Сообщение для педагогов и родителей «Учим детей с ОВЗ правильно употреблять предлоги».
консультация по коррекционной педагогике на тему
Для подготовки детей ЗПР и успешному обучению в школе, необходима система занятий по формированию устной речи. В процессе работы над понятиями «предложение», «словосочетание» немаловажную роль играет правильное употребление детьми предлогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_predlogi_ovsienko.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск –
«Детский сад №29 «Кораблик», реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования
Сообщение для педагогов и родителей:
«Учим детей с ОВЗ правильно употреблять предлоги».
Выполнил:
Овсиенко Вера Федоровна
учитель-дефектолог
ГБОУ СОШ №13 СП
«Детский сад №29 «Кораблик»
г.о.Чапаевск
Чапаевск, 2017 год
Для подготовки детей ЗПР и успешному обучению в школе, необходима система занятий по формированию устной речи. В процессе работы над понятиями «предложение», «словосочетание» немаловажную роль играет правильное употребление детьми предлогов. Предлог – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении. Правильность и точность употребления расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные нарушения, как дислексия и дисграфия.
Предлоги можно объединить в следующие группы:
– по местонахождению предметов или объектов в пространстве: в, на, под, за, около;
– по направлению действия предметов или объектов: по, от, вокруг, к, в, из;
– по расположению предметов относительно друг друга: по, между, с, перед, за;
– по наличию какого-либо свойства у предмета или объекта предлог: у;
– по направлению действия на предмет или объект: для, о, об;
- сложные предлоги из-за, из-под.
Предлоги в речи ребенка появляются позже всех знаменательных частей речи. Работа по формированию правильного употребления предлогов детьми с ЗПР, которые имеют системное недоразвитие речи, опирается на ту же последовательность их усвоения, что и детьми в норме, только значительнее растянуто по времени, а также по применению больших методов и приемов для усвоения данного материала. Занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Чтобы привлечь внимание детей используются игрушки, сказочные персонажи, хорошо знакомые детям предметы. Необходимо научить детей внимательно слушать инструкцию, правильно выполнять требуемое действие.
Ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволяют детям самостоятельно овладеть предложными конструкциями. Необходимо помочь детям усвоить правила изменения и соединения слов, научить передавать смысловое намерение с помощью языковых средств.
Начинать обучение нужно с простых предлогов: на, под. Обозначающих место действия и легко моделирующихся в процессе наглядной демонстрации).
После усвоения предлога на, уточняется пространственное расположение предметов, выраженное предлогом под. Дети учатся выделять предлог под в предложении и составлять словосочетания и предложения с этим предлогом по наглядной ситуации, по сюжетным картинкам, по двум предметным картинкам. После усвоения грамматических конструкций с предлогами на и под проводится работа над их различением.
Необходимо учить детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность. Постепенно задания усложняются, и вводятся следующие предлоги: в, из, к, от, из-за, из-под, с, со, над. На занятиях и в индивидуальной работе дети уточняют пространственные отношения, выраженные этими предлогами, учатся выделять предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по картине, схеме, наглядной ситуации, по двум опорным словам. Дети учатся включать в предложение пропущенный предлог, выкладывать схемы предложений с предлогам, выделять его как отдельное служебное слово. Важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи. Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:
НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)
В – это означает внутри чего-то (в столе)
ПОД – внизу под чем-то (под столом)
НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)
ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)
ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)
ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)
Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я положил книгу НА стол, а теперь НА шкаф. (Совершая соответствующие действия). То же самое проделывается и с предлогом В. (каждое действие «оречевляется»). Примеры «оречевления» картинок:
- Чайка летит над водой.
- Белка сидит в дупле.
- Птица сидит на ветке.
- Мяч лежит под книгой.
- Дети играют около дома.
Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается, молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком. В ходе следующих упражнений ребёнок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться). Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т. д. » Примерно также отрабатываются и остальные предлоги. Обязательно надо обращать внимание на различие окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу) .Как усложнение можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладут то на книгу, то под книгу, то в книгу, то перед книгой и т. п. Ребёнок каждый раз должен говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог. Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью ребёнку предлагается «оречевить» следующие пары картинок, употребив при этом нужный предлог:
- Карандаш положил на коробку – карандаш взял с коробки.
- Карандаш положил в коробку – карандаш взял из коробки.
- Карандаш положил за коробку – карандаш взял из-за коробки.
- Карандаш положил под коробку – карандаш взял из-под коробки.
В ходе упражнений снова обращается внимание на то, что имена существительные, употребляемые с одним и тем же предлогом, могут иметь разные окончания (под столом, под сосной, под солнцем, под дверью и т. д.) Для овладения всем многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае ребёнку надо задавать вопросы: «Где лежит мяч? Где кукла? » и др. Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Помогут картинки, которые «оречевляются» следующим образом:
- Чай можно пить с конфетами.
- С сахаром.
- С тортом.
- С лимоном.
- С вареньем.
Далее ребёнку можно предлагать и такие вопросы: «С чем можно сделать бутерброд? » (с маслом, с сыром, с колбасой и т. д.) . «Из чего делают игрушки? » (из ваты, из дерева, из пластмассы, из металла и т. д.) Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, Вам окажут игры.
1. Игра «Что мы делали, не скажем… » Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям. Например:
- Мама вышла за дверь.
- Папа положил газету на стол.
- Бабушка налила чай в чашку. И т. д.
2. Игра «Сделай, не ошибись». (закрепление употребления предлогов). Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)
- Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?
- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?
- Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?
- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?
- Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?
3. Игра «Скажи наоборот». (Закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ) . Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.
- Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.
- Девочка налила воду в кувшин. - …
- Мама положила яблоки на стол. -.
- Ваня поставил лампу на тумбочку. - …
- Машина подъехала к магазину. - …
4. Игра «Исправь ошибки Незнайки» Закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ . Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь. Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:
- Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.
- Машина едет через дороге. - Машина едет по дороге.
- Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.
- Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей.
Задачи коррекционного обучения решаются совместными усилиями педагогов, при тесном контакте с родителями. Общими усилиями необходимо научить детей правильно употреблять как простые, так и сложные предлоги, правила соединения слов, научить точно, передавать смысловое значение. Работа в этом направлении имеет важное значение, для успешного обучения в школе.
Список используемой литературы
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Москва. “Просвещение” 2008.
- Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи. Редактор-составитель Миронова С.А. Москва. “Просвещение” 1989.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва. “Просвещение” 1990.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. “Айрис – Пресс”. Москва 2007.
- Краузе Е. Логопедия. Санкт-Петербург. “Корона принт” 2003.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Санкт – Петербург. “Детство – пресс” 2000.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. Москва. “Просвещение” 1985.
- Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. Санкт-Петербург. “Детство – пресс” 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Учите детей правильно употреблять предлоги в речи"
Консультация учителя-логопеда поможет родителям в игровой форме закрепить правильное использование предлогов в речи....
Учим детей правильно употреблять предлоги в речи
Одним из показателей грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги.В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять простые предлоги: в, на, под, около, за, пер...
Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»
Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги. ...
Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»
Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги. Предлоги помогают, достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание. ...
Перспективный тематический план занятий по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи
Планирование может быть использовано в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР 5-7 лет....
Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"
Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"...
Учим правильно употреблять предлоги
Учим правильно употреблять предлоги...