Двигательная активность дошкольников при проведении речевых игр и упражнений.
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Двигательная активность дошкольников
при проведении речевых игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnaya_aktivnost_doshkolnikov_pri_provedenii_rechevyh_igr.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Двигательная активность дошкольников
при проведении речевых игр и упражнений
(картотека игр)
Для детей дошкольного возраста возможность посещать детский сад, овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программами.-показатели нормального функционального состояния их организма, состояния уравновешенности с внешней средой.
Одним из показателей здоровья детей является уровень физического и нервно-психического развития детей.
Согласно федеральным государственным стандартам к основной образовательной программе дошкольного образования сохранение и укрепление здоровья детей-одна из важнейших задач организации деятельности дошкольника в детском саду.
К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.
Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы.
Возникает необходимость нормализовать психическое и физическое состояние ребенка.
Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки, артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастик, физминутки и динамические паузы, аромотерапия, сказкотерапия и т.д.)
Многие занятия, в том числе и занятия по развитию речи, статичны.
В связи с этим возникает необходимость повысить двигательную активность детей даже при выполнении речевых упражнений.
Мы стараемся решать задачи по развитию речи максимально используя движения. Параллельно решаются задачи по развитию психических процессов - памяти, внимания, мышления.
В практике работы наряду с применением артикуляционной и пальчиковой гимнастики, использованием физминуток и динамических пауз традиционные речевые игры и упражнения мы проводим с движениями.
Это вызывает интерес детей, способствует закреплению речевых навыков в игровой форме, предотвращает переутомление детей на занятиях..
Картотека игр
с движениями по развитию речи.
Развитие слухового внимания
«Делай, что говорю» - воспитатель делает различные движения руками, при этом произносит совсем другие команды, дети должны выполнять ту команду, которую они слышат, а не то, что видят | «Слушай внимательно»- воспитатель дает задание, дети должны выполнить его только в том случае, когда услышат слово «пожалуйста» |
«Повтори правильно» - воспитатель разрешает сесть (или уйти по окончании занятия) тому, кто повторит правильно -2-3 слога (са-сы-со, ак-ок-ик, асту-уста-оста, фма-фмы-фму, аль-оль-уль) -2-3 слова (кит-кот, бак-мак, сок-ток-бок, жар-пар, баня-Ваня, клад-Влад.) Можно использовать слова, похожие по произношению, или отличные по произношению, но относящиеся к одной части речи (бежит, читает, стоит; быстро, ярко, весело). | «Выполни правильно»-педагог дает несколько заданий, ребенок должен запомнить инструкции и выполнить все задания по-порядку (Например: «Возьми книгу на подоконнике, отдай ее Тане, а мел из коробочки положи на стол») Дети следят за правильностью выполнения инструкций, хлопают тихо, если инструкция выполняется правильно, хлопают громко- если неправильно. |
Развитие фонематического слуха.
«Повтори правильно» - воспитатель разрешает сесть (или уйти по окончании занятия) тому, кто повторит правильно -2-3 слога (са-сы-со, ак-ок-ик, асту-уста-оста, фма-фмы-фму, аль-оль-уль) -2-3 слова (кит-кот, бак-мак, сок-ток-бок, жар-пар, баня-Ваня, клад-Влад.) Можно использовать слова, похожие по произношению, или отличные по произношению, но относящиеся к одной части речи (бежит, читает, стоит; быстро, ярко, весело). | «Покажи ладошку»- воспитатель называет изображение на картине. Если название правильное, дети показывают ладошку (ладошки) воспитателю, если с ошибкой-то показывают ладони тыльной стороной, например: -банан, панан, бунан , банан , банам. -машина, масына, масина, машина, махына, машина, мащина. -лампа, лямпа, уампа, лампа, рампа, лампа, ямпа. -пожар, пожай, пожал, пожар, пожау, позар, -школа, скола, школа, щкола, шкова, шкоя,школа -лента, ента, лента, лэнта, лента -щетка, сетка, щетка, шотка, щетка |
«Поймай звук» (произносится цепочка звуков, среди них заданный звук, «поймать» его в кулачок). | «Произнеси звук» ( любой ) столько раз сколько точек на кубике (или сколько пальчиков у меня ты видишь) |
