Двигательная активность как стимулятор речевой деятельности на логопедических занятиях
статья по логопедии

Султанова Наталия Витальевна

ГБОУ «ИТШ»

                                                                                                                                               Учитель-логопед

                                                                                                                                             Н.В.Султанова

 

 

 

Двигательная активность как  стимулятор речевой деятельности

на логопедических занятиях
 

 Обычно различные обучающие занятия проходят   в  статическом положении. Нахождение  в одной позе для дошкольников   очень тяжело, так как  нервные процессы  у них неустойчивы.    Смена деятельности -  это всегда лучший отдых,  поэтому занимаясь с дошкольниками, нужно  разнообразить действия, которые часто повторяются, включая что-то новое для ребенка.   Лучший способ  справиться с утомлением это физминутка .  Она снимет  напряжение мышц  переключит  внимание  с одной деятельности на другую,  даст  отдых нервным центрам, которые задействованы. Таким образом, работоспособность ребят восстановится. 

 

Так как зоны зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов находятся в непосредственной близости друг от друга в задних отделах больших полушарий головного мозга, следовательно, проводя различные виды массажей и гимнастик, можно активизировать их работу.

Учеными давно установлено, что  трудности в овладении устной и письменной речью у детей  часто связаны с нарушением оптимального межполушарного взаимодействия.  Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования определенной структуры психики. С ней связаны   конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, гибкость и ригидность и т. д. Разная степень выраженности этих психических свойств, уже   представленна у ребенка шести лет, формирует склонность к преимущественной опоре на «левополушарный», «правополушарный» или «равнополушарный» типы мышления.

Левополушарный тип. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками, символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу, абстрактное, концептуальное и двумерное мышление. Информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно, медленно. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, вербальный, теоретический интеллект. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, возможность работать в одиночку, вопросы закрытого типа, вневременные задания. Для таких детей характерна высокая потребность в умственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «ИТШ»

                                                                                                                                               Учитель-логопед

                                                                                                                                             Н.В.Султанова

 

Двигательная активность как  стимулятор речевой деятельности

на логопедических занятиях

 Обычно различные обучающие занятия проходят   в  статическом положении. Нахождение  в одной позе для дошкольников   очень тяжело, так как  нервные процессы  у них неустойчивы.    Смена деятельности -  это всегда лучший отдых,  поэтому занимаясь с дошкольниками, нужно  разнообразить действия, которые часто повторяются, включая что-то новое для ребенка.   Лучший способ  справиться с утомлением это физминутка .  Она снимет  напряжение мышц  переключит  внимание  с одной деятельности на другую,  даст  отдых нервным центрам, которые задействованы. Таким образом, работоспособность ребят восстановится. 

 

Так как зоны зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов находятся в непосредственной близости друг от друга в задних отделах больших полушарий головного мозга, следовательно, проводя различные виды массажей и гимнастик, можно активизировать их работу.

Учеными давно установлено, что  трудности в овладении устной и письменной речью у детей  часто связаны с нарушением оптимального межполушарного взаимодействия.  Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования определенной структуры психики. С ней связаны   конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, гибкость и ригидность и т. д. Разная степень выраженности этих психических свойств, уже   представленна у ребенка шести лет, формирует склонность к преимущественной опоре на «левополушарный», «правополушарный» или «равнополушарный» типы мышления.

Левополушарный тип. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками, символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу, абстрактное, концептуальное и двумерное мышление. Информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно, медленно. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, вербальный, теоретический интеллект. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, возможность работать в одиночку, вопросы закрытого типа, вневременные задания. Для таких детей характерна высокая потребность в умственной деятельности.

Правополушарный тип. Правое полушарие оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и восприятие пространственных отношений. Обеспечивает синтетическую деятельность мозга; наглядно-образное, трехмерное мышление, связанное с целостным представлением ситуации и тех изменений в ней, которые желательно получить. Информация, поступившая в правое полушарие, обрабатывается быстро. Доминирование правого полушария определяет наличие невербального, практического интеллекта, способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успех в спорте. Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: творческие задания, привязанные к контексту, возможность экспериментировать, речевой ритм, работа в группе, синтез нового материала, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности.

Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. Это обеспечивает их синхронную деятельность в выборе стратегии мышления.

Методики обучения ориентированы главным образом на развитие левого полушария и не учитывают наличие различных типов развития функциональной асимметрии полушарий, а также разницу между мальчиками и девочками в скорости развития левого полушария. Поэтому в наилучших условиях оказываются левополушарные и равнополушарные девочки, а в самом невыгодном положении оказываются правополушарные мальчики.

В настоящее время растет число детей со сниженной активностью левого полушария. У таких детей наблюдается неспособность усваивать новый материал, неумение адекватно читать и писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений. Иногда они бывают «слепы» к целым фразам. Это состояние получило название «дислексия». При дислексии страдает способность к вербализации пространственных представлений, обнаруживается незрелость изобразительно-графических навыков, слабость вербально-логического мышления. Задания же, наиболее трудные для детей с поражением правого полушария (конструктивные, ориентировка в схематическом изображении пространственных отношений, стереогнозис), выполняются большинством детей с дислексией на уровне здоровых сверстников. Левополушарная недостаточность как на функциональном, так и на морфологическом уровне может быть обусловлена гиперфункцией правого полушария, которое подавляет созревание и функциональную активность левого полушария.

