Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ловакова  Анастасия Ивановна

Материал подготовлен для выступления на педагогическом совете в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziolog.skazki.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми».

Вступивший в силу ФГОС ДО ставит перед воспитателями решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В настоящее время растет чисто детей с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики. Именно поэтому актуален поиск эффективных форм и методов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Среди таких методов работы можно выделить кинезиологические сказки на основе кинезиологических упражнений. Включение сказок в работу с детьми с ОВЗ позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям, оказывает положительный эффект на детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями, способствует коррекции дислексии и дисграфии, улучшает память, внимание, речь, снижает утомляемость, активизируются познавательные процессы.

    В современном мире, насыщенном информацией и стрессами, детская душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства. А где, как не в театрально - игровой деятельности ребёнок может реализовать себя? Нужно помочь ему раскрыть его творческие способности.

  Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализация процесса вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.  

  Сегодня, проблема речевого развития детей в группах компенсирующей направленности особенно волнует воспитателей. Известно, что у детей с нарушениями речи имеются и другие более сложные отклонения, неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, скудность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия.

Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности:

1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. Театрализация процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

  Кинезиологические  сказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Использование таких сказок в коррекционной работе позволяет устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.

Кинезиологические сказки:

- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;

- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.

Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам, сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.

Использование кинезиологической сказки в коррекционной работе позволяет устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.

Методика работы с кинезиологической сказкой.

Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно. Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения. Если отдельное движение — можно повторить его 5 раз, если это связка движений, например: «Гусь — курица- петух», то можно повторить 3 раза. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками. При разучивании упражнений выполняем полностью связку движений. А при выполнении упражнений по ходу сказки выполняем только движения, указанные в слайдах.

 «В гости к бабушке».

 В гости бабушка позвала

 Внуков очень поджидала (ладони на щеках, качаем головой)

 По дорожке пять внучат

 В гости к бабушке спешат (пальцы «шагают» по коленям или по столу)

Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)

Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)

Чики - брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)

Чики- брик (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)

Стоит дерево высокое, (руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем)

Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)

 Птицы песенки поют (ладони перекрестно — «птица»)

Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)

Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак – ребро – ладонь»)

Показался дом вдали, («крыша»)

Мы к нему так долго шли ((пальцы «шагают» по коленям или по столу)

Бабушка нам очень рада

Для неё внучки - награда (хлопаем в ладоши).

Мы немножко погостим (руки «здороваются»)

И обратно побежим (пальцы «бегут» по коленям или по столу)

Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)

 Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)

 Чики - брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)

 Чики - брик (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу).

Использование кинезиологических сказок в работе имеют огромную пользу. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев. Такие сказки развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.

Литература:

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.

3.Теремок: логопедическая сказка для развития речи : сказка в природосообразном образовании : книга для логопедов, учителей начальной школы и родителей / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. - Санкт- Петербург : КАРО, 2008. - 60 с.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

В докладе рассматривается значение театрально-игровой деятельности в коррекционной работе над речью воспитанников логопедических групп детского сада....

Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Презентация работы на тему: "Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Представление педагогического опыта «Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

        Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:  • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в ...

«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми».

laquo;Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности, в коррекционной работе с детьми»....

«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности,в коррекционной работе с детьми».

laquo;Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности,в коррекционной работе с детьми»....

«Кинезиологические сказки, как метод театрально – игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста».

Включение сказок в работу с детьми позволяет заинтересовать, поддержать их интерес к упражнениям, оказывает положительный эффект на детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями, спо...