Двигательная активность как стимулятор речевой деятельности на логопедических занятиях
статья по логопедии
ГБОУ «ИТШ»
Учитель-логопед
Н.В.Султанова
Двигательная активность как стимулятор речевой деятельности
на логопедических занятиях
Обычно различные обучающие занятия проходят в статическом положении. Нахождение в одной позе для дошкольников очень тяжело, так как нервные процессы у них неустойчивы. Смена деятельности - это всегда лучший отдых, поэтому занимаясь с дошкольниками, нужно разнообразить действия, которые часто повторяются, включая что-то новое для ребенка. Лучший способ справиться с утомлением это физминутка . Она снимет напряжение мышц переключит внимание с одной деятельности на другую, даст отдых нервным центрам, которые задействованы. Таким образом, работоспособность ребят восстановится.
Так как зоны зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов находятся в непосредственной близости друг от друга в задних отделах больших полушарий головного мозга, следовательно, проводя различные виды массажей и гимнастик, можно активизировать их работу.
Учеными давно установлено, что трудности в овладении устной и письменной речью у детей часто связаны с нарушением оптимального межполушарного взаимодействия. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования определенной структуры психики. С ней связаны конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, гибкость и ригидность и т. д. Разная степень выраженности этих психических свойств, уже представленна у ребенка шести лет, формирует склонность к преимущественной опоре на «левополушарный», «правополушарный» или «равнополушарный» типы мышления.
Левополушарный тип. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками, символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу, абстрактное, концептуальное и двумерное мышление. Информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно, медленно. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, вербальный, теоретический интеллект. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, возможность работать в одиночку, вопросы закрытого типа, вневременные задания. Для таких детей характерна высокая потребность в умственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnaya_aktivnost.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «ИТШ»
Учитель-логопед
Н.В.Султанова
Двигательная активность как стимулятор речевой деятельности
на логопедических занятиях
Обычно различные обучающие занятия проходят в статическом положении. Нахождение в одной позе для дошкольников очень тяжело, так как нервные процессы у них неустойчивы. Смена деятельности - это всегда лучший отдых, поэтому занимаясь с дошкольниками, нужно разнообразить действия, которые часто повторяются, включая что-то новое для ребенка. Лучший способ справиться с утомлением это физминутка . Она снимет напряжение мышц переключит внимание с одной деятельности на другую, даст отдых нервным центрам, которые задействованы. Таким образом, работоспособность ребят восстановится.
Так как зоны зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов находятся в непосредственной близости друг от друга в задних отделах больших полушарий головного мозга, следовательно, проводя различные виды массажей и гимнастик, можно активизировать их работу.
Учеными давно установлено, что трудности в овладении устной и письменной речью у детей часто связаны с нарушением оптимального межполушарного взаимодействия. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования определенной структуры психики. С ней связаны конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, гибкость и ригидность и т. д. Разная степень выраженности этих психических свойств, уже представленна у ребенка шести лет, формирует склонность к преимущественной опоре на «левополушарный», «правополушарный» или «равнополушарный» типы мышления.
Левополушарный тип. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками, символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу, абстрактное, концептуальное и двумерное мышление. Информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно, медленно. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, вербальный, теоретический интеллект. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, возможность работать в одиночку, вопросы закрытого типа, вневременные задания. Для таких детей характерна высокая потребность в умственной деятельности.
Правополушарный тип. Правое полушарие оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и восприятие пространственных отношений. Обеспечивает синтетическую деятельность мозга; наглядно-образное, трехмерное мышление, связанное с целостным представлением ситуации и тех изменений в ней, которые желательно получить. Информация, поступившая в правое полушарие, обрабатывается быстро. Доминирование правого полушария определяет наличие невербального, практического интеллекта, способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успех в спорте. Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: творческие задания, привязанные к контексту, возможность экспериментировать, речевой ритм, работа в группе, синтез нового материала, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности.
Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. Это обеспечивает их синхронную деятельность в выборе стратегии мышления.
Методики обучения ориентированы главным образом на развитие левого полушария и не учитывают наличие различных типов развития функциональной асимметрии полушарий, а также разницу между мальчиками и девочками в скорости развития левого полушария. Поэтому в наилучших условиях оказываются левополушарные и равнополушарные девочки, а в самом невыгодном положении оказываются правополушарные мальчики.
В настоящее время растет число детей со сниженной активностью левого полушария. У таких детей наблюдается неспособность усваивать новый материал, неумение адекватно читать и писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений. Иногда они бывают «слепы» к целым фразам. Это состояние получило название «дислексия». При дислексии страдает способность к вербализации пространственных представлений, обнаруживается незрелость изобразительно-графических навыков, слабость вербально-логического мышления. Задания же, наиболее трудные для детей с поражением правого полушария (конструктивные, ориентировка в схематическом изображении пространственных отношений, стереогнозис), выполняются большинством детей с дислексией на уровне здоровых сверстников. Левополушарная недостаточность как на функциональном, так и на морфологическом уровне может быть обусловлена гиперфункцией правого полушария, которое подавляет созревание и функциональную активность левого полушария.
Для того чтобы предупредить или уменьшить проблемы, вызванные отсутствием межполушарного взаимодействия, следует уже в дошкольном возрасте использовать (по возможности) упражнения, направленные на синхронизацию работы полушарий.
