КОНСПЕКТ индивидуального коррекционного занятия по формированию звукопроизношения с использованием мультимедийно – методического пособия.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 28 «ИСКОРКА» г. Псков, ул.Ижорского батальона д. 41 а, 180020(8112) 75-91-91; 75-01-71 e-mail: ps.mdou28@yandex.ru |
КОНСПЕКТ
индивидуального коррекционного занятия
с использованием мультимедийно – методического пособия.
Подготовила:
Учитель–логопед
Сипайло Элла Ивановна
Псков 2016
Тема: Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях и предложениях.
Цель: Закрепление навыка правильного произношении звука [Р] в словосочетаниях и предложениях.
Задачи.
Образовательные:
- Уточнять представление об артикуляционном укладе звука [Р] и его характеристики.
- Совершенствовать навык согласования им. существительных с местоимениями (мой, моя, моё).
- Закреплять навык согласования им. прилагательных с им. существительными в роде, числе, падеже.
- Закреплять навык определения позицию звука [Р] в слове.
- Закреплять навык образования относительных прилагательных от имен существительных и употребления их в простых распространенных предложениях.
- Уточнять и активизировать словный запас по лексическим тема: «Дикие и домашние животные», «Насекомые».
- Совершенствовать навык употребления предлога (В).
- Закрепить навык употребления имен существительных в форме предложного падежа единственного числа.
- Продолжать обучать связному высказыванию.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие.
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Развивать слуховую память.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.
- Воспитывать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование:
- Компьютер (презентация);
- карточки для артикуляционной гимнастики;
- пособие «Поддувалочки»;
- картнки: Копатыч, Нюша, Карыч, Крош, Бараш, Совунья;
- коврик – травка для пальчиковой игры «Полянка»;
- Игры: «Волшебные домики»,
- «Волшебный экран»,
- «Звуковой светофор»,
- «Бабушкино варенье»,
- «Помоги найти домик»,
- маркер, рабочий лист с заданием,
- предметные картинки,
- зеркало.
Предварительная работа: заучивание стихотворений для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, чтение рассказов о смешариках, рассматривание иллюстраций и картинок в книге о смешариках, выполнение артикуляционной гимнастики, беседа о диких, домашних животных и насекомых.
Ход занятия:
I. Вводная часть:
1. Организационный момент.
- Посмотри, кто пришел к нам в гости сегодня? (Карыч).
- Он рассказал мне одну историю, которая с ним произошла.
2. Пальчиковая игра «Полянка»
- Однажды Кар-карыч простудился, у него так сильно болело горло. Он не мог каркать, так как, от сильной простуды у него пропал звук [Р]. Его друзья - смешарики отправились в гости к Кар-карычу, чтобы помочь ему заново научиться произносить звук [Р]. Давай посмотрим, кто пришел в гости к Карычу.
Ребенок выставляет на фланелеграфе картинки смешариков. Смешарики весело бежали по дорожке. Остановились на полянке и стали прыгать на травке.
- У нас с тобой тоже есть «полянка» поиграем.
Логопед с ребенком играют в пальчиковую игру «Полянка».
На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. Шла медведица спросонок, А за нею - медвежонок. А потом пришли детишки, Принесли в портфелях книжки Стали книжки открывать И в тетрадочках писать. Написали дружно мы. Все! Тетрадочки убрали И обедать побежали. | Прыгаем всеми пальцами по коврику. Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев. «Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик. Ладони попеременно гладят коврик. «Переступаем» ребром ладони. 2 – е и 3 – е пальцы «идут». Кисти раскрываются ладонями вверх. Пишем указательным пальцем буквы. Соединяем ладони. «Бежим» 2 – ми и 3 – ми пальцами. |
II. Основная часть:
1. Дыхательная гимнастика «Поддувалочка».
- Пришли смешарики к Кар-карычу. Стали поить его чаем. Но чай был очень горячий. Остудим чай – подуем на него.
- Нюша хотела подать Карычу конфетку, но не могла дотянуться. Подуй на конфетку, подвинь ее к Нюше.
- Крош хотел принести Карычу торт. Но по дороге на торт слетелись осы. Отгони ос.
