Конспект НОД "Прогулка по городу"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов, лексико-грамматических категорий, связной речи в подготовительной речевой группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
devyatyy_konspekt.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района г. СПб
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по теме
«Развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР в
подготовительной группе с логопедическим заключением
«ТНР. ОНР (3 уровень речевого развития). Стёртая дизартрия»
НОД «Прогулка по городу»
Учитель-логопед
Филиппова В.Г.
Цели и задачи
коррекционно-образовательные – формировать и расширять знания о достопримеча-тельностях родного города; формировать номинативный и адъективный словарь; форми-
ровать навыки словообразования;
коррекционно-развивающие – развивать общую и мелкую моторику; развивать фонемати-
ческие процессы, навыки звуко-буквенного анализа; закреплять практическое употребле-
ние предлогов, согласование слов в предложении, закреплять умение подбирать родствен-
ные слова; различать смысл многозначных слов, образовывать относительные прилага-тельные; закреплять употребление существительных в Р.п.мн.ч. и составление с ними предложений;
коррекционно-воспитательные – воспитывать чувство любви к родному городу и своей стране, бережное отношение к своему городу и горожанам;
Оборудование:
картинки с изображениями известных мест в Санкт-Петербурге, плоские фигурки, изоб-
ражающие кораблик и персонажей занятия, карточки-схемы со схемами звукослого-вого анализа, наложенные контурные изображения предметов, таблицы со словами, ау-диозапись с песней о Санкт-Петербурге, мяч.
Ход занятия
1.Оргмомент.
Логопед. – Ребята, сегодня у нас гости. Давайте мы с ними поздороваемся и назовем себя.
Дети по очереди называют своё имя.
В руках у логопеда фигурка кораблика, флюгера на шпиле Адмиралтейства.
Л. – Скажите, что у меня в руках? Как его называют? Вспомните строчки стихотворения.
(«Это символ города, здесь рождался флот.»). Символ какого города? А как называются его жители? Мы – петербуржцы, а ты, Коля, кто? А ты , Алёна?
- Ребята, хотите отправиться на прогулку по весеннему городу?..С нами отправятся
наши друзья – Звукарик и Словарик.(На стенде – плоские изображения этих персонажей.)
Если мы пойдём пешком, то будем…(пешеходами), а если устанем и воспользуемся тран-
спортом, то станем…(пассажирами).
2. Пальчиковая гимнастика «Считалочка».
Люблю по городу гулять, Идут по кругу друг за другом.
Люблю смотреть, люблю считать. Повороты головы.
Невский – раз, Зимний –два, Загибают пальцы по одному.
Три – красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад. Как красив его наряд!
Восемь – крепость у Невы, были там, наверно, вы.
Девять –повстречался мне Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота вижу Нарвские ворота.
3. Подбор слов к звукослоговым схемам с объяснением.
Л. – Ребята, кораблик – это какой вид транспорта?
Д. – Это водный вид транспорта.
Л. – Давайте подумаем, какой вид транспорта можно выбрать для путешествия по городу.
Дети называют городской транспорт, для путешествия по Неве выбирают речной трам-вай.
Л. – Посмотрите, по берегам зажглись огоньки.(На стендах – карточки со схемами
звукослогового анализа.) Правда, они похожи на схемы Звукарика? Какие же слова мы
можем найти в этих огоньках? Найдите, пожалуйста, слово «шпиль». – Дети показывают подходящую к слову схему. – Как вы догадались? Назовите в нём звуки по порядку и рас-
скажите о каждом. (Один из детей называет звуки в слове и даёт им характеристику.) Сколько слогов в этом слове? Сколько согласных звуков? Сколько мягких согласных зву-ков? Назовите глухие звуки. - И т.д.
Аналогичная работа со словами «ботик», «дамба», «канал», «икона», «мост», «наука», «Охта», «улица»).
4. Образование прилагательных. Подбор родственных слов.
Л. – Словарик предлагает почитать слова. У него с собой несколько страничек .
Дети читают:
Сад
Площадь
Остров
Проспект
Дворец
Всадник
Л. – Что обозначают эти знаки? (Указывает на белый и красный квадратики над словами.)
Д. – Слова-предметы, «живые» и «неживые», отвечают на вопросы «кто?» и «что?»
Л. – А теперь прочтём слова с этой странице (прикрепляет второй лист слева от первого).
Дети читают:
Лето
Зима
Дворец
Медь
Заяц
Нева
Л. – Какую фигурку мы видим на этой странице?
Д. – Жёлтый кружок. Кружком мы обозначаем слова-признаки, которые отвечают на вопрос «какой?».
Л. – А слова, которые мы прочитали?
Д. – Слова-предметы, «живые» и «неживые».
Л. – Давайте подберём к ним слова-«родственники», отвечающие на вопрос «какой?»..
Д. – Летний, зимний, дворцовый, медный, заячий, невский.
5. Подбор предметов к признакам, составление словосочетаний.
