Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи в условиях ФГОС
план-конспект занятия по логопедии
Интегрированное логопедическое подгрупповое занятие. Участники: дети с ТНР и ребенок с нарушением слуха. Особенности работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи
«Использование дидактических игр на логопедических занятиях
с ребенком с нарушение слуха и с детьми с ТНР (ОНР III ур.р.р)».
Цель: Развитие навыков речевого общения у детей со слухо-речевыми и речевыми нарушениями посредством использования дидактических игр и упражнений.
Задачи:
Речевое развитие:
- Развитие связной речи на примере составления предложений с опорой на картинки.
- Расширение словарного запаса : увеличение номинативного и предикативного словаря, расширение словаря прилагательных, уточнение представлений о предлогах и правильное использование их при построении предложений.
- Развитие диалогической речи: обучение детей умению задавать вопросы по закрытым картинкам, использовать при этом обращение, уточняющие слова.
- Развитие связной речи: обучение составлению рассказа о времени года с опорой на картинки.
- Развитие фонематического восприятия: звуковой и слоговой анализ на материале существительных из предложенного задания, составление звуковой схемы слова.
- Контроль за произносительными навыками, автоматизация поставленных звуков в речевом потоке.
- Уточнение понятия «предложение».
- Развитие общеречевых навыков на материале логоритмических упражнений.
Развитие слухового восприятия* ребенка с нарушением слуха на материале слов, предложений посредством использования шепотной речи, обучение восприятию слов и предложений на слуховой основе.
Познавательное развитие:
- Уточнение представлений детей о временах года, их характерных признаках, приметах, типичных занятий людей в эти периоды.
- Развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Социально-коммуникативное развитие:
- Развитие коммуникативных навыков, активности, самостоятельности, умения договариваться при решении общих задач, оказания помощи и поддержки друг другу.
Художественно-эстетическое развитие:
- Дальнейшее развитие интереса к красоте художественного слова.
- Воспитание способности воспринимать красоту слова, любви к прекрасному, доброму, справедливому. Формирование умения сопереживать тому, что происходит в рассказе, стихотворении.
- Совершенствование умения высказывать свое отношение к прочитанному.
Физическое развитие:
- Закреплять у детей умение анализировать свои движения, движения сверстников, осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе различных упражнений.
- Совершенствовать все виды координации движений, телесной и пространственной ориентации, используя коррекционно-развивающих упражнений, логоритмику.
Оснащение: карточки с предложениями, картинки из дидактической игры «Составь предложение»
Игра-лото «Времена года», пластмассовые цветные крышки для звукового анализа слов.
Ход занятия.
Организация начала занятия: Развитие фонематического восприятия.
Упражнение «Назови первый звук»
Логопед предлагает детям пройти в круг только после того как каждый назовет первый звук в слове.
Времена года: Осень, зима, лето, весна.
Задание 1
Подвижная игра: «Весна». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
Улыбаются все люди.
Весна, весна, весна! дети говорят улыбаясь.
Она везде, она повсюду!
Красна, красна, красна! повороты
По лугу, лесу и поляне.
Идет, идет, идет! шагают на месте.
На солнышке скорей погреться.
Зовет, зовет, зовет! руки «рупором.
И в ручейке лесном задорном,
Звенит, звенит, звенит ! щелчки пальцами.
И все живое сразу слышит.
Весенний звон, весенний звон ! хлопки.
Задание 2. Закрытые картинки. Обучение умению задавать вопросы.
Логопед предлагает детям 4 времени года как карты (рубашками вверх).
Дает задание: Выбрать 1 время года, но не показывает им сначала какое.
Логопед достает по 1 карточке от выбранного времени года и предлагает угадать, что там изображено, задавая вопросы. Дети пытаются угадать:
- Я хочу уточнить, какое время года на карточке?
- Т.Е., скажите пожалуйста, на карточке природа? (люди, дети, животные и т.д.)
-Помогите угадать, там….?
