Использование метода танцевально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с РАС (расстройство аутистического спектра).
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Орлова Алена Евгеньевна

В инклюзивном танцевальном коллетиве "Солнечные зайчики", в котором занимаются дети с диагнозами: РАС, эписиндром, синдром Дауна, ЗПР, ЗПРР и др., ведущим методом является метод танцевально-двигательной терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение метода танцевально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с РАС (расстройство аутистического спектра).

Высокий интерес к проблеме аутизма мирового профессионального сообщества – в области как медицины, так и специальной педагогики – объясняется высокой рождаемостью детей с аутизмом, или расстройствами аутистического спектра.

Несмотря на существующее многообразие методов абилитации аутичных детей (АВА-терапия, эрготерапия, нейропсихологическая коррекция, энималтерапия, холдинг-терапия и т.д.), специалистами и родителями непрестанно ведется поиск все новых и новых методов работы и подходов к своим подопечным. Имеющийся опыт показывает, что общепринятые и директивные методы зачастую не дают положительных результатов, а те, что работают для одних детей, оказываются совершенно неэффективны для других.

Актуальными становятся методы, основанные на творческой импровизации, раскрытии потенциала каждого конкретного ребенка. Таким  методом арт-терапии являются танцевально-двигательная терапия (ТДТ).

Танцевально-двигательная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

В танцевально – двигательной терапии мы обращаемся непосредственно к телу и его движениям, пробуждая двигательную активность, раскрывая и освобождая его внутренний мир чувств, образов, воспоминаний, переживаний, напряжений и их выражение в танце, развивая осознание тела, формируя реалистичный образ тела, а также обучая навыкам социального взаимодействия.

Танцевально – двигательная терапия основана на убеждении, что существует взаимосвязь между движением и эмоциями. В теле есть мышечная память, которая тесным образом связана с чувствами, которые мы когда – либо переживали в определенных ситуациях. Когда мы начинаем двигаться, то телесные движения естественным образом вызывают воспоминания и связанные с ними эмоции.

Движение само по себе изменяет ощущения. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства и переживания. Терапевт может поработать с телесными ощущениями и перевести их действие таким образом, чтобы эмоция и движения усиливали друг друга. Так движение становится прямым выражением внутренних чувств. Освобождаясь от переживаний и негативных эмоций, наступает состояние внутреннего очищения. Так, изменения в паттернах движений могут привести к изменению восприятия образа тела, а изменения во внутреннем мире человека может привести к изменению движений.

Двигательная активность – мощный биологический стимулятор жизненных функций растущего организма; потребность в движениях составляет одну из основных его физиологических особенностей, являясь условием его нормального формирования и развития.

Двигательный метод дает детям возможность по-новому и по-другому ощутить свое тело.  Допускает игру, а игра, по утверждению игрового терапевта Гарри Лэндрета, – это «интегральная составляющая жизни детей, уникальное средство, способствующее развитию экспрессивного языка, эмоций, коммуникативных и социальных навыков, практических и интеллектуальных способностей ребенка».

Уделяется значительное внимание формированию именно пространственных представлений, исходя из научных исследований и общепризнанных выводов о нарушении ориентации детей с аутизмом в пространстве, а также учитывая их проблемы в установлении границ с внешним миром и проблемы, связанные с соматогнозисом (восприятие схемы своего тела как некой целостности) и – как следствие – с праксисом (способность к произвольному воспроизведению поз и действий).

У детей с расстройствами аутистического спектра, отчетливо проявляются следующие особенности развития моторных функций. Движения аутичных детей угловатые, неловкие, стереотипные, несоразмерные по силе и амплитуде, проявляются нарушения тонуса (гипертонус или гипотонус), ритмичности, координации и выразительности движений, мимика лица не выразительная. Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие, иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.

Танцевально-двигательная терапия включает разные направления, идеологию, поэтому методы, техники, стили работы разнообразны и подбираются индивидуально для группы или индивидуальной работы с учетом особенностей личностей.

Включение танцевально-двигательных техник позволяет осуществлять раннюю диагностику и коррекцию моторной функции, коммуникативной функции, эмоционального состояния и различных поведенческих нарушений, а значит оказывать своевременную психолого-педагогическую помощь.

Танцевально-двигательная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

Цель педагога-психолога в работе с аутичным ребенком: установить контакт на сенсомоторном уровне, на котором он функционирует. Имитируя движения ребенка, терапевт ищет, как построить психическую структуру, сформировать образ тела, и развить терапевтические взаимоотношения.

Задачи танцевально-двигательной терапии в коррекционной работе:

- формирование двигательных навыков и умений;

- развитие пространственных представлений;

-  развитие координации движений, устойчивости, равновесия, чувства ритма;

- формирование как непроизвольной, так и произвольной саморегуляции,

- обучение ощущению своего тела;

-  раскрытие и раскрепощение индивидуальных чувств через движение;

- установление ритмического баланса в теле и энергетической гармонии.

Каждое занятие имеет устойчивую, но в тоже время и гибкую структуру.  

В структуре каждого выделено пять основных элементов:

1) разминка;

2) релаксация;

3) освоение внутреннего и внешнего пространства;

4)  индивидуальные упражнения;

5) совместная танцевальная импровизация.

В процессе занятий происходит улучшение психомоторных характеристик детей, вовлечение их в действие, привлечение их внимания к окружающим, снятие телесного и психоэмоционального напряжения, снижение тревожности, переключение внимания с одного действия на другое, удержание в предлагаемом правиле, расширение сенсомоторного репертуара, стабилизация энергетического потенциала организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по использованию метода Су Джок терапии в оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Метод Су Джок терапии основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих боле...

Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе детей с расстройством аутистического спектра.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра, раскрываются особенности начальной коррекционной работы. Ключевые слова: ребёнок...

Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....

Коррекционная работа по обучению детей с расстройствами аутистического спектра предметно - игровым действиям

Статья содержит информацию об особенностях детей с РАС и путях развития у них предметно-игровых действий....

Консультация для воспитателей «Коррекционная работа по обучению детей с расстройством аутистического спектра предметно игровым действиям»

Предметная деятельность является первой самостоятельной деятельностью ребенка, которая знакомит его с предметами материального мира, помогает понять их функциональное значение. Пред...