Учебное занятие "Веселое путешествие на ферму". Развитие лексико-грамматических структур по теме «Домашние животные»
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Веселое путешествие на ферму»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к конспекту | 2.89 МБ |
конспект учебного занятия | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи Цель: Развитие лексико-грамматических структур по теме «Домашние животные» Задачи: Образовательные: - закрепить и уточнить знания детей о домашних животных - развивать связную речь Коррекционно-развивающие: - Развивать мелкую и артикуляционную моторику - Работа над силой голоса - развивать грамматический строй речи (постановка вопроса, образование множественного числа имен существительных) Воспитательные: - Формировать функции контроля и самоконтроля.
Характеристика группы: Подготовительная к школе группа - возраст 6 лет. Логопедическое заключение: ОНР 3 ур ., дислалия . Общее недоразвитие речи (ОНР) - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Этап Время Мероприятия Этап мотивации 2мин Беседа с детьми, загадывание слова Организационный этап 3мин Психогимнастика, дидактическая игра «Четвертый лишний» Основной этап 22мин Артикуляционная гимнастика «Домашние животные» Дидактическая игра «Кто какой голос подаёт?» Дидактическая игра «Чей малыш?» (с мячом) Пальчиковая гимнастика «детеныши» Игра «отгадай, кто я!» Заключительный этап 3мин Подведение итогов. Карта путешествия.
Карта путешествия
Игра «четвертый лишний» Цель: Выделение лишнего слова из смыслового ряда
Артикуляционная гимнастика; игра «кто какой голос подает?»
Игра «Чей малыш?» Цель: Закрепление знаний на тему «детеныши»
Пальчиковая гимнастика Поочерёдно показываем пальцы на каждой руке. Довольна корова своими …. телятами, Овечка довольна своими …. ягнятами, Кошка довольна своими …. котятами, Кем же довольна свинья? …. поросятами. Довольна коза своими …. козлятами, А я довольна своими …. Ребятами.
Игра «отгадай, кто я!»
Подведение итогов
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалым «Золушка»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Веселое путешествие на ферму»
Номинация: «Учебное занятие»
Подготовила:
Учитель - логопед
Гаджиева Анна Александровна
Когалым, 2019 г.
Пояснительная записка.
В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения выражены элементами недоразвития лексики, грамматики. Поэтому одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду – формирование правильной связной речи и развитие лексико-грамматических структур. Для достижения наибольшей эффективности осуществлять коррекционную работу необходимо с использованием игр и игровых приемов. С их помощью можно с легкостью вводить и закреплять новый материал.
Характеристика группы:
Подготовительная к школе группа - возраст 6 лет. Логопедическое заключение: ОНР 3 ур., дислалия.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны, при сохранном слухе и интеллекте.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи: отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Компетенции, которыми овладеют дети:
В процессе занимательной деятельности дети закрепят знания о домашних животных, уточнят как называются их детеныши и научатся правильно задавать вопросы и отвечать на них.
Форма организации: подгрупповая.
Количество детей: 4 человека.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Тема занятия: Веселое путешествие на ферму
Цель: Развитие лексико-грамматических структур по теме «Домашние животные»
Задачи:
Образовательные:
- закрепить и уточнить знания детей о домашних животных
- развивать связную речь
Коррекционно-развивающие:
- Развивать мелкую и артикуляционную моторику
- Работа над силой голоса
- развивать грамматический строй речи (постановка вопроса, образование множественного числа имен существительных)
Воспитательные:
- Формировать функции контроля и самоконтроля.
