Использование инновационных компьютерных технологий в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
статья по логопедии

Соловьева Мария Александровна

За годы развития логопедии сформировались проверенные приемы и методы работы по развитию нарушенных сторон речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Однако, современные дети требуют к себе особого внимания и индивидуального подхода. И чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые методы работы по коррекции звукопроизношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных компьютерных технологий в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи становится все более распространенным нарушением речи и детей дошкольного возраста. К этой группе относятся дети, у которых наблюдается нарушение произносительной стороны речи и фонематического слуха при нормальном физическом слухе и интеллекте.

 Основными направлениями работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи являются:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование фонематического восприятия;

- подготовка к обучению грамоте.

За годы развития логопедии сформировались проверенные приемы и методы работы по развитию нарушенных сторон речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Однако, современные дети требуют к себе особого внимания и индивидуального подхода. И чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые методы работы по коррекции звукопроизношения.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям  коррекции нарушения сторон речи, это:
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты;
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;
- новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Одним из средств, повышающих мотивацию и совершенствующих обучение дошкольников является внедрение компьютерных технологий.

Несомненно, мы не должны забывать об охранительном режиме по зрению при использовании компьютерных технологий. Но повышенный интерес детей к электронным устройствам позволяет использовать их в занятиях в небольшом количестве, которое не оказывает вреда здоровья, но служат хорошей мотивацией и, даже, поощрением для детей.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Я использую компьютерные технологии на разных этапах логопедической работы:

- при проведении артикуляционной гимнастики;

- для развития речевого дыхания;

- для развития зрительного и слухового внимания и памяти;

- при развитии фонематических процессов;

- при развитии мелкой моторики;

-при автоматизации и дифференциации звуков;

Как показывает практика, почти все воспитанники логопедической группы имеют трудности на этапе автоматизации поставленных звуков. Автоматизация поставленных звуков часто носит длительный характер, если закрепление правильного произношения звука идет с трудом и затягивается, дети могут потерять интерес к этому процессу и к логопедическим занятиям в целом.

В своей работе я использую несколько лицензированных информационных ресурсов.

Одним из них является портал «Мерсибо», на котором представлены яркие и занимательные игры по развитию всех сторон речи, в том числе и развитию фонематических процессов, автоматизации звуков и обучению грамоте. Структура портала позволяет давать индивидуальные домашние задания детям для повторения, при условии регистрации их родителей на портале.

Вторым часто используемым электронным сборником логопедических игр для меня является программа «Игры для Тигры».Это комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа состоит из блоков: фонематика, просодика, лексика, звукопроизношение.  

Кроме  работы с программами я использую в работе презентации-игры для знакомства с буквами и звуками и для их дифференциации.

Несомненная польза информационных технологий и в том, что появилась возможность  самостоятельно делать яркие и пособия. Для дошкольников занятия по автоматизации звуков бывают часто однообразны и трудны, их внимание неустойчиво, дети быстро утомляются. С помощью компьютерных технологий я создала несколько ярких  и интересных настольных дидактических игр для автоматизации и дифференциации звуков.

 

Список использованной литературы:

    Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

  1. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  2. Лынская, М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006.-№ 6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых жанров фольклора в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта

Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказ...

Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

Инновационные компьютерные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Инновационные компьютерные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской...

Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»

Речевые нарушения остаются одной из наиболее  распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...

Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения. Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различ...