Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками имеющими нарушения речи
учебно-методический материал по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 20 «ЗОЛУШКА»
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками имеющими нарушения речи
Подготовила: учитель – логопед
М.В.Охотникова
г.Нефтеюганск, 2017
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
-познавательные, воспитательные, развивающие;
-репродуктивные, продуктивные, творческие;
-коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:
-различают игры с предметами и без предметов,
-настольно-печатные;
-комнатные,
- уличные, на местности,
-компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
-дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
-развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
-воспитательные (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
-социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;-воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;-в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:
-Развитие мелкой моторики мышц кистей;
-Развитие координационных способностей;
-Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;
-Формирование фонетического слуха;
-Развитие устной речи;
-Формирование четкости артикуляции;
-Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.
Для формирования мотивации речевой деятельности детей используются такие приемы, как:
∙поощрения;
∙беседы;
∙рассказы;
∙эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
∙создание проблемной ситуации;
∙демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;
∙встречи сосказочными героями;
∙использование кукол, атрибутов иэлементов костюмов разных персонажей.
В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи включаю игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий детей имеет свою специфику. Специфическими методами и приемами добиваюсь правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не преодолеваются, они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра. Для работы с детьми ОВЗ (ТНР) используются игры вызвающие ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками, и ребёнок вовлекается в игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.
Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.
Материал может быть использован как для практической работы, так и для консультирования родителей....
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи. Для оптимизации кор...
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими нарушения речи
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она ис...
Доклад на тему: Использование игровых технологий в коррекционной развивающей работе с детьми ТМНР
Доклад на методическом объединении...
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал раскрывает особенности организации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность проблемы обосновывается использованием игровых развив...
Статья "Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающем процессе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи"
Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающем процессе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речиОдной из острых проблем, с которыми сталкивается человечество в настоящее ...