«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ»
статья по коррекционной педагогике

Виктория Игоревна Искиндирова

Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ»

Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения.

Среди них часто можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять его инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не может выполнить рекомендуемое задание, теряет интерес и начинает заниматься посторонними делами. Такие дети моторно неловки, слабо координированы. При выполнении какого-либо задания на координацию им свойственна беспорядочность, неточность, размытость выполняемых движений.

При организации коррекционно-развивающей работы, как достаточно весомое дополнение, я использую нейропсихологическую коррекцию. Хочу обратить ваше внимание на методы, применяемые в нейропсихологической коррекции. Ознакомившись с ними, мы увидим, что достаточно значимая их часть включает в себя элементы кинезиологии. Для сравнения давайте рассмотрим основные задачи, решаемые в рамках этих направлений.

В нейропсихологии:

  • развитие ВПФ.
  • обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится психическое развитие,
  • нормализация процессов сенсорной обработки информации, развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.
  • обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности.
  • обеспечение качественного, процессуального анализа симптомокомплекса, что очень важно при диагностике и коррекции.

В кинезиологии:

  • Образовательная кинезиология, «Гимнастика мозга», сенсорная интеграция - все это методы использующие движения, это динамические упражнения, которые приводят к улучшению двигательных функций и визуально-двигательных навыков. Это конкретные упражнения, участие в которых ребенка ведет к улучшению функционирования центральной нервной системы, и это позволяет приобрести новые навыки, которые до сих пор были ущербны.

Таким образом, мы приходим к рассмотрению кинезиологии, как к одной из составляющий нейропсихологической коррекции.

        Для лучшего понимания направлений работы, рассмотрим представление о трёхкомпонентной структуре симптомокомплекса в нейропсихологии.

  • Первичный дефект - нарушение функции, непосредственно связанное с пострадавшим участком мозга;
  • Вторичный дефект - системное следствие первичного;
  • Третичный дефект - компенсаторные перестройки (позитивные и негативные).

В соответствии с этим подходом симптомокомплекс при СДВГ, в рассматриваемом нами случае, будет выглядеть следующим образом:

  1. Недоразвитие функций префронтальной зоны коры головного мозга - трудности вхождения в задание, ориентировки, планирования, концентрации, удержание программы;
  2. Трудности с заданиями перцептивного, гностического, мнестического характера из-за невнимательности, инертности;
  3. Нарушения поведения-роль шута для мальчиков, уход в мир грез, «витание в облаках» для девочек.

Не менее важно рассмотреть представления о трёх функциональных блоках мозга, обеспечивающих функционирование ВПФ на разных организационных уровнях:

I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации);

II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный);

III блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации).

Работа этих блоков, идет в тесном взаимодействии и взаимовлиянии, несмотря на то, что у нас первичный дефект идет от поражения образований относящихся к III блоку, как мы видели в картине симптомокомплекса, вторично страдают образования всех 3 блоков.

Согласно этой концепции, нам необходимо работать не только в рамках коррекции и абилитации образований III блока мозга- навыков внимания как таковых, или самоконтроля, основ программирования своей деятельности и т.д. Помимо этого, нам нужно развивать основные сенсомоторные навыки, мнестическую деятельность - тогда мы направляем работу на II блок мозга. И конечно же на базовом уровне нам нужно нормализовать работу образований I блока мозга оказывающую активизирующие и тонизирующие влияния на работу всех ВПФ.

Получились следующие направления коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие межполушарного взаимодействия (реципрокные движения ( «Прыжки на месте с одновременными движениями»«Я хороший»«Топор-пила»), перенос поз, визуализация «Визуализация Водопада»«Воспроизведение ощущений» и т.д.));
  • Модально-неспецифические (дыхательные упражнения ( «Ветер»«Шарик»«Вни-и-и-и-з»), растяжки «Солнышко»«Струнка»«Кобра»), релаксация «Игра с песком»«Выключалочка»), массаж и самомассаж, развитие чувства ритма «Отработка ритмов»)).
  • Модально-специфические (развитие зрительного, аудиального, тактильного гнозиса).
  • Кинетический (развитие динамических процессов) и кинестетический (вестибулярно-моторные ( «Упражнения на мячах»«Прыжочки»«Цифры»«Слепой мешочек») и сенсомоторные взаимодействия «Восьмерки»«Крылья»)).
  • Произвольность и непроизвольность регуляции, самоконтроля, элиминации агрессивности – примеры упражнений (кричалки-шепталки-молчалки, «Говори»«Каратист» и т.д.).
  • Сукцессивность и симультанность организации ВПФ.

Подводя итоги, следует отметить, что необходимо учитывать весь спектр методов психокоррекции, включающий в себя своевременную диагностику, зачастую и медикаментозное лечение, регулярная работа с родителями и работа самих родителей с ребенком дома, все это помогает решать проблему СДВГ, компенсировать нарушения центральной нервной системы и головного мозга, что дает возможность для полноценной адаптации ребенка в социуме.

Безусловно элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Недоразвитие речи  у детей дошкольного возраста и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Одним из способов решения...

Педагогический проект "Использование методов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта"

кинезиокоррекционные методы и приёмы  в  работе с дошкольниками,  направленные на ускорение коррекции речевых нарушений....

Коррекционная работа с детьми с СДВГ , ММД

развитие высших психических функций;функциональная активация подкорковых образований мозга;обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические ф...

"Кинезиология в коррекционной работе с детьми с нарушением речи"

Кинезиология или «Гимнастика для мозга»— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея ее построения ...

Педагогический проект «Эффективность метода кинезиологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями на логопункте»

Главной задачей дошкольных учреждений является коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии использования комплекса разнообразных средс...

Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Важнейшей проблемой дошкольного и младшего школьного возраста на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее именуется &nd...

"Применение здоровьесберегающих технологий - как фактор эффективности коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи".

В статье представлена информация о практическом применении в коррекционно-образовательной деятельности педагогических технологий, сберегающих здоровье детей-логопатов, способствующих достижению максим...