 Для того чтобы предупредить или уменьшить проблемы, вызванные отсутствием межполушарного взаимодействия, следует уже в дошкольном возрасте использовать (по возможности) упражнения, направленные на синхронизацию работы полушарий.

Данные упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания,

повышают устойчивость внимания

Массаж пальцев рук с использованием аппликатора Кузнецова

Стимуляция  биологически активных точек на пальцах рук, активизирует речевые центры в головном мозге.

Мышка мылом мыла лапку, каждый пальчик по порядку

Вот намылила большой, сполоснув затем водой.                        

Не забыла и Указку, смыв с него и грязь и краску.

Средний мылила усердно (самый грязный был, наверно).

Безымянный тёрла пастой, кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла, очень он боялся мыла!

Массажной щеткой растираем каждый пальчик

Пошли пальчики гулять, а вторые догонять,                           

Третьи пальчики бегом, а четвёртые пешком.          

Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал.

Поочередно нажимаем каждым  пальцем       на аппликатор.

Прижимаем обе ладони к аппликатору.

Самомассаж лица и шеи

Самомассаж лица и шеи активизирует мимические мышцы, а совместно с проговариванием стихотворного текста благотворно влияет на артикуляционную моторику.

Если солнце жарко греет,                    

Если лёгкий ветер веет

Стало сухо и тепло-

Это лето к нам пришло.

Если дождь стучит по крыше                

Листья падают неслышно,                    

Птица улетать пора-

Это осень к нам пришла.

Если вьюга кружит, злится              

Всюду белый снег кружится,                  

В снежных шапках все дома-

Это к нам пришла зима.

Если тает снег и лёд,                          

Звонкий ручеёк течет                                

Распускается листва-

Это к нам пришла весна.

Поглаживание от середины лба, носа, верхней, губы, подбородка к ушам.

 

Постукивание подушечками пальцев   по лбу, щекам, подбородку.

       

Круговые движения в области  лба, щек, подбородка.

 

Поглаживание обеими ладонями сверху вниз по лицу и шее.

Глазодвигательные упражнения

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения языка и глаз развивают межполушарное взаимодействие. Известно, что разнонаправленные  движения глаз и языка активизируют процесс обучения. Медленное выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

  1. Голова  фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатываются движения глаз по 4 основным (вверх, вниз, направо, налево) и по вспомогательным направлениям (диагоналям).
  2. Выполнение однонаправленных движений. Глаза и язык вправо – вдох, пауза, исходное положение – выдох, пауза и т.д.
  3. Голова фиксирована. Выполнять движения по траектории лежащей восьмёрки: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы. Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка:

-глаза и язык вправо по траектории лежащей восьмерки, вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;

- глаза и язык влево по траектории лежащей восьмерки, вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;

- глаза направо, язык налево вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;

- глаза налево, язык направо вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза.

Гимнастика для глаз

Голова остается неподвижной. Дети следят глазами за ярким наглядным пособием «стрекозой» (наглядное пособие).

Стрекоза летала браво, полетела она вправо,

Покружилась над цветком, подружила с мотыльком.

Полетела она влево, покружилась, как хотела.

И обратно возвратилась, на ромашку приземлилась.

***Движения «бабочки» по тексту.

Бабочка кружилась в поле над цветами, мы её пытались «удержать глазами»,

Поднималась высоко, опускалась низко, отлетала далеко, подлетала близко.

                                                                     

Упражнения, синхронизирующие  работу полушарий головного мозга

Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза. Опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

Упражнения для развития общей моторики

Дикие животные

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

Жил на свете попугай.

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

(руки в стороны, влево, вправо)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

(потянуться на носках, руки вверх)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

(делать приседания)

Прыгал, кланялся, шалил,

(наклоны головы или туловища вперед)

С малышами говорил.

Прогулка

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Птички- невелички

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

С добрым утром!

– С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз)

– Вы проснулись? (смотрим в бинокль)

– С добрым утром, ручки! (поглаживаем)

– Вы проснулись? (хлопаем)

– С добрым утром, ножки!

– Вы проснулись? (топают)

– С добрым утром, солнце! (раскрывают руки навстречу солнцу)

Доброе утро

- Доброе утро! — птицы запели.

(дети машут руками)

Добрые люди встают с постели;

(показывают, как просыпаются, потягиваются)

Прячется все темнота по углам,

(разбегаются, прячутся за мебелью)

Солнце вошло и идет по делам!

(возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Стоит робот на дороге,

У него не гнутся ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все движения разминки

повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе — хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность детей в ДОУ вне занятий

Здоровье — это состояние полноценного физического, психического и социального благополучия. Всемирная организация здравоохранения       Физическое развитие — процесс форм...

Музыкально - ритмические движения как средство повышения двигательной активности у детей на музыкальных занятиях

 Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и ...

Мастер-класс "Двигательная активность детей в парах на занятиях по физкультуре это интересно, весело и эффективно"

Занятия физкультурой и спортом - неисчерпаемый источник бодрости и прекрасного здоровья.Забота о здоровье,эмоциональном благополучие и всестороннем развитии ребенка - одна из первостепенных задач педа...

«Роль двигательной активности в речевом развитии ребенка»

Цель: совершенствование речи дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие.Задачи:1.Развитие фонематического слуха, с применением игр на координа...

Формы организации  двигательной активности детей дошкольного возраста вне занятий .

Статья раскрывает разнообразные формы организации  двигательной активности детей дошкольников  вне занятий....