Данные упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания,
повышают устойчивость внимания
Массаж пальцев рук с использованием аппликатора Кузнецова Стимуляция биологически активных точек на пальцах рук, активизирует речевые центры в головном мозге. | |
Мышка мылом мыла лапку, каждый пальчик по порядку Вот намылила большой, сполоснув затем водой. Не забыла и Указку, смыв с него и грязь и краску. Средний мылила усердно (самый грязный был, наверно). Безымянный тёрла пастой, кожа сразу стала красной. А мизинчик быстро мыла, очень он боялся мыла! | Массажной щеткой растираем каждый пальчик |
Пошли пальчики гулять, а вторые догонять, Третьи пальчики бегом, а четвёртые пешком. Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал. | Поочередно нажимаем каждым пальцем на аппликатор. Прижимаем обе ладони к аппликатору. |
Самомассаж лица и шеи Самомассаж лица и шеи активизирует мимические мышцы, а совместно с проговариванием стихотворного текста благотворно влияет на артикуляционную моторику. | |
Если солнце жарко греет, Если лёгкий ветер веет Стало сухо и тепло- Это лето к нам пришло. Если дождь стучит по крыше Листья падают неслышно, Птица улетать пора- Это осень к нам пришла. Если вьюга кружит, злится Всюду белый снег кружится, В снежных шапках все дома- Это к нам пришла зима. Если тает снег и лёд, Звонкий ручеёк течет Распускается листва- Это к нам пришла весна. | Поглаживание от середины лба, носа, верхней, губы, подбородка к ушам.
Постукивание подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.
Круговые движения в области лба, щек, подбородка.
Поглаживание обеими ладонями сверху вниз по лицу и шее. |
Глазодвигательные упражнения
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения языка и глаз развивают межполушарное взаимодействие. Известно, что разнонаправленные движения глаз и языка активизируют процесс обучения. Медленное выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
- Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатываются движения глаз по 4 основным (вверх, вниз, направо, налево) и по вспомогательным направлениям (диагоналям).
- Выполнение однонаправленных движений. Глаза и язык вправо – вдох, пауза, исходное положение – выдох, пауза и т.д.
- Голова фиксирована. Выполнять движения по траектории лежащей восьмёрки: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы. Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка:
-глаза и язык вправо по траектории лежащей восьмерки, вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;
- глаза и язык влево по траектории лежащей восьмерки, вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;
- глаза направо, язык налево вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;
- глаза налево, язык направо вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза.
Гимнастика для глаз
Голова остается неподвижной. Дети следят глазами за ярким наглядным пособием «стрекозой» (наглядное пособие).
Стрекоза летала браво, полетела она вправо,
Покружилась над цветком, подружила с мотыльком.
Полетела она влево, покружилась, как хотела.
И обратно возвратилась, на ромашку приземлилась.
***Движения «бабочки» по тексту.
Бабочка кружилась в поле над цветами, мы её пытались «удержать глазами»,
Поднималась высоко, опускалась низко, отлетала далеко, подлетала близко.
Упражнения, синхронизирующие работу полушарий головного мозга
Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза. Опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
Упражнения для развития общей моторики | |
Дикие животные Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, – Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где достать – не знал. | Жил на свете попугай. Жил на свете попугай. Крылья шире расправляй. (руки в стороны, влево, вправо) Он любил летать всех выше, Выше пальм, жирафов выше. (потянуться на носках, руки вверх) В гости к деткам прилетал, Вместе с ними отдыхал, (делать приседания) Прыгал, кланялся, шалил, (наклоны головы или туловища вперед) С малышами говорил. |
Прогулка Мы к лесной полянке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнем, А потом гулять пойдем. | Птички- невелички По лесу летают, Песни распевают, (машем руками, как крылышками) Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) Там не тронет их никто. |
С добрым утром! – С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз) – Вы проснулись? (смотрим в бинокль) – С добрым утром, ручки! (поглаживаем) – Вы проснулись? (хлопаем) – С добрым утром, ножки! – Вы проснулись? (топают) – С добрым утром, солнце! (раскрывают руки навстречу солнцу) | Доброе утро - Доброе утро! — птицы запели. (дети машут руками) Добрые люди встают с постели; (показывают, как просыпаются, потягиваются) Прячется все темнота по углам, (разбегаются, прячутся за мебелью) Солнце вошло и идет по делам! (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте) |
Руки подняли и покачали. Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем. Крылья сложили назад. | Стоит робот на дороге, У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять. |
Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе — хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! | Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке. (имитировать движения пингвинов, шагать по кругу) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей." Способы повышения двигательной активности детей старшего возраста на занятиях по физической культуре".
Способы повышения моторной плотности на занятиях по физической культуре....
Двигательная активность детей в ДОУ вне занятий
Здоровье — это состояние полноценного физического, психического и социального благополучия. Всемирная организация здравоохранения Физическое развитие — процесс форм...
Музыкально - ритмические движения как средство повышения двигательной активности у детей на музыкальных занятиях
Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и ...
Мастер-класс "Двигательная активность детей в парах на занятиях по физкультуре это интересно, весело и эффективно"
Занятия физкультурой и спортом - неисчерпаемый источник бодрости и прекрасного здоровья.Забота о здоровье,эмоциональном благополучие и всестороннем развитии ребенка - одна из первостепенных задач педа...
«Роль двигательной активности в речевом развитии ребенка»
Цель: совершенствование речи дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие.Задачи:1.Развитие фонематического слуха, с применением игр на координа...
Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания.
Картотека игр для детей младшего возраста....
Формы организации двигательной активности детей дошкольного возраста вне занятий .
Статья раскрывает разнообразные формы организации двигательной активности детей дошкольников вне занятий....
- Мне нравится (1)