КОНСПЕКТ индивидуального коррекционного занятия по формированию звукопроизношения с использованием мультимедийно – методического пособия.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Материал будет полезен начинающим логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx49.43 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 28 «ИСКОРКА»

 г. Псков, ул.Ижорского батальона д. 41 а, 180020(8112) 75-91-91; 75-01-71

e-mail: ps.mdou28@yandex.ru

КОНСПЕКТ

индивидуального коррекционного  занятия  

с использованием  мультимедийно – методического пособия.

Подготовила:

Учитель–логопед

Сипайло Элла Ивановна

Псков 2016

Тема: Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях и предложениях.

Цель:  Закрепление навыка   правильного  произношении звука [Р] в словосочетаниях и предложениях.

Задачи.

Образовательные:

  • Уточнять представление об артикуляционном укладе звука [Р] и его характеристики.
  • Совершенствовать  навык согласования им.  существительных с местоимениями (мой,  моя, моё).
  • Закреплять навык согласования   им.  прилагательных с  им. существительными в роде, числе, падеже.
  • Закреплять навык определения позицию звука [Р] в слове.
  • Закреплять навык образования   относительных прилагательных  от имен существительных и употребления их в  простых  распространенных предложениях.
  • Уточнять и активизировать словный запас по лексическим тема: «Дикие и домашние животные», «Насекомые».
  • Совершенствовать навык употребления предлога (В).
  • Закрепить навык употребления имен существительных в форме предложного падежа единственного числа.
  • Продолжать обучать связному высказыванию.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать  фонематический слух.
  • Развивать речевое  дыхание.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  • Развивать слуховое  и зрительное внимание.
  • Развивать слуховую память.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.
  • Воспитывать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование:

  • Компьютер (презентация);
  • карточки для артикуляционной гимнастики;  
  • пособие «Поддувалочки»;  
  • картнки:  Копатыч, Нюша, Карыч, Крош, Бараш, Совунья;  
  • коврик – травка для пальчиковой игры «Полянка»;
  • Игры: «Волшебные домики»,  
  • «Волшебный экран»,
  •  «Звуковой светофор»,
  • «Бабушкино варенье»,
  • «Помоги найти домик»,
  •  маркер, рабочий  лист с  заданием,
  • предметные картинки,
  • зеркало.

Предварительная работа:  заучивание стихотворений  для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, чтение рассказов  о смешариках,   рассматривание иллюстраций  и картинок в книге о смешариках, выполнение артикуляционной гимнастики, беседа о диких, домашних животных и насекомых.

Ход занятия:

I. Вводная часть:

1.  Организационный момент.

-  Посмотри, кто пришел к нам в гости сегодня?   (Карыч).  

- Он рассказал мне одну историю, которая с ним произошла.  

2. Пальчиковая игра «Полянка»

- Однажды Кар-карыч простудился, у него так сильно болело  горло.  Он не мог каркать,  так как, от сильной простуды у него пропал звук [Р].  Его друзья  - смешарики отправились  в гости  к Кар-карычу, чтобы  помочь ему заново научиться произносить звук [Р]. Давай посмотрим, кто пришел в гости к Карычу.  

Ребенок выставляет на фланелеграфе  картинки смешариков. Смешарики весело бежали по дорожке. Остановились на полянке и стали прыгать на травке.

- У нас с тобой тоже есть «полянка» поиграем.

Логопед с ребенком играют в пальчиковую игру «Полянка».

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

Шла медведица спросонок,

А за нею - медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки

Стали книжки открывать

И в тетрадочках писать.

Написали дружно мы.

Все! Тетрадочки убрали

И обедать побежали.

Прыгаем всеми пальцами по коврику.

Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев.

«Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик.

Ладони попеременно гладят коврик.

«Переступаем» ребром ладони.

2 – е и 3 – е пальцы «идут».

Кисти раскрываются ладонями вверх.

Пишем указательным пальцем буквы.

Соединяем ладони.

«Бежим» 2 – ми и 3 – ми пальцами.

II. Основная часть:

1.  Дыхательная гимнастика  «Поддувалочка».

-  Пришли смешарики к Кар-карычу. Стали поить его чаем. Но чай был очень горячий. Остудим чай – подуем на него.

-  Нюша хотела подать Карычу конфетку, но не могла дотянуться. Подуй на конфетку, подвинь ее к Нюше.  

-  Крош хотел принести Карычу торт. Но по дороге на торт слетелись осы. Отгони ос.

- Совунья собрала цветы и хотела подарить Карычу, но прилетели бабочки и сели на цветы. Сдуй бабочек.