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование: картинки для игры «Четвёртый лишний», презентация «Домашние животные и их детёныши», зеркала, мяч, карта путешествия, картинка «Ферма», стикеры с изображением животных, графические схемы постановки вопроса
Ход занятия
Этап занятия | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Задача | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
Этап мотивации | 2 мин | Беседа, загадывание загадки | Мотивация учащихся | - Здравствуйте, ребята. -Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие. Я загадала одно слово и вы должны будете его отгадать. А в этом нам поможет карта нашего путешествия (показываю карту, на которой отмечены этапы занятия пустыми кружочками). Нам с вами необходимо выполнить несколько заданий, за каждое правильно выполненное задание мы будем получать один кружок с буквой и наклеивать на карту. В итоге у нас должно получится нужное нам слово. | -здравствуйте! |
Организацион-ный этап | 3 мин | Дидактическая игра «Четвёртый лишний»(на слух) | Выделение лишнего слово из смыслового ряда | Психогимнастика. Дети все собрались в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепче за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Сегодня занятие не привычное, занятие необычное. Будет много интересного, весёлого, чудесного. Мне сегодня помогайте, на вопросы отвечайте Нужно нам угадывать, нужно узнавать И кто четвёртый лишний будем называть. Логопед называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор -Баран, белка, собака, кошка. -Лиса, собака, корова, лошадь. -Коза, волк, овца, свинья. -Конь, козёл, корова, медведь. -Ёж, корова, собака, лошадь. -Телёнок, ягнёнок, козлёнок, лисёнок. -Молодцы, справились с заданием! -Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о домашних животных) Ура! Ребята мы получили кружок с буквой Ф, давайте его приклеим на нашу карту. | -белка, потому что это дикий зверь -лиса, потому что это дикий зверь -Волк, потому что это дикий зверь -Медведь, потому что это дикий зверь -ёж, потому что это дикий зверь -лисенок, потому что это дикий зверь О домашних животных |
Основной этап | 4 мин | Артикуляционная гимнастика «Домашние животные» | Развитие артикуляционной моторики | Ребята, а теперь давайте выполним несколько упражнений для нашего ротика, чтобы мы умели красиво и правильно говорить (повтор каждого упражнения 5 раз) Упражнения Корова жуёт траву. Имитировать жевание. Котенок зевает. Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью — подбородком рисовать букву «о». Упражнения для щёк и губ Бульдог сердится. Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами. Собака рассердилась — у нее хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами. Упражнения для языка Кошка лакает молоко. Высунуть «широкий» язык изо рта, поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот. Кошка облизывается Повернуть голову влево – облизать верхнюю губу, повернуть вправо – нижнюю губу. Развитие речевого дыхания Лошадка фыркает. С силой подуть на губы как это делает лошадка. Ура! Ребята мы получили кружок с буквой Е, давайте его приклеим на нашу карту. | Дети повторяют за логопедом артикуляционные упражнения |
Основной этап | 5 мин | Дидактическая игра «Кто какой голос подаёт?» . | Выроботка голоса, его силы | Давайте вспомним как же разговаривают наши животные, посмотрите на доску.(на доске представлены изображения животных) -Корова хрюкает? -Покажите, как мычит корова (громко, низким голосом) -А как, подаёт голос свинья? (свинья хрюкает) -А собака? Покажите, как лает собака. -Какой голос подаёт лошадь? (лошадь ржёт). Повторите, пожалуйста, новое слово «ржёт». -Ребята, а какой голос подаёт овца? -Овца блеет, повторите, пожалуйста, ещё одно новое слово «блеет». Какой голос подаёт овца? (овца блеет) - А кошечка ей в ответ что скажет? Правильно, кошечка замяукает. Ура! Ребята мы получили кружок с буквой Р, давайте его приклеим на нашу карту. | -Нет, мычит. -Му-у-у -Хрюкает,хрю-хрю - Лает -Ав-ав -И-и-и -ржет -бе-е-е -блеет - мяу-мяу |
