Конспект ООД "Звук и буква "Э"
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи «Звук и буква Э»
Цель: Правильное произношение звука «Э», знакомство с буквой Э.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить составлять схемы предложений;
2. Учить детей определять место положения буквы в алфавите, и её характеристику;
3. Познакомить детей с несклоняемыми существительными.
Развивающие:
1.Развитие наблюдательности, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем;
2. Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти;
3. Развитие артикуляционного аппарата детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение отвечать полным ответом.
Оборудование: Буква «Э» сюжетная, Буквы «Э» и «С» формат А5, карточки со словами, алфавит,
Ход занятия:
Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет
Если крот раскроет рот. (Экскаватор)
2. Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет,
Мы свои глазам не верим:
Все стоит, она идет. (Эскалатор)
Молодцы ребята, а на какую букву начинаются эти слова? (Э). Правильно ребята, сегодня с нами хочет позаниматься и поближе познакомится буква «Э». Она подготовила нам очень интересные задания. Давайте попробуем с ними справиться.
1. Характеристика звука «э».
Ребята, давайте с вами дадим характеристику букве «Э». (На доске вывешена буква «э» и обозначения характеристики буквы). Ребята, какая она гласная или согласная? (гласная, а каким цветом мы его обозначим? (красным). Правильно, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом. Давайте все вместе попробуем его пропеть. Губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята, горлышко «работает», «ээээ». Молодцы ребята.
2. Знакомство с буквой Э (показ, рассматривание).
(Выставляются буква Э).
«Это — Э
С открытым ртом,
И большущим языком
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!». Ребята. Посмотрите внимательно, а на какую букву похожа буква «Э»? (С). Правильно, а кто мне скажет, чем именно они похожи? (Они состоят из полукруга). А чем отличаются? (У «Э» есть «язычок», открыты в разные стороны, «э»гласная, а «с» согласная). Все верно.
3. Нахождение буквы э в алфавите.
А теперь давайте попробуем найти букву «Э» в алфавите. Где она находится? (В конце). Назовите соседей буквы «Э»? (ь, ю). Правильно ребята.
4. Игра «Если слышишь».
Ребята, давайте поиграем в игру, я вам буду называть разные слова, а вы внимательно их слушайте. Если вы в слове услышите букву «Э» то хлопайте в ладоши, а если в слове не будет буквы «э», то топайте ногами (на доску вывешиваются схематические правила). Слова: Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода, щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо.
5. Усвоение несклоняемых существительных.
Мы с вами называли такие интересные слова как: эскимо, эхо. Эти слова интересны тем, что не изменяются. Буква «Э» предлагает провести нам с вами словесный эксперимент. Я буду начинать предложение, а вы его продолжать:
«Мы купили много (эскимо). Чем мы друга угостим. (эскимо).
Съели одно (эскимо). Съели много…эскимо. Изменяются ли слово? (нет). Верно, в русском языке есть немало неизменяемых слов: кофе, пальто, Буратино.
6. Физ. Минутка
Давайте с вами немного отдохнем, встаньте возле своих стульчиков и повторяем за мной.
«А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело».
7. Чтение рассказа Г. Юдина «Экскаваторщики».
Сейчас ребята я вам прочитаю рассказ Юдина «Экскаваторщики». А вы постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [э].
«ЭКСКАВАТОРЩИКИ»
Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.
- Бросай свои этикетки! - кричит. - У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
Я говорю:
- Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.
Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди - электрический столб. Экскаватор по этому столбу — р-р-раз! Столб на бок - два! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.
Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и. Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.
8. «Составь предложение».
И последнее задание, которое для нас подготовила буква «Э», называется «Составь предложение». На доске написаны предложения, но слова в них поменялись местами. Давайте подумаем и назовем порядок слов. Маша подойди к доске и поставь в первом предложении слова правильно (Мы живем на третьем этаже). Молодец, кто исправит следующее предложении?
Предложения:
1. мы, третий, этаж, жить (Мы живем на третьем этаже);
2. Лена, эскимо, купить (Лена купила эскимо.);
3. играть, футбол, Эдик, идти (Эдик идет играть в футбол).
9. Итог занятия. Давайте встанем в круг. Что нового узнали? (какие слова бывают с буквой «Э», чем похожа и чем отличается от буквы «С»). Какие сложности вы испытали при выполнении заданий? Ребята, вы сегодня хорошо справились с заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.
Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...