Л. – Соедините эти слова со словами с другой страницы, и тогда мы назовём известные места в нашем городе.
Д. Составляют словосочетания: Заячий остров, Летний сад, Дворцовая площадь, Медный всадник, Невский проспект, Зимний дворец.
6.Включение в словосочетания «маленьких слов» (предлогов).
Л. – А эти слова у Словарика не написаны, а нарисованы. – Слева от листов прикрепляются карточки со схемами пространственного значения предлогов – «на», «за», «из», «в», «у», «к», «от». – Давайте добавим эти слова к
нашим сочетаниям и расскажем, где побывали Звукарик и Словарик, гуляя
по Санкт-Петербургу.
Дети составляют предложения: «Друзья побывали на Заячьем острове» (вы-шли из Летнего сада, сфотографировались у Медного всадника и т.д.) Выби-
рают понравившееся предложение и составляют его схему на ковролине, по
очереди называя слово и прикрепляя полоску-«слово».
7.Физминутка. Игра с мячом «Кати-говори». Образование существительных
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Подбор слов-антонимов. Со-ставление распространённых предложений.
Л. – На палубе стало прохладно. Давайте поиграем с мячом.
Назовите «ласково»: дом –
город –
двор –
мост –
река –
сад –
сквер –
Скажите наоборот: высокий дом –
глубокая река –
длинная улица –
узкая аллея -
Л. – А теперь мы расскажем, что есть в нашем городе, много «чего» и «каких». – Даёт образец: - Здание .- В нашем городе много современных (старинных, больших, красивых,
высоких, многоэтажных, каменных, нарядных) зданий
«В Санкт-Петербурге много чего?»: музей –
арка –
канал –
район –
мост –
парк –
улица –
река –
площадь –
человек -
8.Связная речь.
Словарик сегодня хочет выступить в роли экскурсовода. Давайте его послушаем. Но мне кажется, что он собирается вас запутать. Слушайте внимательно.
«На Васильевском острове стоит Петропавловская крепость. Ею закончилось строитель-ство Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость находится в Петропавловском соборе. На шпиле её фигурка кораблика. Крепость названа в честь царя Петра I.
На набережной реки Невы, недалеко от Исаакиевского собора, стоит памятник Екатери-не Второй. По указу Петра Первого его создал скульптор Растрелли. Екатерина Вторая верхом на коне под скалой, которую назвали «Гром-камнем». В руках у неё венок победи-теля. Конь лежит, по нему ползёт змея.
В Летнем саду жили русские цари и их семьи. Около него находится самый большой музей в нашем городе, который называется Кунсткамера. А ещё в Москве есть Адмирал-тейство. Здесь в старину торговали купцы. На его башне есть фигурка ангела. А фигурку украшает шпиль.»
Дети находят, что в тексте неправильно. И воспроизводят текст без ошибок.
10. Распознавание по наложенным контурам изображений и определение их располо-жения.
На стенде контуры изображений, наложенных друг на друга (герб города, Исаакиев-ский собор, крейсер Аврора, стрелка Васильевского острова, Медный всадник).
- А вот Звукарик фотографировал наши достопримечательности и , видимо, совершил ошибки при съёмке. Ребята, что находится левее всех остальных изображений? («Левее всех изображение памятника Петру Первому, который назвали Медным всадником.» и т.д.).
11.Окончание занятия.
Л. - Нам пора возвращаться в садик. Сначала мы отправимся к ближайшему от садика вокзалу. Как он называется? (Финляндский вокзал). На чем можно от него добраться до детского сада? А на метро можно?
- Вот мы и вернулись к нашим воспитателям. О чем мы им расскажем? –
дети вспоминают, что они делали на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект праздника "День города"
В сентябре 2011 наш город отмечал 55-летие. Воспитанники детского сада принимали участие в праздновании юбилея ....
конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
Конспект занятия " Мой город- Воркута" Знакомство с городом и историей.
Занятие подготовлено ко дню рождения города.Занятие проходит с использованием ИКТ.Подготовила: Воспитатель МБДОУ "детский сад №32" г. Воркуты Шушлебина Елена Валерьевна.Место реализации МБДОУ « Детски...
Презентация и конспект на тему:город Старый Оскол-город Воинской Славы
Конспект занятия и презентация для города Старый Оскол...
Конспект занятия "Мой город Ейск" в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Мой город"
Сейчас очень важно воспитывать любовь и уважение к малой родине, знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями. Ребенок должен знать тот район, в котором он живет, улицы по ко...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовской области» Конспект занятия «Достопримечательность города Красноармейска – кирпичный завод» по познавательному развитию в подготовительной группе
Задачи:Образовательные: систематизировать представления детей о достопримечательностях города Красноармейске – кирпичном заводе, об улицах своего города, людях разных национальностей, проживающи...
конспект занятия " Мой город Туймазы. Достопримечательности города."
Цель: формирование представления детей о родном городе....