Упражнения для постановки и автоматизации звука "Р"
консультация по логопедии (старшая группа)

Роттер Марина Александровна

Представленный комплекс упражнений составлен  в помощь родителям и педагогам для работы с артикуляционным укладом,необходимым для произношения сонорных звуков.

Упражнения необходимо выполнять ежедневно, перед зеркалом , в присутствии взрослого. Упражнения представлены в игровой форме, что способствует положительному настрою и влияет на результативность занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_zvukom_r.docx73.28 КБ

Предварительный просмотр:

упражнения для сонорных звуков

 1. «Индюк»

А)  на верхней губе

Б) язык «гладит» твердое небо, делая движения языком вперед - назад.

Обратите внимание:

 -язык должен двигаться вперед – назад «облизывая» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

2. «Лошадка»

А)  ускоряя темп

Б) «цирковая» воспроизводить заданный ритм (по 2-3 щелчка)

3. «Грибок»

 Выполняя «лошадку», прижать  широкий язык всей плоскостью к небу(язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку) .

задержать под счет до5-7.

4.  «Барабанщик» («забей гвоздик»)

постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук  Д- Д –Д. Сначала звук Д произноситься медленно, постепенно убыстряя темп.

Обратите внимание:

-следить, чтобы рот был все время открыт, губы находились в улыбке, нижняя челюсть оставалась неподвижной, работает только язык.

5.«Балалаечка» - язык за верхними зубами дуть на язык, палец подвести под подъязычную связку, выполнять движения из стороны в сторону, вызывая вибрацию кончика языка.

6. «Маляр» -открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по небу вперед-назад, не отрываясь. Нижняя челюсть
не двигается.

7. «Спрячь капельки» - маленькие капельки воды нанести пипеткой

А) на язык;  В) на верхнюю губу

   

друг

Речевые игры для автоматизации звука  «Р»:                 8.  «Дорожки»    

Длительно произносить  звук «РРРРРРРРР»

9. На одном выдохе, не прерываясь, произносить:

Завести мотор: Дрррррррррррррррррррррррррррррррр

Трактор: Тррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

Фыркать как лошадка: фрррррррррррр

Мурлыкать, как кот: мрррррррррррррррррррррр                

Замерзать: бррррррррррррррррррррррррр

10. «Колечки с буквами»                    

Большой палец – буква Р, указательный-А , средний- У,  безымянный - О, мизинец – Ы.         Произносим слоги:

 РА- РУ-РО- РЫ    

 ЫР-ОР-УР-АР

11.Игры  со словами

-«Один-много»  
-«Один-много –нет –нет всех»
-«Скажи ласково» или «большой-маленький»  

-«Посчитай»

- «измени» (я, ты, он, она, мы, вы, они)

Я иду по тропинке; ты идёшь по тропинке; он идёт по тропинке; она идёт по тропинке;  мы идём по тропинке;

Вы…  (дружить с драконом ;рубить дрова;…  )

драка

дрова

вёдра

пудра

кедры

трава

трамвай

тропинка

метро

завтрак

патрон

труба

струна

страна

театр

трон

Дракон

Квадрат

+

Слова, где Р в начале слов:

рак

Рыба

Ракета

Рука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка и автоматизация звука "К"

Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...

Мастер-класс для учителей- логопедов ДОУ «Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.В последние годы наблюдается рост  числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагопри...

Картотека упражнений по постановке ,автоматизации и дифференциации звуков

Работа над звуком, от его постановки до введения в речь – сложный процесс выработки устойчивого речевого навыка. Однообразное повторение слогов, слов, чистоговорок, текстов быстро надоедает ребе...

Мастер-класс «Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования. Задачи:1.    Создание условий дл...

Картотека упражнений по постановке, автоматизации и дифференциации звуков

Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации звуков...