- Совунья собрала цветы и хотела подарить Карычу, но прилетели бабочки и сели на цветы. Сдуй бабочек.
Ребенку предлагаются поочередно листы пособия «поддувалочка»: подуть на чай, «подвинуть» конфетку Нюше, сдуй ос.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Смешарики стали думать, как помочь Карычу.
и предложили потренировать язычок.
Игра «Зарядка для язычка». Л: - Пройди лабиринт. Какое первое упражнение? | |
Упражнение «Лошадка» -Язычком пощёлкай громко – стук копыт услышишь звонкий. Упражнение «Качели» -На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. Упражнение «Индюк» - Целый день индюк болтал И ни капли не устал. Упражнение «Вкусное варенье» - Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. | Упражнение «Чистим зубки» -Чудо – щетка у меня Чищу зубы я с утра. Упражнение «Барабан» - На ромашковой лужайке Барабанит громко зайка. Упражнение «Грибок» Покажи, какой грибок увидел Язычок. Упражнение «Чашечка» - Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем. |
- Теперь наш язычок готов к работе.
3. Динамическая пауза.
- А на, что похожа буква Р?
Букву Р писать несложно. Справа к палке осторожно Подрисуем мы кружок — И получится флажок. | Шагаем на месте. Выставляем левую руку. Рисуем правой рукой круг. Сделать из ладоней флажок. |
4.Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].
- Вспомним, как правильно произносить звук [Р].
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]?
(Губы в улыбке, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка?
(Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая). (Ребенок повторяет перед зеркалом.)
- Правильно.
Ротик свой мы открываем,
Язычок приподнимаем,
В бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмём,
Да и сильно дуть начнём.
Язычок наш задрожит
Никуда не убежит.
Всем он так и говорит:
«Эта сильная струя
Дрожать заставила меня.
Не от страха я дрожу,
Лишь мотор свой завожу».
Характеристика звука [ Р] – согласный (почему?), звонкий (почему?), твердый.
- Карыч снова может произносить звук [Р]. - Получилось! Отлично! Молодец! Ты хорошо и красиво произносила звук [Р] и вместе со смешариками помогла Карычу научиться каркать снова.
5. Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях.
а) - Каждый из смешариков приготовил для Карыча интересную игру.
- Крош принес игру «Волшебные домики»» - помогите Карычу поселить картинки в их домики.
- В 1й домик – картинки, про которые можно сказать – мой, во 2й – моя, в 3й – мое.
- (Моя бабушка, мой робот, мое перо). (Четко произносим звук [Р]).
б) - Совунья приготовила интересную игру «Волшебный экран».
- На экране будут появляться картинки, а ты помоги Карычу и назови какая картинка.
(Оранжевая морковь, красные розы). Следить за произношением звука [Р].
в) - Нюша очень любит красивые вещи. Она принесла Карычу розовые бусы. Но на бусах не видно рисунков. Если ты назовешь картинки с подходящим словом «красивое», «красивая», «красивый», на бусах появятся рисунки.
На экране появляются «бусы». Логопед предлагает ребенку картинки, ребенок произносит словосочетания: красивое ведро, красивая расческа, красивый виноград, красивая рыба, красивый тигр, красивое перо
На бусине появляется аналогичная картинка.
6. Автоматизация звука [Р] в предложениях.
а). Игра "Что перепутал Лосяш ?" (с мячом - ежиком).
Логопед: Скажи, что перепутал Лосяш, когда составлял предложения.
- Листочки жуют жирафа.
- Пальма сидит на мартышке.
- Лианы качаются на мартышках.
- Пасть раскрывает крокодила.
б). Определение позиции звука в слове.
- Копатыч принес для Карыча игру: «Звуковой светофор» и попросил его определить, где слышится звук [Р] в словах. Помоги Карычу.
- Возьми картинки и назови их. На красный круг положи картинки в названии которых звук [Р] слышится в начале слова, на желтый – звук [Р] в середине, на зеленый – звук [Р] в конце.
(Рыба – звук [Р] слышится в начале слова).
- Выполним гимнастику для глаз, им тоже нужно отдохнуть.
