Использование картинок, демонстрационных таблиц, фотоколлажей в развитии речи дошкольников.
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Использование картинок, демонстрационных таблиц, фотоколлажей в развитии речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kartinok_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.doc | 370.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование картинок, демонстрационных таблиц, фотоколлажей в развитии речи дошкольников.
Дети на каждом шагу сталкиваются с самыми разными картинками: в настольно-печатных играх, детских книгах и журналах, книжках- раскрасках, пазлах, тематических кубиках и т.д. Поэтому картинки являются незаменимыми помощниками при работе с детьми.
Игровые приемы в работе с картинками позволяют разнообразить ее, а, следовательно, заинтересовать и активизировать детей. Ведь при общении с ними важен каждый момент, способствующий обогащению и активизации словаря, формированию навыков словообразования и словоизменения, развитию связной речи.
Я предлагаю произвольный набор картинок, которые педагог может использовать, занимаясь с ребенком. Все задания основаны на них. Аналогично можно работать с любыми другими картинками. Наряду с картинками нами используются таблицы, фотоколлажи. На усмотрение педагогов можно использовать как таблицы и картинки фабричного производства, так и самостоятельно изготовленные
* | |||
* |
* |
Звукопроизношение и звуко-слоговой анализ:
-покажи картинку (подними руку), если услышишь правильное слово
Сарик, шарик, щарик, шалик, шарик, салик.
Машина, масина, мащина, насина, масына, машина.
-назови слова, четко произнося звук (с, з, ш, ж или другие)
-назови место звука в слове (начале, конце, середине),
-назови первый звук в каждом слове,
-назови последний звук в словах,
-какое слово начинается с предполагаемого слога (или в каком слове первая часть, например, «ма»),
-положи на каждую картинку столько пуговиц, сколько частей в этом слове,
-«Угадай, какую картинку я загадала?»
В названии того, что изображено на картинке, две части, а звук ш стоит не в начале.
Грамматический строй речи
Кого нет (не стало)? Чего нет (не стало)? (Родительный падеж.)
Педагог закрывает одну из картинок фишкой или карточкой.
Нет (не стало) лошади, шарика, груши.
- К какой картинке тянется пальчик? ( Дательный падеж.)
К чашке, к катушке.
- Что увидел? Кого увидел? (Винительный падеж.)
Шапку, машину, собаку.
- Назови соседей. (Творительный падеж.)
Шарик рядом с чашкой, машина рядом с шапкой и шортами, катушка с матрёшкой.
- О чём (о ком) не забуду глазки? (Предложный падеж.)
О матрёшке, о лошади, о шарике.
- Подскажи словечко.
1 вариант. Используется одна картинка с изображением лошади.
Маша давно мечтала покататься на ком? (Картинка.) Но в городе не было кого? (Картинка.) Летом в деревне она увидела кого? (Картинка.) Маша осторожно подошла к кому? (Картинка.) Она быстро подружилась с кем? (Картинка.) И всё лето каталась на ком? (Картинка.)
2 вариант. Используются несколько картинок, которые либо поочередно предъявляются ребёнку по ходу рассказа, либо он сам выбирает подходящую по смыслу и употребляет слово в нужной падежной форме.
Утром Маша выпила молоко из … (из чего?) Съела сочную … Поиграла с воздушным … Нарисовала картинку цветными … Маша села с папой в большую … и поехала в деревню, чтобы покататься на …
- Один и много. (Образование множественного числа существительных.)
Шар – шары, много шаров. Груша – груши, много груш.
- Посчитаем. (Согласование существительных с числительными.)
В качестве наглядной опоры можно использовать карточки с цифрами 1, 2 и 5.
Одна чашка, две чашки, пять чашек. Один карандаш, два карандаша, пять карандашей.
- Угадай-ка. (Согласование существительных с прилагательными.)
О какой картинке я могу сказать круглый, круглая; новые, новая?
- О чём или о ком говорит Незнайка? (Согласование существительных с местоимениями.)
Моя … (собака), мой … (карандаш), мои … (шорты).
- О чём или о ком спрашивает Незнайка?
Это что? (Катушка.) Это кто? (Лошадь.)
Словарь и словообразование
- Целое и части. (Название частей предметов.)
Что есть у машины? – Колёса, кабина, кузов, мотор. Что есть у лошади? – Грива, хвост, ноги, копыта.
- Большой – маленький. (Уменьшительно-ласкательные формы существительных.)
Большой шар, а маленький шарик. Большая шапка, а маленькая … Большие шорты, а маленькие …
- Подскажи нужное слово. (Слова-действия.)
Карандашом что делают? Из чашки что делают? На лошади что делают? С грушей что делают?
- Что мы видим, что мы слышим? (Подбор глаголов.
- Весёлое путешествие. (Глаголы движения с приставками.)
Маша захотела погулять и из дома что сделала? …(вышла). По дорожке .. (пошла). От дома далеко … (отошла). К речке … (подошла). Через речку … (перешла). В лес … (пришла). На полянку … (вышла). Всю полянку … (обошла). Ягод набрала и домой … (пошла).
Аналогично можно придумать историю о лошади (бежала, забежала, выбежала и т.д.) или сказку о шарике (летел, подлетел, отлетел, улетел).
- Кто больше знает слов? (Подбор прилагательных.)
Шарик какой? – Оранжевый, круглый, большой, лёгкий, воздушный.
Собака какая? - Большая, пушистая, добрая, ласковая, послушная, верная.
- Из чего это сделано? (Относительные прилагательные.)
Матрёшка из дерева, она какая? Чашка из фарфора, она какая? Шапка из меха, она какая? Шорты из хлопка, они какие?
- Найдём хозяина. (Притяжательные прилагательные.)