Ребенку предлагаются поочередно листы пособия «поддувалочка»: подуть на чай, «подвинуть» конфетку Нюше, сдуй ос.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Смешарики стали думать, как помочь Карычу.  

   и предложили потренировать язычок.

     Игра «Зарядка для язычка».

Л: - Пройди лабиринт.  Какое первое упражнение?

Упражнение «Лошадка»

-Язычком пощёлкай громко –

 стук копыт услышишь звонкий.

Упражнение  «Качели»

-На качелях я качаюсь

вверх-вниз, вверх-вниз,

 Я до крыши поднимаюсь,

а потом спускаюсь вниз.

Упражнение «Индюк»

- Целый день индюк болтал

И ни капли не устал.

Упражнение  «Вкусное варенье»

- Ох, и вкусное варенье!

  Жаль, осталось на губе.

  Язычок я подниму

  И остатки оближу.

Упражнение  «Чистим зубки»

-Чудо – щетка у меня

 Чищу зубы я с утра.

Упражнение  «Барабан»

- На ромашковой лужайке

  Барабанит громко зайка.

Упражнение «Грибок»

Покажи, какой грибок увидел  Язычок.

Упражнение  «Чашечка»

- Язычок мы к носу тянем,

 Чашку с чаем представляем.

- Теперь наш язычок готов к работе.

3. Динамическая пауза.

- А на, что похожа буква Р?

Букву Р писать несложно.

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы кружок —

И получится флажок.

Шагаем на месте.

Выставляем левую руку.

Рисуем правой рукой круг.

Сделать из ладоней флажок.

4.Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].

- Вспомним, как правильно   произносить  звук [Р].

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука  [Р]?

(Губы в улыбке, зубы разомкнуты).

- А где находится кончик языка?

 (Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами).

- Что делает горлышко? (поёт)

- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая).  (Ребенок повторяет перед зеркалом.)

- Правильно.

Ротик свой мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмём,

Да и сильно дуть начнём.

Язычок наш задрожит

Никуда не убежит.

Всем он так и говорит:

«Эта сильная струя

Дрожать заставила меня.

Не от страха я дрожу,

Лишь мотор свой завожу».

Характеристика звука [ Р] – согласный (почему?),  звонкий (почему?),  твердый.

- Карыч снова может произносить звук [Р].  - Получилось! Отлично!  Молодец! Ты хорошо и красиво произносила звук [Р] и  вместе со смешариками помогла Карычу научиться каркать снова.

5. Автоматизация  звука [Р]  в словосочетаниях.

а)  - Каждый из смешариков приготовил для  Карыча интересную игру.

- Крош  принес игру «Волшебные домики»» -   помогите  Карычу  поселить картинки в их домики.

- В 1й домик – картинки,  про которые  можно сказать – мой,  во 2й – моя, в 3й – мое.

- (Моя бабушка, мой робот, мое перо).  (Четко произносим звук [Р]).

б)  - Совунья приготовила интересную игру «Волшебный экран».

- На экране будут появляться картинки, а ты помоги Карычу и назови какая  картинка.  

(Оранжевая морковь, красные розы). Следить за произношением звука [Р].

в) - Нюша очень любит красивые вещи. Она принесла Карычу  розовые бусы. Но на бусах не видно рисунков.  Если ты назовешь картинки с подходящим  словом «красивое», «красивая», «красивый», на бусах появятся рисунки.

На экране появляются «бусы». Логопед  предлагает  ребенку картинки, ребенок произносит словосочетания:  красивое ведро,  красивая расческа, красивый виноград, красивая рыба, красивый тигр, красивое перо

На бусине появляется аналогичная картинка.

6. Автоматизация  звука [Р]  в предложениях.

  а). Игра "Что перепутал Лосяш ?" (с мячом - ежиком).

Логопед: Скажи, что перепутал Лосяш, когда составлял предложения.

- Листочки жуют жирафа.

- Пальма сидит на мартышке.

- Лианы качаются на мартышках.

- Пасть раскрывает крокодила.

  б).  Определение позиции звука в слове.

-  Копатыч   принес для Карыча  игру: «Звуковой светофор» и попросил его определить, где слышится звук [Р] в словах.  Помоги Карычу.

-  Возьми картинки и назови их. На красный круг положи картинки в названии которых  звук [Р] слышится  в начале слова,  на желтый –  звук [Р] в середине,  на зеленый – звук [Р]  в конце.

(Рыба – звук  [Р] слышится  в начале слова).

