Использование карт Проппа в работе по развитию связной речи дошкольников с ОНР
статья по логопедии
Одной из важных задач по коррекции речи у дошкольников с ОНР является развитие связной речи. Большинство дошкольников любят и с удовольствием слушают и рассказывают сказки. Помощником педагога при составлении и пересказе сказок являются карты Проппа. Карты Владимира Яковлевича Проппа известны давно, но и сейчас они не теряют своей актуальности. Они позволяют стимулировать, обогащать и развивать связную речь, позволяют изучить огромное количество сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_kart_proppa_v_rabote_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_doshkolnikov_s_onr.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование карт Проппа в работе по развитию связной речи дошкольников с ОНР»
Одной из важных задач по коррекции речи у дошкольников с ОНР является развитие связной речи. Большинство дошкольников любят и с удовольствием слушают и рассказывают сказки. Помощником педагога при составлении и пересказе сказок являются карты Проппа. Карты Владимира Яковлевича Проппа известны давно, но и сейчас они не теряют своей актуальности. Они позволяют стимулировать, обогащать и развивать связную речь, позволяют изучить огромное количество сказок.
Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. Владимир Пропп изучал и анализировал сказки народов мира. Он обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций и они повторяются во многих сказках. На основе этих сказочных ситуаций появились карточки – картинки, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку. «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.
Педагог, работая с картами Проппа может решить множество задач, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО. У дошкольников формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев. Карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь. Работая с картами Проппа педагоги развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
В практическом пособии «Грамматика фантазии» по развитию у детей речевого творчества Дж. Родари отмечает: «...преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей».
Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение, а Д.Родари сократил их количество до 20. Эти сюжеты и сейчас лежат в основе сказки. Дошкольники пересказывают или сочиняют сказку с опорой на них.
Последовательность их может варьироваться, и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.
Введение карт Проппа происходит в несколько этапов. С помощью них детей знакомят со структурой сказкой, композицией. Совместно с дошкольниками находятся отличия от рассказа. Дети во время игр с картами Проппа становятся исследователями, проявляют творческие способности. Дошкольники учатся выделять узловые моменты сказки, выстраивают схемы по сюжету сказки и рассказывают и сочинят свои сказки. Придумывая своих добрых и злых героев, создают и решают проблемные ситуации. Дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки.
Работая, с картами Проппа дошкольник учится играть со словами, понимает глубинный смысл звуков, слов и фраз, учится сочинять. Сказка и карты Проппа являются эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Литература:
В.Я. Пропп «Морфология волшебной сказки»
Джанни Родари «Грамматика фантазии»
Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»
Л.Е. Тумина «Кружок «Сочини сказку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников"
В презентации отражены задачи, направления работы по развитию связной речи, особенности методики....
Использование мнемотехнических приемов в работе по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование мнемотаблиц в работе с детьми по развитию связной речи....
Использование методов ТРИЗ и РТВ в развитии связной речи дошкольников.
Использование методов ТРИЗ и РТВ в развитии связной речи дошкольников...
Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....
Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ»
В данном материале представленны формы и методы по развитию связной речи дошкольников ДОУ....
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....