«Покажи пальчики» - взрослый произносит любой звук определенное количество раз, ребенок показывает столько пальчиков, сколько раз он этот звук услышал. | « Кто внимательный»- (хлопни в ладоши, подпрыгни, подними руку, подними флажок, кружок и т. д.), если услышишь заданный звук – взрослый называет различные звуки или слова |
«Поймаю пальчик» («Зонтик»)- дети под ладонь взрослого ставят пальчики, взрослый произносит разные звуки. Дети быстро убирают пальчики при произношении взрослым определенного звука |
Деление слов на слоги
(основывается на четком послоговом проговаривании слова)
«Отхлопать» слово одной рукой или двумя руками по столу, по коленке | Разделить слово на части наклонами головы вправо и влево, |
«Отхлопать» слово ладонями | Разделить слово на части движениями руки вправо и влево, |
«Протопать» слово одной, двумя ногами | «Прошагай слово»- сделай столько шагов, сколько частей в слове, |
«Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится одна часть слова) | Показать столько пальцев, сколько частей в слове (сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами или за спиной) |
Подойти к цифре, которая соответствует количеству частей в слове, обозначающем предмет на карточке или произнесенный воспитателем | Поднять картинку с определенным количеством частей в слове |
Поднять цифру, соответствующую количеству слогов | Делить слово на части с одновременным нанизыванием колец на стержни |
Подойти к группе предметов, количество которых соответствует количеству частей в слове | «Щипалки» - делить слово на части с одновременным нажатием пальцами правой руки на пальцы левой (можно использовать слабые бельевые прищепки). |
Нанизывание бус, пуговиц на тесьму, откладывание косточек на счетах при произнесении слов по частям | «Цепочки» - взяться за руки такому количеству детей, которое соответствует количеству частей слова |
Использование фишек, кубиков, мелких игрушек, палочек, веточек, шишек и другого природного материала при выкладывании схемы слова (количество слогов) | «Рассели картинки (игрушки) правильно» - в одноэтажный дом-с одной частью, в двухэтажный - с двумя и т.д. |
Разрезать полоску бумаги (отломить кусочки пластилина) на соответствующее количество частей слова | Взрослый дает задание найти и встать около того предмета, в названии которого, определенное количество частей (слогов) |
Бросить кубик с точками и найти картинку (игрушку, предмет) с таким же количеством частей | Разложить картинки в два, три столбика (ряда) в зависимости от количества частей в их названии |
Расставить картинки под цифрами 1,2,3,4 в зависимости от количества частей в их названии |
Определение наличия звука в слове
«Хлопни в ладоши» если услышишь звук в слове (с, з, ш, ж, ч, л, ль и др.) | «Подними руку», если услышишь звук в слове (с, з, ш, ж, ч, л, ль и др.) |
«Подними флажок», если услышишь звук в слове (с, з, ш, ж, ч, л, ль и др.) | «Подними кружок»если услышишь звук в слове (с, з, ш, ж, ч, л, ль и др.) |
Определение места звука в слове
«Покажи правильно»-показать одной или двумя руками влево, вправо или перед собой место звука в слове (влево - в начале слова, перед собой – в середине, вправо - в конце слова), | «Поставь правильно» - поставить пальчик (фишку, игрушку) на полоску, обозначающую слово. (Полоска разделена на 3 части - первая часть обозначает начало слова, вторая - середину, третья- конец слова). |
«Нажми на кнопку» - игра аналогична предыдущей, но в начале, средине и конце полоски наклеены кружочки из поролона, дети нажимают «кнопку», соответствующую положению звука в слове. | «Разложи картинки правильно» - дети раскладывают картинки (игрушки) на кубики, в домики, в обручи, в круги из лент - красного цвета, если слово начинается с гласного звука - синего цвета, если слово начинается с твердого согласного звука - зеленого цвета, если слово начинается с согласного мягкого звука Аналогично можно провести эту игру на определение последнего звука в слове. |
Различение гласных-согласных звуков, согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости
«Клубочек» («Ниточка») - при произнесении гласных звуков а, у, и, о, ы, э делать движения правой рукой вокруг левой, как бы наматывая ниточку | «Лед-травка»- когда воспитатель произносит твердый согласный, дети сжимают руки в кулачки (лед), когда произносится мягкий согласный звук, дети шевелят пальчиками (травка). |
