Консультация для педагогов "Использование метода сенсорно-интегративной логотерапиии в коррекционной работе с детьми с ЗПР и ТНР"
статья по логопедии

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metod_sensornoy_integratsii.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Кишова Виктория Вячеславовна,

Учитель- логопед, учитель- дефектолог

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ № 18, г. Новокуйбышевск,

Самарская область

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНОЙ ЛОГОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Теория сенсорной интеграции была разработана психологом, эрготерапевтом, специалистом по детскому развитию Джин Айрес (1923-1988 г, США). Она основана на системном подходе к функционированию головного мозга, помогающем понять связь между процессами обработки сенсорной информации и развитием, поведением, обучением ребенка. Последнее время эта теория стала довольно популярной по всему миру и легла в основу метода сенсорно – интеграционной логотерапии, разработанного логопедом М.И. Лынской.

Метод сенсорно – интеграционной логотерапии был разработан для коррекционно – развивающего сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи. Данный метод предполагает комплексную работу, включающую в себя как использование традиционных, классических приемов логопедической работы так и работу с базовыми уровнями сенсорной интеграции. Что позволяет влиять на глубинные механизмы развития речи.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отличается качественным своеобразием. У детей затруднен процесс восприятия: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия. В исследовании П.Б. Шошина и Л.И. Переслени (1986) выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочноисследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове. Задержка психического развития ребёнка характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, основными причинами которых являются нарушение таких свойств восприятия, как предметность и структурность. А также наличием неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточностью планирования и выполнения сложных двигательных программ. Как правило, задержка психического развития сопровождается тяжелыми нарушениями речи.

Многочисленные исследования последних лет указывают на то, что  успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. А также от того насколько хорошо эти ощущения структурируются и упорядочиваются, способствуя нормальному функционированию нервной системы.

 Проведённые нами обследования, наблюдения, анкетирование родителей позволило нам сделать вывод о том, что большой процент детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи, посещающих нашу дошкольную образовательную организацию имеет признаки дисфункции сенсорной интеграции. Это подтолкнуло нас к идее использования в коррекционной работе с данной категорией детей метода сенсорно – интеграционной логотерапии.

Коррекционная работа на основе метода сенсорно – интеграционной логотерапии строилась нами с учетом следующих принципов:

- окружающая обстановка должна быть насыщена такими предметами, которые предоставляли бы ребенку возможность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, познавать устойчивость своего тела развивать двигательные умения;

-  занятия должны быть динамичными: зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения и представления возникают в процессе движения. С целью активации внимания педагог использует постоянную смену деятельности;

- лексический материал тщательно подбирается к каждому занятию по принципу частотности использования и доступности для произношения. Особое внимание уделяется слоговой структуре подобранных слов (учитываются степень форсированности слоговой структуры в порядке ее онтогенетического развития);

- при работе с детьми, имеющими очень низкий уровень речевого развития, используется в основном сопряженное проговаривание с постепенным переходом к отраженному, а затем и самостоятельному произнесению слов и фраз;

- произнесение слов сопровождается отхлопованием ритма, прыжками на батуте, качанием на качелях, катанию на фитболе, с целью одновременной стимуляции речи и базовых уровней сенсорной интеграции;

- на занятиях используются только реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут их потрогать, попробовать на вкус, послушать их звучание и т.д. Если же нет возможности использовать реальные предметы используются картинки и игрушки, приближенные к реальности;

- во время занятия должны быть задействованы различные виды восприятия (тактильное, зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое). Сенсорный опыт полученный на занятии способствует спонтанному речевому развитию.

- стимуляция и коррекция психофизического развития будет наиболее результативной, если ребенок управляет своей деятельностью самостоятельно, а педагог ненавязчиво формирует среду, помогая ребенку. Интеграция сенсорных ощущений от деятельности происходит  наиболее продуктивно, тогда, когда ребенок захочет действовать сам.  Коррекционное занятие должно включать задания, которые ребенок выполняет сам и задания, выполняемые ребенком совместно с педагогом;

Как показал наш опыт, использование упражнений и игр по методу сенсорной интеграции в комплексе с традиционными логопедическими приемами позволило преодолеть имеющиеся сенсорные нарушения у детей и добиться значительных положительных результатов в речевом развитии детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи. Причем мы отметили, что использование данного метода позволяет преодолеть речевой негативизм у детей, добиться наиболее высоких результатов коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью, а также с детьми, имеющими нарушения поведения и расстройства аутистического спектра.  

Список использованной литературы

 1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. — М.: Теревинф, 2009; 272 с.

2. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно – интегративной логотерапиии.- М: Логомаг, 2015

3. Миненкова И. Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития. И. Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С. Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 — с. 86–92.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Недоразвитие речи  у детей дошкольного возраста и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Одним из способов решения...

Использование метода танцевально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с РАС (расстройство аутистического спектра).

В инклюзивном танцевальном коллетиве "Солнечные зайчики", в котором занимаются дети с диагнозами: РАС, эписиндром, синдром Дауна, ЗПР, ЗПРР и др., ведущим методом является метод танцевально-...

Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми.

Материал подготовлен для выступления на педагогическом совете в ДОУ....

«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ»

Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивы...

«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми».

laquo;Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми»....

«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности,в коррекционной работе с детьми».

laquo;Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности,в коррекционной работе с детьми»....

«Использование антистрессовых игрушек как метод сенсорной интеграции в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Одной из задач педагогов нашей группы, работающих с детьми ОВЗ, является постоянный поиск методов и приемов коррекционно- развивающего обучения и воспитания, создание безопасного и жизненного и образо...