Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Материал подготовлен для выступления на педагогическом совете в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziolog.skazki.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми».
Вступивший в силу ФГОС ДО ставит перед воспитателями решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В настоящее время растет чисто детей с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики. Именно поэтому актуален поиск эффективных форм и методов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Среди таких методов работы можно выделить кинезиологические сказки на основе кинезиологических упражнений. Включение сказок в работу с детьми с ОВЗ позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям, оказывает положительный эффект на детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями, способствует коррекции дислексии и дисграфии, улучшает память, внимание, речь, снижает утомляемость, активизируются познавательные процессы.
В современном мире, насыщенном информацией и стрессами, детская душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства. А где, как не в театрально - игровой деятельности ребёнок может реализовать себя? Нужно помочь ему раскрыть его творческие способности.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализация процесса вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Сегодня, проблема речевого развития детей в группах компенсирующей направленности особенно волнует воспитателей. Известно, что у детей с нарушениями речи имеются и другие более сложные отклонения, неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, скудность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия.
Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности:
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. Театрализация процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Кинезиологические сказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Использование таких сказок в коррекционной работе позволяет устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.
Кинезиологические сказки:
- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам, сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.
Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.
Использование кинезиологической сказки в коррекционной работе позволяет устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.
Методика работы с кинезиологической сказкой.
Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно. Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения. Если отдельное движение — можно повторить его 5 раз, если это связка движений, например: «Гусь — курица- петух», то можно повторить 3 раза. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками. При разучивании упражнений выполняем полностью связку движений. А при выполнении упражнений по ходу сказки выполняем только движения, указанные в слайдах.
«В гости к бабушке».
В гости бабушка позвала
Внуков очень поджидала (ладони на щеках, качаем головой)
По дорожке пять внучат
В гости к бабушке спешат (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики - брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики- брик (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Стоит дерево высокое, (руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем)
Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)
Птицы песенки поют (ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)
Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак – ребро – ладонь»)
Показался дом вдали, («крыша»)
Мы к нему так долго шли ((пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Бабушка нам очень рада
Для неё внучки - награда (хлопаем в ладоши).
Мы немножко погостим (руки «здороваются»)
И обратно побежим (пальцы «бегут» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики - брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики - брик (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу).
Использование кинезиологических сказок в работе имеют огромную пользу. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев. Такие сказки развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.
Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
3.Теремок: логопедическая сказка для развития речи : сказка в природосообразном образовании : книга для логопедов, учителей начальной школы и родителей / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. - Санкт- Петербург : КАРО, 2008. - 60 с.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
В докладе рассматривается значение театрально-игровой деятельности в коррекционной работе над речью воспитанников логопедических групп детского сада....
Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация работы на тему: "Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"...
Представление педагогического опыта «Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»
Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает: • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в ...
"Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми" Часть 1, Часть 2
Инструменты и методики...
«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми».
laquo;Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми»....
«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности,в коррекционной работе с детьми».
laquo;Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности,в коррекционной работе с детьми»....
«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста».
Включение сказок в работу с детьми позволяет заинтересовать, поддержать их интерес к упражнениям, оказывает положительный эффект на детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями, спо...