Ребенок вместе с логопедом выполняет гимнастику. Нарисуй в воздухе круг, овал, квадрат, треугольник.
в). - Бараш, предлагает поиграть в игру «Бабушкино повидло». Есть одно условие, брать можно только одну картинку. Прикрепи ее рядом с картинкой бабушки и назови, какое повидло у бабушки. (У бабушки персиковое повидло).
г). - Ежик принес Кар - карычу интересную игру «Помоги найти домик? ». Помоги Карычу. Проведи линии от каждого героя к его жилищу и назови, кто, где живёт?
- Муравей живет в муравейнике. Медведь живет в берлоге. Бобер живет в хатке.
- Корова живет в коровнике.
III. Итоговая часть:
- Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому чётко и правильно произносила звук [Р] в словосочетаниях и предложениях.
Если звук [Р] не получается –
Очень часто казусы случаются:
Ты спрашиваешь: «Где берет»,
Тебе дают в кино билет!
Всё потому, что этот звук –
Труднейший среди звуков.
И стоит нам немало мук,
Чтоб стал он добрым другом.
Я хочу подарить тебе медаль, которая означает, что ты подружилась со звуком [Р] и картинку этого звука. А ты дома её раскрасишь вместе с мамой и расскажешь ей о звуке [Р], и о том, что мы делали на занятии.
Самоанализ индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения.
Занятие было построено по технологии игрового и развивающего обучения. На занятии были использованы дидактические игры, что повысило внутреннюю мотивацию Виолетты.
Данное занятие проводилось с девочкой подготовительной коррекционной группы с логопедические заключения: Обще недоразвитие речи 3 уровня с синдромом дизартрии.
Тема: Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях и предложениях.
Была поставлена следующая цель: закрепление навыка правильного произношении звука [Р] в словосочетаниях и предложениях, которая достигалась путём решения следующих задач:
Образовательные:
- Уточнять представление об артикуляционном укладе звука [Р] и его характеристики.
- Совершенствовать навык согласования им. существительных с местоимениями (мой, моя, моё).
- Закреплять навык согласования им. прилагательных с им. существительными в роде, числе, падеже.
- Закреплять навык определения позицию звука [Р] в слове.
- Закреплять навык образования относительных прилагательных от имен существительных и употребления их в простых распространенных предложениях.
- Уточнять и активизировать словный запас по лексическим тема: «Дикие и домашние животные», «Насекомые».
- Совершенствовать навык употребления предлога (В).
- Закрепить навык употребления имен существительных в форме предложного падежа единственного числа.
- Продолжать обучать связному высказыванию.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие.
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Развивать слуховую память.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.
- Воспитывать положительную мотивацию на занятии.
1. Поставленные цель и задачи занятия была доведена до Виолетты, были ей понятны и соответствовали содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту и были подобраны с учётом её индивидуальных особенностей.
2. Поставленная цель и задачи в процессе занятия были достигнуты.
3. Структура занятия соответствовала его цели и задачам: этапы занятия были логически последовательны и взаимосвязаны; временя между этапами занятия, распределялось целесообразно; наглядные пособия, дидактический материал и использование презентации способствовали поддержанию интереса Виолетты и активности её в течение всего занятия.
4. Содержание занятия соответствовало требованиям рабочей программы и имело образовательную и воспитательную направленность; изложение изучаемого материала было доступным и полным, прослеживалась актуализация опорных знаний, была организована самостоятельная работа ребенка. Степень сложности тренировочных упражнений соответствовала уровня подготовленности ребенка, словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания и стимуляция речемыслительной деятельности посредством использование вопросов разного типа (прямых, наводящих), применение дополнительных наглядных опор (картинок, игр, презентации).
5.Использовались игровые упражнения «Зарядка для язычка» на развитие артикуляционной моторики с целью - подготовки речевого аппарата к занятию. Для развития: мелкой моторики обыгрывалось стихотворение «Полянка», речевого дыхания была проведена игра «Поддувалочки», фонематического слуха - упражнение «Звуковой светофор». В речевые играх закрепляли навык правильного звукопроизношения. Использовались задания с опорой на несколько анализаторов (развитие высших психических функций).