Основной этап | 3мин | Дидактическая игра «Чей малыш?» (с мячом) | Закрепление знаний на тему «детеныши» | А сейчас поиграем в игру «Чей малыш» У овечки … У кошки … У собаки … У крольчихи … У козы … У свиньи … У коровы … У лошади .. | Дети продолжают фразу за логопедом -ягненок(хором) -котенок(хором) -щенок(хором) -крольчонок(хором) -козленок(хором) -поросенок(хором) -теленок(хором) -жеребенок(хором) |
Основной этап | 3 мин | Пальчиковая гимнастика | Развитие мелкой моторики, закрепление знаний по теме «Детеныши»; образование множествен-ного числа имен существи-тельных | Ребята, давайте разомнём наши пальчики. (поочерёдно показывать пальцы на каждой руке). Довольна корова своими …. телятами, Овечка довольна своими …. ягнятами, Кошка довольна своими …. котятами, Кем же довольна свинья? …. поросятами. Довольна коза своими …. козлятами, А я довольна своими …. ребятами. Ура! Ребята мы получили кружок с буквой М, давайте его приклеим на нашу карту. | Отвечает на вопросы логопеда. Анализирует положение органов артикуляции. -телятами(хором) -ягнятами(хором) -котятами(хором) -поросятами(хором) -козлятами(хором) -ребятами(хором) |
Основной этап | 7 мин | Игра «отгадай, кто я!» | Постановка вопроса; Развитие лексико-грамматических структур (склонение, согласование в роде и числе частей речи) | -Ребята, а сейчас мы поиграем в игру. Каждому из вас на лоб приклеим изображение домашнего животного. Но его сами вы не будете видеть. Вы его должны будете отгадать. Итак, отгадывающий встает в центр и задает вопросы. Вы можете задавать любые вопрсы :про цвет, размер животного, где живет и другое. А остальные будут отвечать либо да ,либо нет. В итоге вы должны будете отгадать всех животных. Задаем вопрос по следующей схеме – посмотрите на доску( графическая схема для постановки вопроса) Например, -это животное любит есть сено? - да -это животное коричневого цвета? - да -это животное умеет скакать?-да -Это животное дает молоко? –нет -Это же лошадь!
Ура! Ребята мы получили кружок с буквой А, давайте его приклеим на нашу карту. | Отгадывающий задает вопросы по схеме: -это животное любит есть сено? -это животное коричневого цвета? -это животное умеет скакать? -Это животное дает молоко? Остальные дети отвечают( да/нет) |
Заключительный этап | 3 мин | Итог занятия | Подведение итогов. | Молодцы, ребята! Мы с вами выполнили все задания и теперь у нас есть все буквы. Давайте же посмотрим, что это за слово. Правильно, это «Ферма». А вы знаете, что это слово означает? Посмотрите на доску (показ изображения) Правильно, ребята. Это место, где живут домашние животные и человек, которого называют фермер, ухаживает за ними. А каких животных с фермы вы запомнили? Правильно, молодцы! А как же зовут их детенышей? -У лошади -У коровы -У козы -У овцы -У свиньи Всё верно, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились, выполнили все задания и отгадали слово! Спасибо ребята! До новых встреч! | Дети отгадывают слово «Ферма» -Да, это место, где живут животные и там за ними смотрят люди. -Лошадь, корова, коза,овца,свинья -жеребенок -теленок -козленок -ягненок -поросенок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"
Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные"...
Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Домашние животные, птицы и их детёныши».
Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Домашние животные, птицы и их детёныши». - 2 занятия....
Лексико-грамматическое занятие по лексической теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Формировать умение грамматически правильно строить простое предложение, используя лексический материал темы «Домашние животные»....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши»
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи "Домашние животные"
задача: продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к до...
Развитие лексико-грамматического строя речи по теме "Домашние животные"
Удобные, простые задания для развития лексико-грамматического строя речи и формирования развития фразовой речи с небольшой вариативностью заданий. Слайд первый и второй: задание "Назови, кто это...
Развитие лексико-грамматических категории по лексической теме: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЗВУКИ [Т] и [Т’]. БУКВА Т»
Формирование грамматически правильной речи ребенк дошкольного возрастаРечь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимо...