Технология развития фонематического слуха
консультация по логопедии
Уважаемые коллеги и родители!
На этой странице Вы можете ознакомиться с современными логопедическими технологиями, которые я использую в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_1.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Уважаемые коллеги и родители!
На этой странице Вы можете ознакомиться с современными логопедическими технологиями, которые я использую в своей работе.
Технология развитие фонематического слуха
Каше Г.А., Колесникова Е.В., Коноваленко В.В., Туманова Т.В.,
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Актуальность обусловлена тем, что несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, готовность к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.
Целью данной технологии является развитие слухового восприятия, внимания, слуховуй памяти, чувства ритма. Формирование фонематического представления и навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Поэтому развитию фонематического слуха уделяется большое внимание. В исследованиях Н.С. Варенцовой, Г.А. Каше, Е.В. Колесниковой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, О.А. Степановой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. выделяются основные задачи, стоящие при развитии фонематического слуха.
На фонетическом уровне:
1)развивать распознавание звуков речи;
2)формировать четкий слуховой образ звука;
3)формировать слуховой контроль за качеством собственного произношения;
4)создавать благоприятные условия для последующего формирования фонематических функций.
На фонологическом уровне:
1)развивать дифференциацию фонем;
2)развивать фонематический анализ и синтез.
Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию фонематического слуха у детей:
- развитие распознавания неречевых звуков.
- развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.
- формирование фонематического восприятия.
На первом этапе можно рекомендовать упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко). Далее ребенку предлагаются задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько?) и воспроизведение неречевых звуков (хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д.) с разной силой, темпом, ритмом. Можно предложить следующие упражнения.
«Где позвонили?» Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Ребенку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комнаты. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами: звонит теперь ваш малыш, а вы угадываете направление звука.
«Кто это?» Взрослый держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не видели, какую именно он вытянул.
Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом — картинкой.
«Солнце или дождик?» Взрослый берет бубен или тамбурин: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начинается игра!»
«Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.
«Петух, наседка и цыплята». Папа — петух, мама — наседка, ребенок — цыпленок. Мама стучит палочкой о стол. Сколько раз она стукнет, столько раз и должен пропищать цыпленок. Три постукивания — пи-пи-пи. Столько же раз кукарекает папа. Как в театре, правда?
«Продавец и покупатель». Для этой игры потребуются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое — различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Коробочки не открываются, а просто встряхиваются.
«Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
«Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!
«Тихо — громко». Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?
«Кто что слышит?» Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.
На втором этапе вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие упражнения: различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;
• отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;
• узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков. Работу начинаем с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет: (а-о-о); волк воет (у-у-у); болит зуб (о-о-о). Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыбку и т. д.). Сначала гласный звук в словах произносим с интонированием, затем с естественной артикуляцией и интонацией;
• «Улавливай шепот». Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается;
• «Лягушка». Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара, закричала...
Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква».
Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал;
• дифференциация слогов, слов, отличающихся одним звуком (выделить лишний слог, показать нужную картинку: сок-сор; кол-гол и т. д., выделить слог (используя слоги различные по структуре СГ, ГС, СГС. ССГ, ГСС, СГСС), слово с заданным звуком отхлопыванием или повторением, например, игры «Поймай звук», «Запомни и назови!» и т. д. );
• определение наличия звука в звуковом, слоговом ряду;
• определение места звука в ряду (в начале, в середине, в конце);
• определение последовательности звуков в ряду;
• воспроизведение артикуляции и самих звуков, произнесенных логопедом с использованием экрана, на слух с закрытыми глазами; • «Кто больше». Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук [р] (звук [с] и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения;
• определение количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3, 4). Слова предлагаются различной слоговой структуры;
• «Рассели картинки по домикам». На доске — домики одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики;
• «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов;
• «Красный — белый». Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ([л], [ш], например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет — белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре;
• «Разложи картинки в два ряда» (картинки разной слоговой структуры);
• выделить первый слог из названий картинок, записать его, объединить слоги в слово или предложение и прочитать;
• определить пропущенный слог в названии картинки: ...ва, до...га,ра...та;
• составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; ка, мар;
• повторить слово или предложение, произнесенное по слогам: маль-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол;
• «Поймай рыбку». Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть [ж], [д], [к] и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» [с] слышится в начале слова, в слове «весы» — в середине, а в слове «лес» — в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!
• выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов;
• по сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов;
• придумать слова с двумя или тремя слогами;
• «Кто внимательнее». Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [з]. Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно; придумать слово с определенным слогом в начале слова, например со слогом са;
• придумать слово с определенным слогом в конце слова, например со слогом на;
• определить количество слогов в названиях картинок;
• поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки;
• по сюжетной картинке назвать слово из одного, двух или трех слогов;
• составить слоги из букв разрезной азбуки: са, та, ка, на и т. д.;
• изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слот. Логопед читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: ку-ук, на-ан и т. д.;
• составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо-ом, ша-аш и т. д.;
• «Отстукивание слогов». Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА- БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним;
• «Цепочки слов». Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?
• «Звенит-жужжит». Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками [з] и [ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть [з], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [ж]: «Жужжит»;
• записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; оканчивающиеся гласным звуком.
Так как фонематическое восприятие — это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе вводятся упражнения на формирование звукового анализа и синтеза, и можно рекомендовать следующие упражнения:
• анализ прямых и обратных слогов (например, ам, ом и т. д.);
• узнавание звука на фоне слова в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции), середине и конце слова. Определение ударного гласного звука в начале слова проводится в трех вариантах: на слух, после произнесения слова ребенком, на основе слухопроизносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку);
• «Подбери слова». Ребенок подбирает слова, которые начинаются на гласный [а], [о], [у];
• «Подбери к картинке букву». Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому звуку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива);
• Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением астры закрывается буквой А;
• подбор названий животных, птиц, насекомых, посуды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т. д., которые начинаются на заданный звук;
• выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука;
• по сюжетной картинке назови слова, которые начинаются с данного звука;
• упражнение «Скажи наоборот». Например: кость — гость, сайка — зайка, цвет — свет;
• лото «Необычные цветы». На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка;
• упражнение «Впиши букву». Дети вписывают букву в схему слова под картинкой;
• отгадывание загадок и называние первых звуков в словах;
• определение последнего согласного в слове. Слова предъявляются в последовательности: односложные слова без стечения согласных, которые состоят из обратного, закрытого слогов (ум, дом, кот, сок, рак);
• составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, сом, крот, стол, стул, волк, врач, крыша, канава, капуста;
• восполнить пропуски букв в словах (количество пропущенных букв варьируется в зависимости от уровня подготовки ребенка — са..лет, с...це, соба..;
• подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3-м месте (кот, окно, мак);
• добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова (па — пар, пары, парад, паруса; ко — кот, козы, кошка, корова);
• подобрать слова на каждый звук, составляющий исходные слова. Слова записываем на доске:
с а к
сад астра кол
сок абрикос крот
сор артист краска
сыр аист каска
• преобразовать слова путем наращивания звуков и букв, перестановки звуков: в начале слова: рот — крот, мех — смех, Оля — Коля, дочка —- удочка и т. д.; в конце слова: шар — шарф, бок — бокс, стол — столб, лис — лист, лиф — лифт; цепочка слов: жи — ежи — ужи — лужи — ложи — ножи — моржи; перестановка звуков: кочка — дочка, кот — кто, роза — коза, почка — точка, дар — рад, сон — кон;
• образовать из звуков данного слова возможно большее количество новых слов (машинка — Миша, мак, манка, Маша, каша, шина, шик);
• образовать цепочки слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего;
• составить графическую схему предложения и слова;
• вписать буквы в кружки (5 кружков). Дети вписывают в данные кружки третью букву следующих слов: рак, санки, спинка, нога, трава. Дети называют получившееся слово (книга);
•
Разгадать ребусы;
• разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии: дом, забор, марка, палка, сыр, море, мак, стол, парк, полка, дрова;
• отделение слов от псевдослов. Дается ряд карточек: на одних написаны слова (например, пар, бык, блин, стол...), на других псевдослова, т. е. бессмысленные буквосочетания (например, бен, пак, пун, плям...). Нужно карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами — в другую. Это упражнение помогает сочетать побуквенный анализ слова с его смысловой оценкой;
• упражнение «Впиши названия предметов в схему». Из ряда картинок предлагают детям выбрать только те, которые соответствуют схеме. Картинки и схемы могут быть следующими: лужа, ложка, ручка, майка, лампа, полка, ладошка, вата:
л____________________________а
л____________________________а
л____________________________а
л____________________________а
https://nsportal.ru/user/171254/page/produktivnaya-metodicheskaya-deyatelnost-pedagoga
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Современные технологии развития фонематического слуха у детей
картотека игр для развития фонематического слуха у детей (из опыта работы коллег)...
Статья на тему:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЗВУКОВОЙ, ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ И В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Информация для логопепедов и воспитателей ДОУ....
Технология развитие фонематического слуха в дошкольном возрасте
Краткое содержание технологии...
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....