- Выполним гимнастику для глаз, им тоже нужно отдохнуть.

Ребенок вместе с логопедом выполняет гимнастику. Нарисуй в воздухе круг, овал, квадрат, треугольник.

в).  - Бараш,  предлагает поиграть в игру «Бабушкино повидло».   Есть одно условие,  брать можно только одну картинку. Прикрепи ее рядом  с картинкой бабушки  и назови, какое повидло у  бабушки.  (У бабушки персиковое повидло).

г).   - Ежик принес Кар - карычу интересную  игру «Помоги найти домик?  ». Помоги Карычу.  Проведи линии от каждого героя  к его жилищу и  назови,  кто, где   живёт?

- Муравей живет в муравейнике.  Медведь живет в берлоге. Бобер живет в  хатке.

 - Корова живет в коровнике.

III. Итоговая часть:

- Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому чётко и правильно произносила звук [Р]  в словосочетаниях и предложениях.

Если звук [Р] не получается –

Очень часто казусы случаются:

Ты спрашиваешь: «Где берет»,

Тебе дают в кино билет!

Всё потому, что этот звук –

Труднейший среди звуков.

И стоит нам немало мук,

Чтоб стал он добрым другом.

Я хочу подарить тебе медаль, которая означает, что ты подружилась со звуком [Р]  и картинку этого звука. А ты дома её раскрасишь вместе с мамой и расскажешь ей о звуке [Р],  и о том,  что мы делали на занятии.  

Самоанализ индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения.

Занятие было построено по технологии игрового и развивающего обучения.  На занятии были использованы  дидактические игры, что повысило внутреннюю мотивацию Виолетты.

    Данное    занятие  проводилось  с   девочкой  подготовительной коррекционной   группы с  логопедические заключения: Обще недоразвитие речи 3 уровня с синдромом дизартрии.

 Тема: Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях и предложениях.

  Была  поставлена следующая цель: закрепление навыка   правильного  произношении звука [Р] в словосочетаниях и предложениях, которая достигалась путём решения следующих задач:

Образовательные:

  • Уточнять представление об артикуляционном укладе звука [Р] и его характеристики.
  • Совершенствовать  навык согласования им.  существительных с местоимениями (мой,  моя, моё).
  • Закреплять навык согласования   им.  прилагательных с  им. существительными в роде, числе, падеже.
  • Закреплять навык определения позицию звука [Р] в слове.

  • Закреплять навык образования   относительных прилагательных  от имен существительных и употребления их в  простых  распространенных предложениях.
  • Уточнять и активизировать словный запас по лексическим тема: «Дикие и домашние животные», «Насекомые».
  • Совершенствовать навык употребления предлога (В).
  • Закрепить навык употребления имен существительных в форме предложного падежа единственного числа.
  • Продолжать обучать связному высказыванию.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать  фонематический слух.
  • Развивать речевое  дыхание.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  • Развивать слуховое  и зрительное внимание.
  • Развивать слуховую память.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.
  • Воспитывать положительную мотивацию на занятии.

   1. Поставленные цель и задачи занятия была доведена до Виолетты, были ей понятны и соответствовали содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту и были подобраны с учётом её индивидуальных особенностей.

   2. Поставленная цель  и задачи  в процессе занятия были достигнуты.

   3. Структура занятия соответствовала его цели и задачам: этапы занятия  были логически  последовательны  и взаимосвязаны; временя между этапами занятия,  распределялось целесообразно; наглядные пособия,  дидактический материал и использование презентации способствовали поддержанию интереса  Виолетты и активности её  в течение всего занятия.

   4. Содержание занятия соответствовало  требованиям рабочей программы и  имело образовательную и воспитательную  направленность; изложение изучаемого   материала было доступным  и полным,  прослеживалась актуализация опорных знаний, была  организована  самостоятельная работа ребенка. Степень сложности тренировочных упражнений  соответствовала уровня подготовленности ребенка, словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания и стимуляция речемыслительной деятельности посредством использование вопросов разного типа (прямых, наводящих), применение дополнительных наглядных опор (картинок, игр, презентации).        

5.Использовались  игровые  упражнения «Зарядка для язычка» на развитие артикуляционной моторики с целью  - подготовки речевого аппарата к занятию.   Для развития: мелкой моторики  обыгрывалось стихотворение «Полянка»,  речевого  дыхания была проведена игра «Поддувалочки», фонематического слуха -  упражнение «Звуковой светофор». В  речевые  играх   закрепляли  навык правильного   звукопроизношения.  Использовались задания  с опорой на несколько анализаторов (развитие высших психических функций).

