Учим детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги.
консультация на тему
Учим детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги.
ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении.
Предлоги, как известно, помогают, выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности, и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с нарушением речи часто опускают их или воспринимают как часть слова.
Правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.
Предлоги делятся на группы:
· 1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.
· 2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.
· 3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.
· 4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.
· 5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.
· 6. Сложные предлоги (из-за, из-под).
Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании в начале года.
Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.
Главное место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.
Как проводить игры с предлогами?
Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.
· от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
· к рассматриванию картинок (где? назови)
· к решению задач без наглядной опоры – словесных задач, без картинок и игрушек.
Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возраста
В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают.
Рекомендуемые игры:
Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО.
«Прятки»
В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет.
Варианты: «Найди зайчику морковку», «Найди кукле бантик», «Найди собачке миску с едой». Воспитатель рассказывает сюжет и производит манипуляции с игрушками, всё проговаривая сам (в столе нет бантика, под столом тоже нет, на столе ……)
«Котёнок и собака» (с пальчиками) - воспитатель рассказывает рассказ о собачке и кошке. Дети пальчиками изображают. (кулачок – домик кошечки, пальчик указательный - кошечка)
«Загадки» - предметы раскладываются в коробке, на коробке, за коробкой. Задание: «Найди в коробке большой мяч» и т.д.
После того, как ребёнок освоил употребление предлогов на, под, в, около, можно переходить к обучению употреблять предлоги ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.
Игры в стихах:
«Что взяла, клади на место»
· «Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
· На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?
· Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?
· Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»
Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.
Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД)
Стихотворение к игре - путанице: «Пирог»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_narusheniyami_rechi_upotreblyat_predlogi.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Учим детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги.
ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении.
Предлоги, как известно, помогают, выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности, и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с нарушением речи часто опускают их или воспринимают как часть слова.
Правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.
Предлоги делятся на группы:
- 1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.
- 2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.
- 3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.
- 4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.
- 5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.
- 6. Сложные предлоги (из-за, из-под).
Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании в начале года.
Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.
Главное место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.
Как проводить игры с предлогами?
Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.
- от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
- к рассматриванию картинок (где? назови)
- к решению задач без наглядной опоры – словесных задач, без картинок и игрушек.
Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возраста
В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают.
Рекомендуемые игры:
Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО.
«Прятки»
В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет.
Варианты: «Найди зайчику морковку», «Найди кукле бантик», «Найди собачке миску с едой». Воспитатель рассказывает сюжет и производит манипуляции с игрушками, всё проговаривая сам (в столе нет бантика, под столом тоже нет, на столе ……)
«Котёнок и собака» (с пальчиками) - воспитатель рассказывает рассказ о собачке и кошке. Дети пальчиками изображают. (кулачок – домик кошечки, пальчик указательный - кошечка)
«Загадки» - предметы раскладываются в коробке, на коробке, за коробкой. Задание: «Найди в коробке большой мяч» и т.д.
После того, как ребёнок освоил употребление предлогов на, под, в, около, можно переходить к обучению употреблять предлоги ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.
Игры в стихах:
«Что взяла, клади на место»
- «Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла. - На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет? - Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять? - Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»
Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.
Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД)
Стихотворение к игре - путанице: «Пирог»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи
Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...
"Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Работа с предлогами является одним из направлений коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками....
«Развитие четкой дикции у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» /методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста/
Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. Неправильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижн...
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением речи по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Методика работы по формированию слоговой структуры слова....
Консультация для педагогов "Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги"
Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги...
Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра созд...