Обогащение детского словаря. Инновационные образовательные технологии в ДОУ
статья по логопедии
Технология "Интеллектуальная карта". Технология "Кластер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_detskogo_slovarya.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые приемы и методы работы в обогащении детского словаря
Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
- бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
- непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц;
- трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
Инновационные образовательные технологии в ДОУ
- привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
- оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
- служат для создания благоприятного эмоционального фона;
- способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.
Технология «Интеллектуальная карта»
- уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
- помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.
Применение интеллектуальной карты в речевом развитии
1. Сбор материала о предмете или объекте
- создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы;
- выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения;
- работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2. Закрепление и обобщение материала
- создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам;
- выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения;
- работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Технология «Кластер»
Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.
Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.
Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно–следственные связи и делать умозаключения.
Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.
В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.
В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.
Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС
- является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
- развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
- помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
- вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
- развивает такое качество личности, как коммуникабельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные образовательные технологии в детском саду
Образовательные технологии...
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы ( из опыта работы)
Разработка обоснованных методических разработок пополнения словарного запаса дошкольников с помощью проектной деятельности....
«Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)»
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:1) Расширение словаря ребе...
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя ДОО)
Статья "Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы" (из опыта работы воспитателя ДОО)...
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы
Обогащение словарного запаса является одним из необходимых условий для коммуникативных умений детей....
Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта учителя логопеда)
Обогащение словаря является одним из основных условий развития не только речи, но и всестороннего развития личности ребенка.Актуальность данной темы обусловлено ограниченным устным общение...