Звук [Щ] , буква Щ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Звук [Щ] , буква Щ
Лексическая тема: « Домашние животные»
Образовательные задачи: Ознакомление с звуком [Щ] ,буквой Щ. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.
Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, координации движений.
Воспитательные задачи: Формирование самостоятельности, инициативности.
Оборудование: мягкая игрушка щенка, иллюстрация «На ферме», магнитная доска, магнитные фишки для звукового анализа, рабочие тетради, карандаши, конверты с фишками для звукового анализа по числу детей, предметные картинки, разрезная азбука (буква Щ), мяч, щетки.
Предварительная работа: Разучивание подвижной игры «Домашние животные».
Ход занятия.
1.Организационный момент. (Дети стоят в кругу).
Интеллектуальная разминка.
Логопед предлагает детям вспомнить и назвать детенышей домашних животных, а затем логопед просит детей внимательно послушать стихотворение-загадку Т.А. Шорыгиной:
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.
(Щенок)
Логопед просит детей объяснить, почему они так решили, а затем предлагает детям еще раз послушать это стихотворение, запомнить и назвать слова, которые помогли догадаться, что это стихотворение-загадка о щенке. Дети вместе с логопедом рассматривают игрушечного щенка, называют части его тела.
2.Лексические игры с мячом.
а). Игра «Подбери действие».
Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания), которые может выполнять щенок.
Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду)...
б). Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак».
Выполняется аналогично, но дети, передавая мяч, подбирают слова-признаки.
Щенок (какой?) - пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый и т.д.
Логопед предлагает детям пройти за свои столы.
3.Артикуляционная гимнастика.
Чередование упражнений: «Хоботок» - «Трубочка» - «Рупор». «Чашечка». «Трамвай» - движение «чашечкой» вперед-назад по коренным зубам.
4.Упражнение в произношении звука [щ].
а). Произношение изолированного звука [щ].
Логопед демонстрирует щетки и читает стихотворение. Дети имитируют движения щеток и произносят звук [щ].
Этой щеткой чищу зубы: - щ-щ-щ,
Этой щеткой - башмаки: - щ-щ-щ,
Этой щеткой чищу брюки: - щ-щ-щ.
Все три щетки мне нужны.
Логопед объясняет: - звук щ – согласный, всегда мягкий, глухой. При произношении звука губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.
б). Произношение звука [щ]в слогах. Ща - щу – щи – ще - щё
в). Произношение звука [щ] в словах. Щепка, щука, щит, щель, щётка, щека, щенок, щетина, щиток.
5. Доскажите словечко, чтобы оно начиналось со звука [щ].
У меня пропал носок,
Утащил его ... (Щенок)
6. Звуко-буквенный разбор слова ЩЕНОК.
1.В слове ЩЕНОК 2 слога, ударение падает на второй слог щенок
2.Считаем, сколько звуков в слове щенок и называем их [ЩИНОК]
3.Подбираем звуковой домик для слова ЩЕНОК
4. Проводим звуко – буквенный анализ слова
Щ - [Щ]- согласный, мягкий, глухой
Е - [И] - гласный, безударный
Н - [Н] - согласный, твердый, звонкий
О - [О] - гласный, ударный
К - [К] - согласный, твердый, глухой
Дети выделяют каждый звук в слове ЩЕНОК, проговаривают его, подбирают нужную по цвету фишку, выкладывают перед собой в схеме слова. Проверка, уточнение, обозначение каждого звука в слове ЩЕНОК происходит параллельно и у доски.
Цветовая схема слова ЩЕНОК
7.Физкультминутка. (По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения).
У собаки мокрый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
8. Знакомство с буквой Щ. (Дети рассматривают иллюстрацию, учат стихотворение).
Щ - играющий щенок.
Кверху лапками он лег.
(г.Виеру)
Дети пишут букву Щ в воздухе , а затем печатают в тетради букву Щ.
9.Составьте высказывание по картинке.
10.Послушайте внимательно стихотворение, и назовите слова со звуком [щ].
Щенок такой тщедушный был.
Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен - не щен,
А Настоящий пёс!