«Длинный - короткий» - воспитатель называет по очереди гласные и согласные звуки, дети показывают большой палец, если слышат короткий согласный звук, указательный - если слышат длинный гласный звук. | «Нитка, лед, травка» - воспитатель произносит гласный звук-дети двигаются по группе («нитка»), согласный твердый - дети замирают на месте («лед»), согласный мягкий - дети приседают («травка») |
«Звенит - не звенит» - воспитатель произносит звонкие согласные звуки, дети делают движение «колокольчики» около ушей («звенит»), воспитатель произносит глухие согласные звуки - дети прижимают ладошки к шее («не звенит») | «Произнеси парный звук» - воспитатель произносит твердый согласный, дети произносят этот звук мягко, или наоборот - воспитатель произносит мягкий звук, а дети – твердый (при произнесении твердых звуков сжимают кулачки, мягких -расправляют пальчики) Аналогично можно играть со звонкими и глухими звуками (при произношении звонкого звука руки около ушей, глухого -опущены вниз) |
Автоматизация и дифференциация звуков
При произношении звуков, слогов, слов пальцем правой руки поочередно дотрагиваться до пальцев левой руки или нажимать на подушечки пальцев указательным и большим пальцем другой руки. | При произношении звуков, слогов или слов пальцами правой руки нажимать на кнопки, бусинки, пуговицы и т.д. |
При произношении звуков, слогов или слов пальцами «ходить» по столу, шахматной доске, колючему коврику и др. | При произношении звуков, слогов или слов «прищипывать» фаланги пальцев бельевой прищепкой (прищепки должны быть слабыми) |
При произношении звуков, слогов или слов поочередно соединять большие пальцы на руках с остальными в колечко | «Игра на пианино» Положив ладони на стол, ребенок произносит заданный слог, поднимая и опуская поочередно пальцы, начиная с мизинца. |
Игра «Повтори -не ошибись» При повторении слогового ряда повторять определенные движения руками. Ребенок держит перед собой ладони тыльной стороной. Логопед прикасается то одной, то двумя ладонями, произнося закрепляемый слог. Затем это задание выполняет ребенок. | Упражнения на переключение движений рук с оречевлением своих действий ( например, кулаки-ладони; или кулак-кольцо-ладонь). Этими упражнениями дети закрепляют правильное произношение звуков Л иЛЬ |
«Покажи и назови». Педагог объясняет правила игры: дети должны показать ту часть тела, название которой услышат. Затем педагог усложняет задание, предлагая детям запомнить последовательность слов, правильно ее воспроизвести, показав и назвав нужную часть тела и лица: ладонь, лоб, локоть; локоть, лоб, ладонь; шея, макушка, ладошки; ладошки, макушка, шея; рука, подбородок, брови; брови, рука, подбородок Помимо закрепления правильного произношения в словах игра развивает внимание и быстроту реакции. | При знакомстве детей с гласными звуками А,У, И . При произнесении педагогом звука А дети поднимают руки над головой и показывают беззвучную артикуляцию этого звука; звука И- выполняют наклоны головы из стороны в сторону и улыбаются; звука У- вытягивают губы вперед в сторону указательного пальца правой руки Эта игра используется при определении гласного в средине слова. Предлагая детям показать с помощью движений, какие гласные звуки «живут» в словах тик-так-тук, педагог сначала произносит эти слова медленно, выделяя голосом гласный звук, затем ускоряет темп речи, изменяя последовательность слов. |
Игра «Ходил, ходил, ходил и…купил» (закрепление звука л в словах и предложения) Педагог раскладывает перед ребенком картинки, перевернув их обратной стороной, и предлагает ему «пойти не знаю куда, купить то, не знаю что». Ребенок «шагает» по столу указательным и средними пальцами правой или левой руки и открывает по одной картинке, проговаривая фразу: | Игра «Апельсин» (закрепление произношения звука ль) Дети проговаривают стихотворение и выполняют соответствующие движения пальцами. Мы делили апельсин (Дети соединяют подушечки пальцев друг с другом в форме шара) Много нас, а он один:Этв долечка-для папы, Эта долька-для бабули, Эта долька-для дедули, Эта долька-для меня, Остальное-кожура! (Поочередно разъединяют пальцы, начиная с большого) |
Обогащение словаря