- Я бы хотел узнать, там….?
- Подскажите мне, на картинке…..?
Постепенно дети собирают карточки от игрового поля. Получается картинка с символами времени года.
Задание 3. Составление предложений с опорой на картинку.
Логопед предлагает детям составить предложение, используя каждую карточку.
Предложение начинается с времени года, например:
Весной….
Зимой…. и т.д.
Задание 4. Обучение составлению рассказа по алгоритму. Развитие связной речи.
Логопед предлагает детям составить рассказ о времени года по алгоритму:
1. погода,
2. природа: растения, животные,
3. действия, занятия людей.
Физминутка 5:
Подвижная игра: «Клен». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
За окном сосулька тает, Стоят лицом в круг. Руки на поясе. Выполняют 4 прыжка на носках на месте.
Ветер тучи рвет в клочки. Руки вверх, наклоны туловища влево – вправо.
Разжимает, разжимает клен тугие кулачки. Руки перед грудью, локти опущены вниз, медленно разжимают кулачки.
Прислонился он к окошку, 4 прыжка.
И едва растает снег, Наклоны вправо-влево.
Мне зеленую ладошку клен протянет раньше всех.Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают руки – рукопожатие.
Задание 6. Развитие фонематического восприятия. Звуковой, слоговой анализ существительных.
Логопед предъявляет детям слова – существительные.
А) Просит назвать их.
Б) Просит разделить на слоги и назвать количество слогов, уточнив правило, выделив при этом на слух гласные звуки.
В) Выбирает 2 слова с изученными звуками гласными и согласными, просит построить звуковые домики.
Задание 7. Развитие умения составлять предложения, согласовать слова по смыслу, с учетом рода, числа.
Логопед предлагает детям собрать из предложенных слов-карточек различные предложения. При этом называет слова отдельно, не связывая их.
Предложения могут быть из 2-х, 3-х, 4-х и более слов.
Слова в предложении нужно согласовать между собой.
Например, слова «белка», «сидеть», «на», «зеленый», «ветка» можно собрать в предложение «Белка сидит на зеленой ветке».
РСВ на материале слов: логопед предлагает слова ребенку с нарушением слуха шепотом.
Дети должны подобрать подходящие карточки и правильно составить свои предложения.
Задание 7. Развитие вариативности речи при построении синтаксических конструкций, творческой активности детей.
«Измени предложение». Предложите ребенку составить любое предложение из нескольких слов и придумать, как его можно изменить, добавляя новые слова.
Например, «Серый котенок сидит под кустом», «Веселый котенок сидит под кустом», «Веселый котенок сидит под деревом», «Веселый котенок лежит под деревом» и т.д.
Задание 8. Развитие внимания, памяти, произвольного внимания
Карточки с предметами можно использовать для игр на развитие внимания и памяти. Разложите перед ребенком несколько картинок и предложите запомнить. Затем попросите отвернуться и уберите 1-2 карточки и несколько поменяйте местами. Пусть ребенок скажет, чего не стало и что изменилось.
Организация окончания занятия.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи Тема "Игрушки" (старшая группа)
Данный конспект является частью авторской Программы по обучению и воспитанию детей с ОНР...
Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая - подготовительная группа)
Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая - подготовительная группа)...
Конспект интегрированного открытого занятия по развитию речи в 1-й младшей группе
Театрализация сказки " Теремок"...
Конспект интегрированного открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей старшего возраста. Тема: «Живой транспорт».
Для детей с ОНР...
Конспект интегрированного совместного занятия по развитию речи в средней логопедической группе.
Цели занятия: ...
Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы с О.Н.Р. Тема: "Осень".
Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы с О.Н.Р....
Мастер класс «Использование игровых технологий на занятиях по развитию речи в условиях ФГОС ДО. Путешествие в страну Звукляндию.» Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)
Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей) с целью поделиться опытом работы по формированию речи у детей старшего дошкольного возраста путем игровых технологий....