Образовательная деятельность по дифференциации звуков [C], [З] в подготовительной к школе группе на тему «Поход в лес»
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность по дифференциации звуков [C], [З]
в подготовительной к школе группе
на тему «Поход в лес»
Выполнила: Федотова Лилия Валерьевна, учитель-логопед
2018г.
Этапы НОД, время отведенное на каждый этап | Содержание работы методы, формы, приемы, используемые учителем-логопедом | Предполагаемые действия (ответы детей, воспитателя | примечание |
Программное содержание - Различение звуков [З]- [С] на слух и в произношении: в слогах, словах и предложениях. - Образование притяжательных прилагательных. - Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. - Развитие мелкой моторики - Развитие связной речи и воображения (составление сказки с персонажами). Предварительная работа: Дети самостоятельно лепят фигурки зверей из соленого теста; составляют рассказы про одного персонажа; знакомятся со звуками [З], [С]; ведется работа по формирования фонематического анализа и синтеза, развитию речевого дыхания, развитию мелкой моторики Оборудование: Предметы для леса: искусственные ели, пеньки, ветки, дорога со следами зайца, избушка зайца, мягкая игрушка зайца, маски зайчиков, фигурки выполненные из соленого теста, мультимедийный экран, карточки со звуками [З], [С], аудиокассета «Звуки, голоса и шумы окружающего мира», схемы со звуками. Методы и приемы - вопросы, задания, объяснения; - словесное, загадывание загадок; - наглядность; - проблемные ситуации; - одобрение за выполненную работу. | |||
1.Вводная часть 3 мин. | Логопед Придумано кем – то Здравствуйте, ребята! | Здравствуйте | В группе |
Логопед Ой, что это за звуки слышны? | я думаю что птицы поют, вьюга воет..... | Из зала слышны звуки леса (аудиозапись «Звуки, голоса и шумы окружающего мира» | |
Логопед Как вы думаете, где можно услышать эти звуки и голоса? | я думаю в лесу, .... | слышны звуки леса | |
Логопед Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимнее лесное царство-государство. Вы хотите оказаться в таком лесу? | Да хотим идут в музыкальный зал | ||
Логопед Посмотрите вокруг, куда мы с вами попали? | В зимний лес, в зимнее царство | зал оформлен как лесная поляна (искусственные ели, пеньки, кочки) | |
Логопед Ой, ребята, а чьи это следы? | Это следы зайца | дорога со следами зайца | |
Логопед А как можно по другому можно назвать следы зайца? | Заячьи следы | ||
Логопед Правильно, молодцы, сейчас мы превратимся в зайчиков и попрыгаем по заячьим следам. Я думаю, они нас приведут к зайке | Дети надевают шапочки с ушами и прыгают по заячьим следам | Показ на мультимедийном экране прыжков зайцев из отрывка м/ф | |
Логопед А вот избушка. Как вы думаете чья это избушка? | Заячья | Ответы детей | |
Логопед Ой, мне кажется, я что-то слышу. Кто это кричит? | Я думаю это кричит сова. А вот и она сидит в избушке | Звук голоса совы | |
Основная часть 25 мин. | Логопед А почему сова сидит в избушке зайки? Что же случилось? Где же зайка? (Логопед замечает конверт на пенечке около избушки зайца.) Ребята, здесь конверт, а на нем написано: «Помогите!». Может быть мы его прочтем? | Прочитаем, | |
Логопед «Помогите! шпасите меня! Беда, беда!!! Шоважалетела в мой домик и не хочет улетать, а меня выгнала, шкажала что впуштит меня ешли я выполню жадания. Выручайте! жадания вы найдете на полянках у лешныхжверей.. Вашжаяц.» Что же это за послание не понимаю. Помогите разобраться. | Это написал заяц, он в словах пропустил звуки [З], [С]. | Чтение письма | |
Логопед Помогите мне прочитать послание правильно. | Дети помогают подбирать нужный звук | Повторное чтение с восстановлением текста | |
Логопед А теперь расскажите мне про звук [З]. | Звук [З] - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким. | Показ карточки со звуком [З] | |
Логопед Давайте его произнесем: И.пруки согнуты перед грудью, локти в стороны «смотрят» вниз, пальцы разведены и напряжены. Произносим [з-з-з] | Дети давящим движением с усилием распрямляют руки вниз, как бы нажимая на что то | Выполняют игровое упражнение по развитию речи на основе фонетической ритмики, автор Н.Ю.Костылева | |
Логопед Кто расскажет про звук [С] | Звук [С] - согласный, глухой, может быть твердым или мягким. | Показ карточки со звуком [С] | |
Логопед Давайте его произнесем. И.п. уронить голову на грудь. На вдох поднимаем голову и разводя руки в стороны, длительно произносим [с-с-с] | Дети поднимают голову и разводят руки в стороны, длительно произнося [с-с-с], руки и голову медленно и плавно опускают вниз | Выполняют игровое упражнение по развитию речи на основе фонетической ритмики, автор Н.Ю.Костылева | |
Логопед Молодцы! Ребята, в избушке сова сидит, давайте мы попросим ее, что бы она впустила зайца в свой домик, а сама вернулась в свой дом. (Стучится в избушку) | Сова улетай из избушки, впусти пожалуйста домой зайца | ||
Голос совы Я впущу его только тогда, когда вы выполните 3 моих задания | Голос совы | ||
Логопед Ребята, поможем зайцу вернуть свой дом.. | Да | ||
Упражнения на развитие речевого дыхания. | Голос совы Отгадайте, от кого для вас будет первое задание? Что за птицы? Не синицы. | Снегири | На мультимедийном экране появляется снегирь |
