выехал?
– От остановки отъезжал или подъезжал автобус?
– По мосту через реку грузовичок переехал или заехал?
– До песчаного карьера он доехал или переехал?
– В обратный путь грузовичок поехал или заехал?
Тема: «Весна»
Цель: употребление сравнительной степени наречий; употребление падежных форм существительных во множественном числе.
«ВЕСНА»
Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.
Вопросы к тексту:
– Какие дни стали весной?
– Как светит солнце?
– Как поют птицы?
– Где тает снег?
– Где распускаются подснежники?
– На чём набухают почки?
– Что стали вить грачи?
– Кто сменит белые шубки на серые?
– Откуда вылезут медведи?
– Откуда вернуться перелётные птицы?
Тема: «Семья»
Цель: образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-; образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
«МАМИНА ПОМОЩНИЦА»
Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки. В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными. «А что же ты свои вещи не убрала?» – спросила мама. «Я уже очень устала» – ответила мамина помощница.
Вопросы к тексту:
– Кто решил навести порядок?
– Чью кружку вымыла Маша?
– А чью чашку?
– Чьи очки она протёрла?
– Чей был зонтик?
– Чей фартук Маша повесила на кухне?
– Чьи были газеты?
– Чью обувь она поставила в ряд?
– Чьи игрушки остались не убранными?
Тема: «Мебель»
Цель: согласование числительных с существительными и прилагательными;
Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе.
«НОВОСЕЛЬЕ»
У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель: отец - медведь, мать - медведица и их ребята - медвежата.
– Чтобы есть нужен обеденный стол, – сказала медведица.
– А нам нужен столик, чтобы играть, – дружно сказали медвежата.– Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, – прорычал медведь.
– И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата.
– Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки, – сказала медведица.
– Для игрушек купите нам тумбочку, – попросили медвежата.
– Надо купить тумбу под телевизор, – сказал медведь.
– Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф, – говорила медведица.
– А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата.
– Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, – прорычал медведь.
Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме.
Вопросы к тексту:
– Что построила медвежья семья?– Чего не было в новом доме?
– Чтобы есть, какая нужна мебель?
– Что надо было медвежатам, чтобы играть?
– Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков?
– На чем медведи будут спать?
– Что просили медвежата для игрушек?
– Что надо купить под телевизор?
– Куда они будут убирать одежду? и т.д.
Тема: «Профессии
Цель: употребление существительных в творительном падеже; употребление глаголов в настоящем и будущем времени.
«КЕМ БЫТЬ?»
Однажды Витя задумался – кем он будет работать, когда вырастит. Я очень люблю играть с машинками, может мне стать водителем? Буду работать на автобусе, пассажиров возить… А может мне лучше быть машинистом – буду поездом управлять. А ещё здорово уметь вкусно готовить – может поваром мне стать? Или быть врачом и лечить людей? Хорошо работать строителем и строить большие, красивые дома. А вдруг случится пожар и дом загорится – нужны будут пожарные. Так может пожарным мне стать людей спасать и огонь тушить? Так Витя сидел и рассуждал, пока его друг Толя не позвал гулять на улицу. «Я еще немного подрасту и потом решу, кем быть» – подумал Витя и побежал гулять.
Вопросы к тексту:
– О чём задумался Витя?
– Кем хотел работать Витя на автобусе?
– А кем хотел работать на поезде?
– Чтобы вкусно готовить, кем хотел стать?
– Кем хотел быть, чтобы людей лечить?
– Чтобы строить дома, кем хотел работать Витя?
– Чтобы огонь тушить и людей спасать, кем он стать хотел?
– О чём подумал Витя, перед тем как убежал гулять?
Тема: «Цветы»
Цель: согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными; образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.
«НА ЦВЕТОЧНОЙ КЛУМБЕ»
На большой круглой клумбе около дома росли цветы. Их было очень много: пять красных гвоздик, три белых ромашки, две жёлтых лилии, четыре розовых маргаритки и восемь синих васильков. Они все тянулись к солнцу и друг другу мешали:
– Подвиньтесь белые ромашки, вы нам мешаете, – говорили синие васильки.
– А нам не видно солнца из – за жёлтых лилий, – отвечали им белые ромашки.– А нам солнца не видно из – за красных гвоздик! – жаловались розовые маргаритки.
И так весь день они ругались и толкали друг друга, что со стороны казалось, дует сильный ветер. Но вдруг солнце спряталось за чёрную тучу и цветы на клумбе затихли.
– Мы, наверно, так сильно ругались, что солнце расстроилось и спряталось от нас, – загрустили белые ромашки.
Вопросы к тексту:– Где росли цветы?
– Какие цветы росли на клумбе и сколько их было?
– Кому мешали белые ромашки?
– Из – за кого белым ромашкам было не видно солнца?
– Кому мешали красные гвоздики?
– Куда спряталось солнце?
– Кто загрустил?
Фонетическая сказка
«Песенки кота Леопольда»
Жил-был добрый, веселый и умный кот Леопольд. Однажды вышел кот Леопольд погулять рано утром.
А солнышко уже поднялось и ярко светило. У кота сразу поднялось настроение и он запел: - Ло-ло-ло –
вот и солнышко взошло. Проходил кот Леопольд мима озера. А там девочка Мила на лодочке катается.
Леопольд и ей песенку спел. - Ла-ла-ла – Мила в лодочке плыла. Потом кот Леопольд увидел, как играют котята около дома. Они были такие смешные и веселые. Леопольд спел им свою песенку. - Лы-лы-лы –как котята веселы. Пора обедать. Кот Леопольд накрыл стол, выглянул в окно и увидел своих друзей во дворе.
Леопольд не любил обедать в одиночестве и пригласил друзей к столу. Лу-лу-лу – приглашаю всех к столу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логосказка в речевой и театрализованной деятельности детей.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе«В гости к сказке»...
Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки.
Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки. Тема занятия: «Звук [Ш] и буква «Ш». Путешествие на большом воздушном шаре». Коррекционно-о...
Логосказки
Педагогический проект, направленный на профилактику речевых нарушений у детей среднего докольного возраста....
ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....
ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....
Логосказки как форма проведения логопедических упражнений
Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. Как показывает практический опыт, постепенно у детей появляетс...
Логосказка "Колобок".
Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука [Л] в слогах, словах, предложениях....