Е.Благинина
|
11. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_shch_bukva_shch.docx | 485.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: учитель-логопед
Ерашкина Ольга Николаевна
МАОУ «Гимназия 42»
Звук [Щ] , буква Щ
Лексическая тема: « Домашние животные»
Образовательные задачи: Ознакомление с звуком [Щ] ,буквой Щ. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.
Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, координации движений.
Воспитательные задачи: Формирование самостоятельности, инициативности.
Оборудование: мягкая игрушка щенка, иллюстрация «На ферме», магнитная доска, магнитные фишки для звукового анализа, рабочие тетради, карандаши, конверты с фишками для звукового анализа по числу детей, предметные картинки, разрезная азбука (буква Щ), мяч, щетки.
Предварительная работа: Разучивание подвижной игры «Домашние животные».
Ход занятия.
1.Организационный момент. (Дети стоят в кругу).
Интеллектуальная разминка.
Логопед предлагает детям вспомнить и назвать детенышей домашних животных, а затем логопед просит детей внимательно послушать стихотворение-загадку Т.А. Шорыгиной:
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.
(Щенок)
Логопед просит детей объяснить, почему они так решили, а затем предлагает детям еще раз послушать это стихотворение, запомнить и назвать слова, которые помогли догадаться, что это стихотворение-загадка о щенке. Дети вместе с логопедом рассматривают игрушечного щенка, называют части его тела.
2.Лексические игры с мячом.
а). Игра «Подбери действие».
Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания), которые может выполнять щенок.
Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду)...
б). Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак».
Выполняется аналогично, но дети, передавая мяч, подбирают слова-признаки.
Щенок (какой?) - пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый и т.д.
Логопед предлагает детям пройти за свои столы.
3.Артикуляционная гимнастика.
Чередование упражнений: «Хоботок» - «Трубочка» - «Рупор». «Чашечка». «Трамвай» - движение «чашечкой» вперед-назад по коренным зубам.
4.Упражнение в произношении звука [щ].
а). Произношение изолированного звука [щ].
Логопед демонстрирует щетки и читает стихотворение. Дети имитируют движения щеток и произносят звук [щ].
Этой щеткой чищу зубы: - щ-щ-щ,
Этой щеткой - башмаки: - щ-щ-щ,
Этой щеткой чищу брюки: - щ-щ-щ.
Все три щетки мне нужны.
Логопед объясняет: - звук щ – согласный, всегда мягкий, глухой. При произношении звука губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.
б). Произношение звука [щ]в слогах. Ща - щу – щи – ще - щё
в). Произношение звука [щ] в словах. Щепка, щука, щит, щель, щётка, щека, щенок, щетина, щиток.
5. Доскажите словечко, чтобы оно начиналось со звука [щ].
У меня пропал носок,
Утащил его ... (Щенок)
6. Звуко-буквенный разбор слова ЩЕНОК.
1.В слове ЩЕНОК 2 слога, ударение падает на второй слог щенок
2.Считаем, сколько звуков в слове щенок и называем их [ЩИНОК]
3.Подбираем звуковой домик для слова ЩЕНОК
4. Проводим звуко – буквенный анализ слова
Щ - [Щ]- согласный, мягкий, глухой
Е - [И] - гласный, безударный
Н - [Н] - согласный, твердый, звонкий
О - [О] - гласный, ударный
К - [К] - согласный, твердый, глухой
Дети выделяют каждый звук в слове ЩЕНОК, проговаривают его, подбирают нужную по цвету фишку, выкладывают перед собой в схеме слова. Проверка, уточнение, обозначение каждого звука в слове ЩЕНОК происходит параллельно и у доски.
Цветовая схема слова ЩЕНОК
7.Физкультминутка. (По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения).
У собаки мокрый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
8. Знакомство с буквой Щ. (Дети рассматривают иллюстрацию, учат стихотворение).
Щ - играющий щенок.
Кверху лапками он лег.
(г.Виеру)
Дети пишут букву Щ в воздухе , а затем печатают в тетради букву Щ.
9.Составьте высказывание по картинке.
10.Послушайте внимательно стихотворение, и назовите слова со звуком [щ].
Щенок такой тщедушный был.
Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен - не щен,
А Настоящий пёс!
Е.Благинина
11. Окончание занятия. Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....