Игры логопеда. Учим детей употреблять предлоги.
консультация по логопедии

Абзалимова Юлия Валерьевна

 В материале  представлены методические рекомендации и варианты игр  по формированию навыка употребления предлогов в речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_detey_upotreblyat_predlogi.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: « Учим детей употреблять предлоги».

Одним из показателей грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги.

В норме к четырем годам ребенок  правильно употребляет простые предлоги: в, на,  под, над. из,  около, за, у, с, многие дети затрудняются в точном употреблении  предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «столе», «вот» и молча показывают пальцем, не зная как правильно сказать). Смысл предлогов понять сложно, поскольку в обычной речи  они сливаются с другими словами и «теряются» Поэтому при выполнении упражнений с предлогами произносите их раздельно и внятно.

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают маленькие слова:

НА – это значит на поверхности чего-то

В – это означает внутри чего-то и  т. д.

Ниже представлены игры, в которые можно играть дома и предназначены для детей  от 2,5  до 5 лет.

Игра №1. Употребление предлогов на, по.(Употребление существительных в падежах)

1.Мама:  Смотри у нас мишка стоит на столе. Хрюша стоит на столе. Зайка  стоит (где?)… Ребенок: на столе. Зайка стоит (где?)… Ребенок:

на столе.

Мама: Смотри они стоят и не двигаются.

2.Мама:  А теперь смотри. Миша пошел… Где он пошел? По столу. Теперь стоит.

Мама:  Хрюша пошла … по столу. Теперь стала.

Мама: Зайка (заяц) поскакал….по столу.

Зайка поскакал…. по столу ( обогащение словаря ребенка глаголами)

Объясняем ребенку , когда игрушки стоят, мы говорим на … столе,  а когда начинают двигаться мы говорим по . Они двигаютcя  (где? ) по столу. Зайка поскакал по столу. Обезьянка  поскакала по столу.

 Миша пошел по столу. и т.д.

Игра №2. Употребление предлогов на, с/со.(Употребление существительных в падежах)

1.Мама: Смотри,  куда я ставлю свинью? На стол.

Мама: Куда я поставила зайку? Ребенок: На стол.

Куда я поставила мишку? Ребенок: На стол.

Куда я поставила мартышку? Ребенок: На стол.

2.Мама: А теперь, скажи ,где стоит свинья? Ребенок: на столе. И т. д.

3.Мама: А теперь, я буду игрушки брать. Откуда я буду игрушки брать? Со стола. И т. д.

Игра №3. Употребление предлогов в, из. (Употребление существительных в падежах)

1.Мама: смотри у тебя машинка и нам нужно покатать зверей. Посади  зайку в машину и хрюшу посади в машину. Где они сидят : в машине.

Мама: где сидит зайка? Ребенок: В машине.

Где сидит хрюша? Ребенок: В машине.  

Мама: К хрюше и зайке (белке) пришли мишка и ежик и решили спрятаться в мешке.

Мама: где спрятался мишка? Ребенок: В мешке. 

Мама: где спрятался ежик? Ребенок: В мешке. 

2.Мама: Откуда вылез мишка? Из мешка.

Мама: Откуда вылез ежик? Ребенок: Из мешка.

Игра №4. Рассказывание сказки с предлогами.

Жили были хрюша и зайка. И решили они поехать в гости к мишке. Они собрали грибы , положили их в  мешок, сели в машину, взяли гостинец и поехали по дороге. Приехали к дому. Вышли  (откуда?) из машины. Вошли (куда?) в дом к мишке, а машину поставили (куда?) в гараж. Что они делали в гостях, как ты думаешь? Наступил вечер и животным пора возвращаться домой. Они вышли из дома. Машина выехала из гаража. Хрюша и зайка (белка)  сели в машину , поехали( где?) по дороге и вернулись домой.

Игра №5 .  «Где шагает коза?» Употребление предлога по и дательного падежа.

Мама: Сейчас закрой глазки и почувствуй, где будет « шагать коза».

Мама: Где шагала коза?

Ребенок: По ноге.

Мама: Где шагала коза?

Ребенок: По щеке… и т.д. По руке ( можно спросить по какой руке :левой ил правой?). !Важно следить не только за употреблением предлога , но и за окончанием в словах.

Игра №6 «Где танцует кисточка?»

Употребление предлога на.  Данная игра проводится аналогично игре №5.

Игра №7 . Игра с мячом «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»

Закрепление ориентировки ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.

Мама: В правую руку свой мячик возьми. Над головою его подними. И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется  И ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот — не запутаться б мне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для педагогов и родителей «Учим детей с ОВЗ правильно употреблять предлоги».

Для подготовки детей ЗПР и успешному обучению в школе, необходима система занятий по формированию устной речи. В процессе работы над понятиями «предложение», «словосочетание»  немаловажную роль и...

Учим детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги.

Учим  детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги.ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении.П...

Учим детей дошкольного возраста понимать и употреблять простые предлоги в речи.

Не секрет, что у большинства речевых детей нарушено понимание предлогов. Нарушена ориентировка в пространстве. И тем более вызывает трудности правильное употребление  самих предлогов  - &laq...

Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»

 Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги.                          ...

Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»

Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги. Предлоги помогают, достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание.    ...

Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"

Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"...

Учим правильно употреблять предлоги

Учим правильно употреблять предлоги...