Для обучения детей согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах использовались игры:  «Волшебный экран», «Бабушкино варенье». Для закрепление навыка  согласования им.  существительных с местоимениями (мой,  моя, моё)  использовалась игра «Волшебные домики».

Была проведена работа по закреплению навыка, составлять  простые  распространенные предложения.

В ходе занятия был постоянный контроль,  за внятностью и  четкостью произношения  звуков.

   6. На протяжении всего занятия у Виолетты  поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев, речевые игры.  

   Активность ребенка была постоянной; На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Виолетта  проявляла положительный эмоциональный настрой и достигла поставленных целей. Речь была правильной, чёткой, эмоциональной.

Была проведена работа над ошибками.

7. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам:   

  • последовательность упражнений строилась по принципу от простого к сложному,
  • смена видов деятельности,
  • своевременное и качественное проведение динамической паузы,  
  • создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания,
  • посильность нагрузки речевого и дидактического материала,
  • целесообразное ослабление напряженности в конце занятия.

    9.Итог занятия подведен, поставленные цель и задачи   достигнуты  и  соответствуют содержанию занятия.

Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая и обширная наглядность, сюрпризный момент, встреча с героями мультфильма, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало ребенку  возможности отвлекаться и уставать. Несмотря на насыщенность занятия играми и заданиями, оно продолжалось 20 минут. Использовались здоровьесберегающие методики: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения для коррекции мелкой моторики.  На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности.

   В процессе занятия реализовался принцип индивидуально-дифференцированного подхода на основе интеграции образовательных областей:

 «Познавательное развитие» (расширение знаний о диких и домашних животных, насекомых);

«Социально-коммуникативное развитие» (дети упражнялись в речевом общении взаимодействии с логопедом, незнакомыми людьми),

«Речевое развитие»  (активизировать словарь,  продолжать учить детей отвечать на вопросы, развивать монологическую и диалогическую речь); 

«Художественно – эстетическое»  (чтение стихотворений);

«Физическое развитие»  (развивать мелкую и артикуляционную  моторику, речевое дыхание).

крыжовенный

-ая-ое.

прил. к крыжовник.

Крыжовенный куст.

Приготовленный из крыжовника, с крыжовником.

Крыжовенное варенье.

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.

Синонимы: крыжовниковый

Смотреть что такое "крыжовенный" в других словарях:

  • КРЫЖОВЕННЫЙ — КРЫЖОВЕННЫЙ, и (обл.) кружовенный, кружовенная, кружовенное (разг.). прил. к крыжовник; из крыжовника. Крыжовенный куст. Крыжовенное варенье. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова
  • Крыжовенный — прил. 1. соотн. с сущ. крыжовник, связанный с ним 2. Свойственный крыжовнику, характерный для него. 3. Состоящий из крыжовника [крыжовник 1.]. 4. Приготовленный из крыжовника [крыжовник 2.] или с крыжовником. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  • крыжовенный — крыжовенный, крыжовенная, крыжовенное, крыжовенные, крыжовенного, крыжовенной, крыжовенного, крыжовенных, крыжовенному, крыжовенной, крыжовенному, крыжовенным, крыжовенный, крыжовенную, крыжовенное, крыжовенные, крыжовенного, крыжовенную,… …   Формы слов

В этом слове ударение ставится на первый слог — грУшевый.

  • Слово это произносится через «е», а не «ё», а в русском языке есть правило, согласно которому в прилагательных суффикс «-ев-»  находится в безударном слоге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борисова Е.А. Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошколь­никами. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5) ISBN 978-5-9949-0031-4

В пособии освещены структура, содержание и формы проведе­ния индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей заняти...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Конспект данного индивидуального занятия основывается на играх различной коррекционной направленности. Сюжетом занятия является сказка К.Чуковского "Муха - Цокотуха". Именно сказка заставляет сопережи...

Конспект индивидуального занятия по формированию элементарных математических представлений для ребенка с нарушением интеллекта

Конспект индивидуального занятия по формированию элементарных математических представлений для ребенка с нарушением интеллекта (подготовительная к школе группа) Тема: «Путешествие в сказочный лес...

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения  и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]»....

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста: Тема: «Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах».

Формировать  практические умения и навыки  пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,грамматически правильной) речью.  Воспитывать интерес к логопедическим заня...

Конспект индивидуального занятия по формированию правильного звукопроизношения.

Конспект занятия для ребенка старшего дошкольного возраста....