Логопед Молодцы, а теперь полетели как снегири. | Бегают и машут крыльями | ||
Голос Снегиря А вот и первое задание «Сдуй с ладони снежинку» | Дети внимательно слушают | Читает первое задание | |
Логопед Возьмите снежинку. Поднимите ладонь так что бы снежинка была на уровне рта. Делаем вдох через нос и не раздувая щек, сильный, плавный, продолжительный выдох, чтобы снежинка улетела с ладони. | Дети выполняют задание | С веток деревьев снимают снежинки | |
Логопед Молодцы! Вы справились с первым заданием. Вы готовы выполнить следующее задание | Да, готовы | ||
Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах, словах. | Голос совы А что бы выполнить второезадание, надо отгадать от кого оно будет Хвост пушистый бережёт | Лису | На мультимедийном экране появляется лиса |
Логопед А теперь пройдем как лисички. | Дети идут как лисички на цыпочках | Дети выполняют задания | |
Логопед Второе задание чьё? | Лисье. | ||
Голос лисы Вы должны вспомнить слова со звуками [З], [С] в разных позициях. | Дети вспоминают слова с опорой на схемы со звуками: - в начале, -середине -конце слова, | Схемы со звукам | |
Логопед И это с этим заданием справились | |||
Развитие мелкой моторики. | Голос совы Молодцы ребята! Отгадайте от кого для вас будет третье задание? Не поет она – стрекочет, | Сорока | На мультимедийном экране появляется сорока |
Логопед А теперь все превратились в белобоких сорок и запрыгали с кочки на кочку. Молодцы. | Дети прыгают зигзагообразно | ||
Голос сороки Собрать из гречневой крупы любую буквуС или З. | Дети выполняют задание | Тарелочки с гречневой крупой на пенечках | |
Логопед Молодцы, ребята и с этим заданием справились! | |||
Физкультурная пауза | Логопед Пора нам и отдохнуть. Знакомство с лесными жителями У нас славная осанка | Дети под музыку выполняют движения согласно тексту. | включение аудиокассеты Логопед следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных. |
Развитие связной речи | Голос совы Молодцы, ребята, вы справились с моими заданиями, теперь я выполню свое обещание, я возвращаюсь в свой дом. Досвидания! Ребята а где же дом совы? | До свидания! На дереве в дупле | |
Логопед Мы справились с зданиями, и зайка может вернуться в избушку. А где же прячется наш зайка? Давайте его поищем. | Дети ищут зайку | Находят за домиком | |
Логопед Молодцы, нашли зайку, но почему-то он грустный, а давайте мы для него придумаем сказку | Испугался совы, замерз | Зайка в руках логопеда | |
Логопед Что это в домике у зайки | Это фигурки зверей и елок, деревьев. | Фигурки диких зверей и деревья,выполненные из соленого теста | |
Логопед Давайте придумаем сказку. Выбирайте себе персонаж. Сказка начинается. Однажды …. | Дети выбирают себе фигурку и рассказывают сказку | Рассказы детей | |
Логопед Молодцы ребята, зайке стало очень весело, ему пора в домик, а нам возвращаться к себе в группу | Уходят | Уходят в группу, садятся на свои места | |
Заключительная часть 2 мин. | Логопед Что мы сегодня делали? | Ходили в зимний лес, зимнее царство-государство, помогли зайцу вернуть свой дом, выполняли задания совы | Ответы детей |
Логопед Какие задания, на чьей полянке выполняли? Понравилось вам путешествие? | Отгадывали загадки, вспоминали слова со звуками С и З в начале, середине, конце, рассказывали сказки зайцу | Ответы детей |
Литература.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.-М.,1985.
- Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики
- Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольника на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М.,1987.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1980.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1988.
- Физкультминутки. http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/32
- Загадки. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-ezhika.html
- Аудиокассеты Природа, птицы и животные/ Сер. «Звуки, голоса и шумы окружающего мира».Вып. 3. М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....
Конспект Непосредственной-образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе Тема:"Заколдованный герб"
Знакомство детей в подготовительной к школе группе с родным городом,"малой родиной"Системотизировать знания детей о Родине,родном городе....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе Тема: «Моя малая Родина»
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Моя милая Родина"...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства вод...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе. Тема: «Лидеры промышленности города Балаково».
Расширять и углублять представления детей о родном городе, о промышленных объектах....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе Тема: «Поиск космического корабля»
Цель: закрепление математический представлений у детей подготовительной к школе группе....
Конспект организованной образовательной деятельности по Формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Тема: «Письмо от Незнайки»
Конспект организованной образовательной деятельности по математике подготовительная группа...