«Кто - что» - воспитатель называет слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети встают, услышав слова, отвечающее на вопрос кто?, и садятся, услышав слова, отвечающие на вопрос что?. ( или поднимают и опускают руки). | «Я знаю…» - дети хлопают в ладоши, произнося слова «Я знаю пять ( воспитатель называет одну из групп: овощей, фруктов, месяцев, диких животных, домашних животных, дней недели, цветов, имен девочек, имен мальчиков, видов одежды, транспорта, мебели, инструментов, обуви, посуды, игрушек и т.д.)». При назывании предметов дети пальцами правой руки сжимают пальцы левой руки, начиная с большого (можно использовать бельевые прищепки) |
«Наоборот» - воспитатель произносит слово, при этом дотрагивается до ладошки ребенка, как бы «кладет» это слово на ладошку, ребенок придумывает и произносит слова, противоположные по смыслу и в ответ как бы «кладет» свое слово на ладонь воспитателю (можно применять движения, имитирующие игру в мяч) Холодный -, грязный -, большой -, высокий -, добрый-, узкий-, глубокий-, старый-, радостный-, здоровый-, смелый-, сухой-, быстрый-, аккуратный-, умный-, страшный-, мелкий-, далекий-, гладкий-, твердый-, мягкий-, светлый-,зло-, здоровье-, сила-, горе-, смелость-, ум-, зима-, жара-, грусть-, верх-, день-, добро-, веселье-, горе-, свет-, жара-, утро-, ночь-, зима-, осень-, трудиться -, намочить-, зажечь -, надевать -, спросить-, отвернуться-, выдернуть-,находить-, покупать-, гладить -, спрятать-, согнуть-, подплыть-, стирать-, опустить-, разбросать-, ломать-, обижать-, выливать-, ложиться-, уходить-, подходить-, приклеивать-, отвязывать-, бежать-, кричать-, завязывать-, разговаривать-, смеяться-, открывать-, ссориться-, падать-, отнимать-, давать-, отпускать-, сушить--, потерять-, трудиться-, молчать-, сесть-встать ломает-, вешает-, быстро-, темно-, высоко-, глубоко -, грустно -, далеко-, мелко-, сладко-, грязно-, темно-, медленно-, холодно-. Над-под, в-из, за-перед (Используются все части речи-существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги) | «Дальше» - педагог называет несколько слов из определенной группы предметов (овощи, фрукты, месяцы, дикие животные, домашние животные, дни недели, цвета, имена девочек, имена мальчиков, одежда, транспорт, мебель, инструменты, обувь, посуда, игрушки и т.д.), произносит слово «дальше», дотрагиваясь до ребенка - ребенок продолжает цепочку слов словом из этой же группы |
«Земля, воздух, вода» - ведущий несколько раз повторяя эти слова, идет по кругу из детей, останавливается перед любым ребенком, произнося одно из этих слов. Ребенок называет слово в ответ (что может быть в воздухе, на земле или в воде) | «Стрелка»- ведущий идет по кругу из детей, пальцем изображая стрелку, дети произносят слова «Стрелка, стрелка, повернись и на мне остановись». Ведущий останавливается, указывая на кого-либо из детей, и называет одну из групп предметов (овощи, фрукты, месяцы, дикие животные, домашние животные, дни недели, цвета, имена девочек, имена мальчиков, одежда, транспорт, мебель, инструменты, обувь, посуда, игрушки и т.д.). Ребенок в ответ называет слово из этой группы. Вариант-ведущий называет предмет, ребенок в ответ называет группу, к которой этот предмет относится (молоток-инструменты) |
«Слово на ладошке»- взрослый произносит слово на свою ладошку, «кладет» это слово на ладошку ребенку, а ребенок, произнеся свое слово себе на ладошку, «кладет» это слово на ладонь взрослому. Этот прием используется в играх «Скажи ласково», «Один - много», «Наоборот», «Есть - нет» (образование родит. падежа сущ-х ед. и мн. числа: «у меня есть кубик-а у меня нет кубика, у меня есть игрушки-а у меня нет игрушек) ), играх на развитие ассоциаций (ребенок произносит любое слово в ответ на слово взрослого например: вода-река, дом-крыша, школа – уроки, и т.д.) Можно использовать любой предмет (мяч, палочку, кубик, шарик, шишку, камушек), передавая его от ребенка к взрослому и наоборот, произнося при этом слова. | «Угадай что это или что это и изобрази этот предмет»- -это дерево с крепкими листьями, на нем растут желуди -это цветок, у него желтая серединка и белые лепестки -лохматый, косолапый -голодный, серый, злой -рогатая, большая, дает молоко -круглый резиновый |