Для обучения детей согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах использовались игры: «Волшебный экран», «Бабушкино варенье». Для закрепление навыка согласования им. существительных с местоимениями (мой, моя, моё) использовалась игра «Волшебные домики».
Была проведена работа по закреплению навыка, составлять простые распространенные предложения.
В ходе занятия был постоянный контроль, за внятностью и четкостью произношения звуков.
6. На протяжении всего занятия у Виолетты поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев, речевые игры.
Активность ребенка была постоянной; На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Виолетта проявляла положительный эмоциональный настрой и достигла поставленных целей. Речь была правильной, чёткой, эмоциональной.
Была проведена работа над ошибками.
7. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам:
- последовательность упражнений строилась по принципу от простого к сложному,
- смена видов деятельности,
- своевременное и качественное проведение динамической паузы,
- создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания,
- посильность нагрузки речевого и дидактического материала,
- целесообразное ослабление напряженности в конце занятия.
9.Итог занятия подведен, поставленные цель и задачи достигнуты и соответствуют содержанию занятия.
Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая и обширная наглядность, сюрпризный момент, встреча с героями мультфильма, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало ребенку возможности отвлекаться и уставать. Несмотря на насыщенность занятия играми и заданиями, оно продолжалось 20 минут. Использовались здоровьесберегающие методики: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения для коррекции мелкой моторики. На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности.
В процессе занятия реализовался принцип индивидуально-дифференцированного подхода на основе интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие» (расширение знаний о диких и домашних животных, насекомых);
«Социально-коммуникативное развитие» (дети упражнялись в речевом общении взаимодействии с логопедом, незнакомыми людьми),
«Речевое развитие» (активизировать словарь, продолжать учить детей отвечать на вопросы, развивать монологическую и диалогическую речь);
«Художественно – эстетическое» (чтение стихотворений);
«Физическое развитие» (развивать мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание).
крыжовенный
-ая, -ое.
прил. к крыжовник.
Крыжовенный куст.
Приготовленный из крыжовника, с крыжовником.
Крыжовенное варенье.
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.
Синонимы: крыжовниковый
Смотреть что такое "крыжовенный" в других словарях:
- КРЫЖОВЕННЫЙ — КРЫЖОВЕННЫЙ, и (обл.) кружовенный, кружовенная, кружовенное (разг.). прил. к крыжовник; из крыжовника. Крыжовенный куст. Крыжовенное варенье. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
- Крыжовенный — прил. 1. соотн. с сущ. крыжовник, связанный с ним 2. Свойственный крыжовнику, характерный для него. 3. Состоящий из крыжовника [крыжовник 1.]. 4. Приготовленный из крыжовника [крыжовник 2.] или с крыжовником. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
- крыжовенный — крыжовенный, крыжовенная, крыжовенное, крыжовенные, крыжовенного, крыжовенной, крыжовенного, крыжовенных, крыжовенному, крыжовенной, крыжовенному, крыжовенным, крыжовенный, крыжовенную, крыжовенное, крыжовенные, крыжовенного, крыжовенную,… … Формы слов
В этом слове ударение ставится на первый слог — грУшевый.
- Слово это произносится через «е», а не «ё», а в русском языке есть правило, согласно которому в прилагательных суффикс «-ев-» находится в безударном слоге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Борисова Е.А. Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5) ISBN 978-5-9949-0031-4
В пособии освещены структура, содержание и формы проведения индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей заняти...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Конспект данного индивидуального занятия основывается на играх различной коррекционной направленности. Сюжетом занятия является сказка К.Чуковского "Муха - Цокотуха". Именно сказка заставляет сопережи...
Конспект индивидуального занятия по формированию элементарных математических представлений для ребенка с нарушением интеллекта
Конспект индивидуального занятия по формированию элементарных математических представлений для ребенка с нарушением интеллекта (подготовительная к школе группа) Тема: «Путешествие в сказочный лес...
КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»
Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]»....
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста: Тема: «Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах».
Формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,грамматически правильной) речью. Воспитывать интерес к логопедическим заня...
Конспект индивидуального занятия по формированию правильного звукопроизношения.
Конспект занятия для ребенка старшего дошкольного возраста....