Использование Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
статья по логопедии на тему
На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОО имеет приоритетное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_lego-tehnologiy_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
выполнила: воспитатель МКДОУ д/с №411г. Новосибирска
высшей кв. категории Власенко Наталья Павловна
На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОО имеет приоритетное значение.
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, является незаменимым в коррекционной работе.
При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно- игровыми приѐмами, используемыми для развития речи:
• С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
• В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребѐнка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.
• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
• Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Перспективность применения данных методов и приѐмов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Поэтому нам хотелось бы рассказать об опыте применения лего- технологий для развития и коррекции речи детей в нашем саду.
Основой коррекционной работы с применением лего-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даѐт возможность детям с ОВЗ запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит при помощи увиденного и осознанного. Например, работа с детьми по теме «Наш город» удивила нас своей результативностью. Дети создавали конструкции как на фантастические темы, так и на реальные сюжеты. Эмоциональная составляющая игры способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогло детям проследить пространственно- временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такая же работа проводилась и по теме «Космос» и другим тематикам. Работа у детей проходила с большой мотивацией. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даѐт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Использование ЛЕГО-технологий в процессе работы по коррекции речевых нарушений даѐт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объѐмному образу декораций из конструктора, помогает ребѐнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развѐрнутым и логичным. При этом, работа над связной речью ведѐтся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Поскольку коррекционная работа не только над "внешним", речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры). Дети часто сами создают декорации на занятиях по конструированию, в свободное время, иногда дома с родителями. Надо отметить, что логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражѐнной речи. Когда конструирование окончено, начинается работа со всей группой. При работе с конструктором хорошо отрабатывать согласование числительных с существительными: сколько в твоѐм домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоѐм зоопарке много кого?
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработать падежные окончания (Котѐнок без чего? Без хвоста).
Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Работа по развитию речи с применением лего-технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимали занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучала детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогало лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приѐмы логопедического воздействия на детей с ОВЗ, тем более успешным будет формирование речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
В данной статье описывается использование мультимедийных презентаций в процессе коррекционной работы...
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
Опыт работы по использованию пальчикового театра в коррекционной работе с детьми с ОНР
В работе обобщены подходы в развитии мелкой моторики рук и представлен календарный план проведения пальчикового театра...
Презентация опыта работы "Использование метода «биоэнергопластики» в коррекционной работе с детьми с ТНР"
Применяю в работе с детьми с ТНР нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова)...
Использование нейропсихологических техник в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ. «Из опыта работы».
В конце прошлого века учеными были проведены несколько исследований показавшие, что определенные движения тела влияют на состояние нейронных связей в головном мозге. Глубже этим вопросом занимали...