Семинар - практикум "Развитие диалогической речи у детей с ОНР"
консультация по логопедии
Рассказала о приемах работы по развитию диалогической речи у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_razvitie_dialogicheskoy_rechi_u_detey_s_onr.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум на тему: «Развитие диалогической речи у детей с ОНР» Сообщение учителя- логопеда Шураковой Л. В.
Цель: активизировать знания педагогов по развитию диалогической речи.
Развитие речи – актуальная проблема в детском саду. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также умение пользоваться языковым материалом, а именно умение полно, связанно, последовательно и понятно окружающим передавать содержание текста или самостоятельно составлять связанный текст. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. В практической работе по формированию связной речи у детей с речевым недоразвитием выделяют следующие этапы: 1. Подготовительный этап – предварительная работа по двум линиям: а) интеллектуальное развитие, и прежде всего развитие мышления; б) речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения (это работа при ОНР 1, 2 уровня). 2. Начальный этап – овладение диалогической речью при частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи. 3. Основной этап – формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов) при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи на занятиях по обучению рассказыванию. Деление на этапы чисто условное и определяется основной задачей и ведущим направлением коррекционной работы на каждом этапе. На практике происходит постоянное взаимопроникновение этапов. Например, на подготовительном этапе используются элементы диалогической речи, отрабатываются как однословные ответы, так и в случае положительной динамики, простые двухсловные ответы и постановка репродуктивных вопросов кто? что? что делает? На втором этапе в процессе развития диалогической речи включается элементарная работа над воспроизведением простейшего текста из 2 – 3 предложений, связанных контекстом. Что касается высшей планки развития диалогической речи – беседы, то эффективная работа над ней возможна только на завершающей стадии работы над связной речью – стадии формирования монологической речи.
Проблема развития диалогической речи остается одной из важных в практике логопедии. Согласно взглядам отечественных психологов (А,В, Запорожец, М. И. Лисина) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности.
При этом речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения.
Исследования О. С. Вершининой показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Н. С. Жукова отмечает, что существует и обратная зависимость – недоразвитие речевых средств снижает уровень общения.
В последнее время взгляд на развитие диалогической речи несколько изменился. Новые исследования В. В. Ветровой, С. А. Мироновой доказывают, что детский диалог чаще всего возникает не ради самого разговора, а детерминирован потребностями совместной игровой и продуктивной деятельности и является по сути частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия.
Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем к освоению диалогической речи.
Диалогическое высказывание выступает как основная форма общения, в недрах которой зарождается связная речь. (Как подчеркивает Эльконин неправильно отожествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную с диалогом). С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения с взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольников ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстников, желании донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении.
Развитие диалога – это двухсторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них ребенок Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, т. е. не умеют слышать. Слушать друг друга, инициативно высказываться.
Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В. И. Яшина, А. А Павлова и др.) В развитых формах диалог – не просто бытовой ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение.
У детей с речевой патологией – приступить к работе над диалогической речью можно, имея готовые предпосылки к формированию связной речи в виде сформированной фразы.
В работе над диалогической речью можно выделить три задачи:
- научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы);
- научить постановке вопросов;
- Воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу (эта задача в значительной степени психологическая)
Обучение умению отвечать на вопросы.
По своему характеру и по степени сложности выделяют три вида вопросов.
Репродуктивные (констатирующие) вопросы наиболее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями. Перечень их ограничен: кто? кто это? что? что это? что делает?
Ответы на репродуктивные вопросы как правило однословные (как назывные односоставные предложения, так и непольные):
Кто это? - Мальчик.
Что это? - Мячик
Что делает кот? - Спит.
Постепенно ответы следует усложнять, помогая детям начинать ответ с последнего слова (своеобразной подсказки), тем самым осуществляя переход к двухсловным предложениям. Модель отрабатывается по образцу:
Кто это? - Это мальчик.
Что это? - Это мячик.
Что делает кот? - Кот спит
Поэтому варианты этих вопросов:
Это кто?
Это что?
Что кот делает?
На данном этапе является некорректным, так как вместо помощи (подсказки) затрудняет ответы детей.
ПОИСКОВЫЕ вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространенных предложений (вначале с прямым дополнением без предлога, затем с косвенными как с предлогом, так и без него).
Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения, с которых начинается вопрос, где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой?
Продолжается отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова (словосочетания) вопроса. Это облегчает ребенку уже несколько усложненный ответ и является своего рода подсказкой, но и требует от педагога четкой, заранее продуманной формулировки вопросов. В данной ситуации из 2-х вариантов:
- Где спит кот?
- Где кот спит?
Предпочтительнее первый вариант, подсказывающий ответ:
Где спит кот? Кот спит на диване.
ПРОБЛЕМНЫЕ вопросы начинаются вопросительными наречиями почему? зачем?
Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное – по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной лексики.
В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.
Начинаем работу над формированием диалогической речи с наиболее простых вопросов и ответов, по мере усвоения которых подключаются все более сложные синтаксические конструкции и уменьшается помощь педагога.
