«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ»
статья по коррекционной педагогике
Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ»
Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения.
Среди них часто можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять его инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не может выполнить рекомендуемое задание, теряет интерес и начинает заниматься посторонними делами. Такие дети моторно неловки, слабо координированы. При выполнении какого-либо задания на координацию им свойственна беспорядочность, неточность, размытость выполняемых движений.
При организации коррекционно-развивающей работы, как достаточно весомое дополнение, я использую нейропсихологическую коррекцию. Хочу обратить ваше внимание на методы, применяемые в нейропсихологической коррекции. Ознакомившись с ними, мы увидим, что достаточно значимая их часть включает в себя элементы кинезиологии. Для сравнения давайте рассмотрим основные задачи, решаемые в рамках этих направлений.
В нейропсихологии:
- развитие ВПФ.
- обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится психическое развитие,
- нормализация процессов сенсорной обработки информации, развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.
- обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности.
- обеспечение качественного, процессуального анализа симптомокомплекса, что очень важно при диагностике и коррекции.
В кинезиологии:
- Образовательная кинезиология, «Гимнастика мозга», сенсорная интеграция - все это методы использующие движения, это динамические упражнения, которые приводят к улучшению двигательных функций и визуально-двигательных навыков. Это конкретные упражнения, участие в которых ребенка ведет к улучшению функционирования центральной нервной системы, и это позволяет приобрести новые навыки, которые до сих пор были ущербны.
Таким образом, мы приходим к рассмотрению кинезиологии, как к одной из составляющий нейропсихологической коррекции.
Для лучшего понимания направлений работы, рассмотрим представление о трёхкомпонентной структуре симптомокомплекса в нейропсихологии.
- Первичный дефект - нарушение функции, непосредственно связанное с пострадавшим участком мозга;
- Вторичный дефект - системное следствие первичного;
- Третичный дефект - компенсаторные перестройки (позитивные и негативные).
В соответствии с этим подходом симптомокомплекс при СДВГ, в рассматриваемом нами случае, будет выглядеть следующим образом:
- Недоразвитие функций префронтальной зоны коры головного мозга - трудности вхождения в задание, ориентировки, планирования, концентрации, удержание программы;
- Трудности с заданиями перцептивного, гностического, мнестического характера из-за невнимательности, инертности;
- Нарушения поведения-роль шута для мальчиков, уход в мир грез, «витание в облаках» для девочек.
Не менее важно рассмотреть представления о трёх функциональных блоках мозга, обеспечивающих функционирование ВПФ на разных организационных уровнях:
I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации);
II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный);
III блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации).
Работа этих блоков, идет в тесном взаимодействии и взаимовлиянии, несмотря на то, что у нас первичный дефект идет от поражения образований относящихся к III блоку, как мы видели в картине симптомокомплекса, вторично страдают образования всех 3 блоков.
Согласно этой концепции, нам необходимо работать не только в рамках коррекции и абилитации образований III блока мозга- навыков внимания как таковых, или самоконтроля, основ программирования своей деятельности и т.д. Помимо этого, нам нужно развивать основные сенсомоторные навыки, мнестическую деятельность - тогда мы направляем работу на II блок мозга. И конечно же на базовом уровне нам нужно нормализовать работу образований I блока мозга оказывающую активизирующие и тонизирующие влияния на работу всех ВПФ.
Получились следующие направления коррекционно-развивающей работы:
- Развитие межполушарного взаимодействия (реципрокные движения ( «Прыжки на месте с одновременными движениями», «Я хороший», «Топор-пила»), перенос поз, визуализация ( «Визуализация Водопада», «Воспроизведение ощущений» и т.д.));
- Модально-неспецифические (дыхательные упражнения ( «Ветер», «Шарик», «Вни-и-и-и-з»), растяжки ( «Солнышко», «Струнка», «Кобра»), релаксация ( «Игра с песком», «Выключалочка»), массаж и самомассаж, развитие чувства ритма ( «Отработка ритмов»)).
- Модально-специфические (развитие зрительного, аудиального, тактильного гнозиса).
- Кинетический (развитие динамических процессов) и кинестетический (вестибулярно-моторные ( «Упражнения на мячах», «Прыжочки», «Цифры», «Слепой мешочек») и сенсомоторные взаимодействия ( «Восьмерки», «Крылья»)).
- Произвольность и непроизвольность регуляции, самоконтроля, элиминации агрессивности – примеры упражнений (кричалки-шепталки-молчалки, «Говори», «Каратист» и т.д.).
- Сукцессивность и симультанность организации ВПФ.
Подводя итоги, следует отметить, что необходимо учитывать весь спектр методов психокоррекции, включающий в себя своевременную диагностику, зачастую и медикаментозное лечение, регулярная работа с родителями и работа самих родителей с ребенком дома, все это помогает решать проблему СДВГ, компенсировать нарушения центральной нервной системы и головного мозга, что дает возможность для полноценной адаптации ребенка в социуме.
Безусловно элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Недоразвитие речи у детей дошкольного возраста и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Одним из способов решения...
Педагогический проект "Использование методов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта"
кинезиокоррекционные методы и приёмы в работе с дошкольниками, направленные на ускорение коррекции речевых нарушений....
Коррекционная работа с детьми с СДВГ , ММД
развитие высших психических функций;функциональная активация подкорковых образований мозга;обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические ф...
"Кинезиология в коррекционной работе с детьми с нарушением речи"
Кинезиология или «Гимнастика для мозга»— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея ее построения ...
Педагогический проект «Эффективность метода кинезиологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями на логопункте»
Главной задачей дошкольных учреждений является коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии использования комплекса разнообразных средс...
Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Важнейшей проблемой дошкольного и младшего школьного возраста на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее именуется &nd...
"Применение здоровьесберегающих технологий - как фактор эффективности коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи".
В статье представлена информация о практическом применении в коррекционно-образовательной деятельности педагогических технологий, сберегающих здоровье детей-логопатов, способствующих достижению максим...