«Добавь слово» -Сидит, стоит-кто? (мальчик, дед, человек и т.д) -шумит, дует-что? -растет, зеленеет-что? -скачет, прыгает-кто? (заяц, мальчик) -прячется –кто-? (солнышко, зайчик) «Подбери слово» (подбор существительных к глаголу) -Бежит : кто? (человек, собака…) Что?(река, ручей, молоко, время). Идет: кто? (девочка, кошка…) Что?(время, дождь, снег, град) Также можно дать задание подобрать картинки, названия которых употребляются с данным словом (глаголом) | «Кто что делает» Подобрать глаголы к существительным. Лошадь-скачет, бежит, мчится… Змея-ползет,кусает… Рыба-плывет, играет… Птица-летит, приземляется, клюет… (При произнесении каждого слова дети выкладывают фишку) |
Придумывание слов, отвечающих на вопрос КТО? По теме «Дикие животные» Большой кто? -слон, медведь, Сильный-лев, слон, Маленькая – белка, Злой - волк, Шустрая-белка, Неуклюжий-медведь, Трусливый-заяц. (При ответе дети показывают руками величину животного) | «Угадай, что это за животное?» Сторожит, грызет, лает-кто это, Царапается, мяукает, лакает-кто это, Хрюкает, роет-, Ржет, бегает, скачет-, Мычит, жует, ходит-, Летает, жужжит, жалит-. (Дети изображают это животное) |
«Кто что умеет делать?» Строитель-строить, учитель-учить, повар-готовить, врач-лечить, художник-рисовать, водитель-ездить, продавец-продавать, рабочий-работать, пекарь-печь, рыбак-рыбачить, | «Кто где живет?» Взрослый называет животного-ребенок называет его жилище, показывая руками-например дупло-овал, норка-маленький кружок. (Как вариант игры-взрослый называет жилище-ребенок животное) Белка-в дупле, Мышка- в норе, Кролики-в крольчатнике, Лошади-в конюшне, Медведь-в берлоге, Корова-в коровнике, Свинья-в свинарнике, Скворец-в скворечнике, Лиса-в норе. |
«Что для кого?» Дупло -для белки, нора –для лисы, конура (будка)-для собаки, сарай -для коровы, курятник -для кур, берлога -для медведя, логово -для волка, норка -для мышки. (При назывании жилища ребенок показывает руками размеры) | Угадай» Можно по картинке, можно по представлению. Взрослый называет слова, ребенок должен догадаться о каком предмете идет речь и показать с помощью движений этот предмет -тело, голова, лапы, хвост, усы, нос, шерсть—собака, + лакает, мяукает—кошка -кабина, кузов, колеса - машина. -крышка, ножки- стол, -крыша, фундамент, окна, двери -дом, здание, -корни, листья, ветки, ствол- дерево. |
«Назови части» Взрослый показывает картинку или просто называет слово, предлагает представить этот предмет и назвать его части, загибая при этом пальцы (выкладывая фишки, камушки и др.) -дом- двери, окна, фундамент, крыша -речка-вода, камни, рыбки -дерево-ствол, листья, ветки -автобус - колеса, окна, руль, двери -стол - ножки, крышка | «Назови целое» Взрослый показывает картинку или просто называет слово, предлагает представить этот предмет и сказать, где можно встретить этот предмет. Дети называют разные слова, загибая при этом пальцы (выкладывая фишки, камушки и др.) Дверь-дом, баня, комната, школа, здание Вода-озеро, река, море, колодец, пруд, океан, ручей, лужа. Руль-машина, трактор, велосипед. Штурвал-самолет, корабль. Рукав-платье, шуба, куртка. Ручка-ребенок, чайник, кружка, дверь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение двигательной активности дошкольников посредством речевых игр
Повышение двигательной активности дошкольников, развитие координационных способностей с помощью речевых игр. ...
Логопедическая ритмика, как один из способов повышения двигательной активности детей с речевой патологией
Логопедическая ритмика – это система занятий, основанная на использовании связи слова, музыки и движения...
Двигательная активность как стимулятор речевой деятельности на логопедических занятиях
ГБОУ «ИТШ»...
Выступление на межрегиональном семинаре для инструкторов по физической культуре "Использование логоритмических упражнений и игр в двигательной активности детей с ОВЗ, как средство преодоления речевых нарушений»
Что же такое логоритмика? Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных...
«Развитие двигательной активности детей раннего возраста через игровые упражнения в лазанье»
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы ДОУ. Так ка...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИБИРСКИХ БОРДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕСИБИРСКИХ БОРДОВДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»...
Конспект занятия по физической культуре для средней группы "Развитие двигательной активности у детей посредством игр и упражнений с мячом"
В конспект включены упражнения с маленикими мячиками для схого бассейна и массажными мячиками ....