Консультация для родителей «ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
консультация (старшая группа)

Щукина Светлана Викторовна

Речь является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx270.34 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11,
электронная почта:
zolotaya-fish7@yandex.ru

Консультация для родителей

 «ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» 

Выполнила: воспитатель Щукина С.В.

.

2021г

           

 Речь является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.

Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут и усваиваться знания».

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего детства слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

Поэтому в семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные его пониманию, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью. Делая что-либо по дому, берите ребенка с собой, чтобы он видел действия, выполняемые взрослым, одновременно проговаривайте названия этих действий. Разрешайте манипулировать с бытовыми приборами, чтобы ребёнок имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают. Например, дайте поиграть с ложкой, взять ее в рот, не забывая сказать: «Это ложка. Металлическая, твердая, холодная». Разрешите ее бросить («Ты бросил ложку. Ложка упала дзынь!»), постучать ложкой по ковру, кастрюле, чтобы слышать различия, как она стучит (глухо по ковру и звонко по кастрюле).

Особое внимание уделяйте развитию мелкой моторики. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Старайтесь говорить четко, чтобы ребенок видел органы артикуляции. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Это важно, потому что дошкольник в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать его за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно правильно повторил трудное для него слово. Это приведет к тому, что ребенок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово, но произнести его корректно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически. Например: бегемот – «бегемот», носорог – «носорог».

Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить, важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.

Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить.

Не заменяйте слова на неправильное значение слова (перчатки – «рукавички», коробка из-под торта – «торт»). Называйте вещи своими именами.

Проговаривайте четко окончания слов, так лучше развивается «чувство языка», а значит чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. И в дальнейшем ваш ребенок легче будет усваивать грамматическую сторону языка.

Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например, курица), так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клуша, несушка и т.д.). Употребляйте уменьшитeлъно - ласкателъные формы адекватно ситуации.

Когда играете с ребенком, вместо указательного местоимения «это» называйте конкретные существительные. Например, «возьми маленький кубик и поставь его на большой».

И помните, что совместная работа по профилактике и коррекции дефектов речи требует настойчивости, систематичности, терпения. И только такая работа принесет желаемые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия в семье у детей дошкольного возраста»

Детский труд должен сменяться отдыхом. Быть посильным ребенку, ненавязчивым!...

Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в соврем...

Консультация для родителей на тему: «У ребенка тяжелое нарушение речи (ОНР) – что это такое?»

Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевремен...

Консультация для родителей: "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с нарушениями речи"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с на­рушениями речевого развития определяется следующими факторами.Во-первых, успешной работой с се­мьями воспитанников дошкольного образ...