Обычно, в повседневной жизни и в образовательной деятельности используются все виды вопросов и различные по структуре ответы, имеющие разное назначение в дальнейшем развитии связной речи и логического мышления детей:
- репродуктивные вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти);
- поисковые, кроме выше сказанного, развивают наблюдательность и внимание;
- проблемные, помогая устанавливать причинно-следственные связи и смысловые ассоциации, развивают логическое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединяют их в связный контекст.
Следующей и более сложной ступенью в овладении диалогической речью является обучение постановке вопросов.
Примерная последовательность в формировании умения постановки вопросов.
- Постановка вопросов кто? что? (кто это? что это?) по предметной картинке или предмету:
а) по данному педагогом образцу:
у педагога две картинки с изображением одушевленного и неодушевленного предмета. Показывая картинки, с изображением неодушевленного предмета даем образец вопроса что это?
Показывая картинки, с изображением одушевленных предметов, даем образец вопроса кто это?
Затем дети сами задают вопросы к своим картинкам или предметам.
- Постановка вопросов что делает? или что делают?:
а) по демонстрации действия, которые выполняет заранее подготовленный ребенок. Педагог задает вопрос что делает?
б) по элементарной 1- фигурной сюжетной картинке, изображающий предмет в действии, также по образцу:
1 утка летит 2 девочка сидит 3мальчик стоит
утка стоит девочка плачет мальчик бежит
утка плавает девочка смеется мальчик прыгает
Педагог выставляет на доске 1 группу картинок, дает образец вопроса к одной картинке из первой группы: Что делает утка? И предлагает детям поставить вопросы к двум оставшимся картинкам из 1 группы.
3.Постановка серии репродуктивных вопросов к парным 1-фигурным сюжетным картинкам, подобранным по принципу противопоставления действий.
Примеры таких пар:
Утка летит. - Лебедь плавает.
Мальчик стоит. - Девочка бежит.
После рассматривания пары картинок («Утка летит.» - «Лебедь плавает» педагог дает образец вопросов к ней:
Кто это? Кто летит? Что делает утка?
Ко второй картинке из этой пары («Лебедь плавает») дети по данному образцу сами задают вопросы: Кто это? Кто плавает? Что делает лебедь?
Далее две картинки из пары сопоставляются, что дает возможность усложнения вопросов, трансформации их по типу сопоставления по образцу:
Кто летит, а кто плавает? (Утка летит, а лебедь плавает).
Обучение, закрепление навыков диалогической речи в детском саду протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.
В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Это наиболее распространенная и универсальная форма речевого общения педагога с детьми в повседневной жизни. Неподготовленной беседа является для детей, педагог же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения учит детей языку.
Для совершенствования речи и перехода к сложной речевой конструкции необходимо на специальных занятиях проводить диалог с помощью подготовленной беседы и имитации (прием театрализации).
БЕСЕДА – организованный разговор педагога с группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу. Проводится по содержанию литературного произведения, картины. Она носит тематическую направленность и требует достаточно высокого уровня речевого, интеллектуального и эмоционального развития детей, а также большой предварительной работы педагога.
Беседа не должна быть игрой в одни ворота, когда педагог спрашивает, а дети отвечают. Это содержательный диалог нескольких собеседников, в котором ведущая роль принадлежит педагогу, но одновременно очень высок уровень речевой и интеллектуальной самостоятельности детей. Чего не так просто достигнуть.
Педагог определяет тему беседы, тщательно продумывает вопросы, моделирует ожидаемые ответы и предполагаемые вопросы детей, стимулирует активное участие детей в диалоге, особенно в постановке вопросов, иногда начиная вопрос или подсказывая тему, ключевое слово, направленность вопроса, предполагает свои варианты вопросов и ответов, корректирует, уточняет высказывания детей.
В результате беседы дети тренируются в построении фразы в диалоге, приобретают грамматические навыки.
Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают стихи, рассматривают с ними картинки. Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта необходимо использовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае опираются на ощущения и восприятия.
Большую роль в работе над диалогической речью играет театрализация – игра-инсценировка. Для пересказа в лицах могут быть использованы литературные произведения известных детских поэтов. А также народные песни. Театрализация (костюмированная) дает возможность не только совершенствовать разговорную речь, но и обогащает ее в эмоциональном отношении. В игре-инсценировке дети дословно пересказывают в лицах (по ролям) художественное произведение, иногда вместе. Иногда поочередно меняясь ролями.
Методика работы над диалогом.
Работа включает несколько этапов:
- ребенку предлагается внимательно послушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора;
- уточняются незнакомые непонятные слова;
- диалог выучивается всеми детьми;
- распределяются роли;
- каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно повышая и понижая голос, добиваясь яркого звучания текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Конспект логопедического подгруппового занятия по формированию связной речи на тему: «Одежда. Развитие диалогической речи» для детей средней группы с ОНР.
Цель: развитие диалогической речи детей в рамках лексической темы «Одежда»...
Развитие диалогической речи у детей с нарушением речи
Речь-важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественно...
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр
Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Из всех…знаний и умений самым...
«Формирование навыков диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и общим недоразвитием речи с помощью комиксов»
Взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Родители и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями...
Педагогическая технология "Развитие развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через изучение основ журналистики"
Актуальность Речь является основным средством проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной, эмоционально-волевой, познава...