У Паши чьи шорты? (Пашины.) У папы чья машина? (Папина.) У собаки чей хвост? (Собачий.) У лошади чья грива? (Лошадиная.)
- Скажи наоборот. (Подбор антонимов.)
Шар большой, а наоборот – маленький. Собака добрая, а наоборот - … Шапка новая, а наоборот - …
Шар летит высоко, а наоборот - … Лошадь скачет быстро, а наоборот - …
Шапку связали, а наоборот - … Машину поломали, а наоборот - … Лошадь бежит, а наоборот - … Шорты надевают, а наоборот - …
- Хвастунишка. (Сравнительные формы наречий.)
Моя лошадь бегает быстро. – А моя ещё быстрее!
Мой шар летит высоко. – А мой ещё выше!
Моя шапка тёплая. – А моя ещё теплее!
Моя груша сладкая. – А моя ещё слаще!
Связная речь
- Составление предложений по 2-3 опорным словам (картинкам).
Составьте предложение, чтобы в нём были слова Маша, машина и карандаш – Маша нарисовала карандашом красивую машину.
- Составление предложений по демонстрации действий.
Педагог, показав ребёнку картину, имитирует действия с воображаемым предметом или объектом. Например, продемонстрировав картинку с изображением карандаша, педагог показывает, как точит его, рисует им или уронил на пол. Ребёнок должен составить соответствующее предложение.
Если в упражнении участвует несколько детей, то подобные «двигательные загадки» они могут загадывать друг другу.
- Составление предложений по одной картинке.
Педагог просит ребёнка составить предложение, например, про матрёшку.
- Для чего это нужно?
Ответь предложением, для чего нужна шапка? – Шапка нужна для того, чтобы в холод её надевать на голову.
- Повтори и продолжи предложение.
Папа сел в машину, чтобы … Алёша надел шапку, потому что … Мама купила груши для того, чтобы … Маша громко плачет из-за того, что …
- Составление описательного рассказа по одной из картинок.
Как вариант, можно предложить ребёнку составить рассказ-загадку, когда картинка не называется им, а остальные дети или педагог должны её угадать по описанию.
- Составление рассказа, сказки или небылицы с использованием всех картинок.
У лошадки сегодня день рождения. Маша нарисовала ей цветными карандашами матрёшку и стала собираться. Надела шортики, а шапку надевать не стала, потому что на улице тепло. Вместе с Пушком Маша поехала на машине. Пушок тоже приготовил лошадке подарок: он надул большой шар и завязал его ниткой (у него была целая катушка!). лошадке подарки очень понравились. Друзья поиграли и стали из чашек пить чай с вареньем из груш. Все были очень довольны!
Работа с разрезными картинками
В практике детского сада широко используются разрезные картинки, в качестве которых педагоги берут не только готовые пособия, но и открытки, красочные обложки тетрадей, альбомов. Работа с ними развивает у детей усидчивость, внимание, мышление, целостное восприятие, конструктивные навыки, активизирует речевое развитие ребёнка. Применяя одну и ту же картинку неоднократно, педагог, соответственно, предлагает каждый раз новые речевые
задания по её содержанию.
Разрезная картинка «Самолет»
Педагог задает ребенку вопросы по картинке. Ребенок может отвечать одним словом, используя нужную падежную форму, или полным предложением.
-Это что?
-Можно заниматься ремонтом чего?
-Вот эта часть подходит к чему?
-Полететь можно на чем?
-А другие самолеты полетят за нашим…(самолетом).
-Какие части есть у нашего самолета? (хвост, крылья, иллюминаторы…)
-Из чего может быть сделан самолет? Если самолет сделан из железа, он какой? (Железный). А из пластмассы? Из дерева?
-Как называется гараж для самолета? (Ангар).
-Как называется то место, откуда взлетает, а потом приземляется самолет? (Аэродром)
-Кто управляет самолетом? ( Пилот, летчик). Кто помогает в управлении? (Штурман, стюардесса).
-Что еще может летать?
-Кто может летать?
Картинки с сюжетными изображениями
Педагог предлагает ребенку различные задания по картинкам.
Вопросы по содержанию картинки.
-Кто изображен на картинке?
-Что он делает?
-Как выглядит?
-Продолжение начатого предложения
(Зайка и белочка ……., Оля взяла веник и совок, чтобы……)
Составление предложений по сюжету картинки.
Составление предложений по опорным словам.
(Зайка, игрушка, шкаф. Маша, веник, мусор.)
Исправление ошибок.
1 вариант
Игрушку держит белочка. Зайке очень грустно.
У Маши в руках лопата и ведро. Алеша хочет помочь маме.
2 вариант
Зайка несет плюшевый мишка.
У зайки длинный уши и короткий хвост.
Маша взял веник и совок. Маша будет подметать веник мусором.
Можно предложить ребенку придумать рассказ с персонажами, совместно пофантазировать.
-Откуда у зайки появилась новая игрушка?
-Как удивиться мама Машиной помощи?
Вариантов подобных заданий очень много. Подбирать их следует, опираясь на возможности ребенка и содержание картинок.
Главное в такой работе - не упускать возможность для развития детской речи. А организовать и направить ее в нужном направлении должны взрослые- педагоги и родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников
В докладе представлены различные методы наглядного моделирования в практической работе учителя-логопеда....
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников.
Выступление на Методическом объединении....
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.
Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...
Мое портфолио: «Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...
«Мастер – класс» на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Занятие, мастер-класс по развитию речи....
Использование экспериментальной деятельности в НОД по развитию речи дошкольников.
В данной статье подчеркивается необходимость побуждать детей дошкольного возраста к интересным открытиям и находкам при овладении устной и письменной речью. Читателю предлагаются образцы игр и уп...
"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....