Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука [Р]"
план-конспект занятия по логопедии
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avt_r.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"
Цель: автоматизация звука Р
Задачи:
- Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
- Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.
- Обучать правильному согласованию существительных с числительными.
Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами.
Ход занятия
I. Организационный момент
– Назови картинки (рысь, ракета). С какого звука начинаются эти названия цветов?
– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.
II. Артикуляционная гимнастика
– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик».
– Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].
Выполнение упражнений перед зеркалом.
«Вкусное варенье» – широким краем языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.
«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.
«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.
III. Основная часть
1. А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.
– РРРРРРРРРРРРРР
Анализ артикуляции звука по плану:
а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.
Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.
Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.
Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.
На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.
– Гласный или согласный звук? (Согласный, так как мешает «петь» язык)
– Звонкий или глухой звук? (Звонкий, так как в горлышке работает «голосовой моторчик»)
– Звук твердый или мягкий? (твердый).
– Каким цветом его обозначаем? (синим).
2. Развитие фонематического слуха.
– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: ДА, КА, МА, РА, ПУ, ВУ, РУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, ВЫ, ГЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.
– Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, мама, дубы, игра, радио, лампа, пакет, забор, ракета, ветер, лапа, мошка, рысь, кошка, норы, укол, дыра.
3. Игра с мячиком «Повтори за мной»
АР-АР-АР КРА-КРО-КРЫ УРА-УРА-УРА
ОР-ОР-ОР ТРА-ТРО-ТРЫ УРУ-УРУ-УРУ
РА-РА-РА БРА-БРО-БРЫ РА-РО-РУ
4. Физминутка
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
5. Игра «А у меня много»
– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).
Логопед: – Я сорвала одну ромашку.
Ребенок: – А я сорвала три ромашки.
(Картинки: ромашка, корова, шар, карандаш, груша, роза, ведро, самовар)
6. Звуковой анализ слова (РЫБА)
– Сколько слогов в этом слове?
– Назови первый слог
– Сколько в этом слоге звуков?
– Назови их по порядку
– Назови второй слог
– Сколько в этом слоге звуков?
– Назови их по порядку
– Назови только гласные в этом слове
– Назови только согласные в этом слове
7. Игра «Исправь ошибку»
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору).
IV. Итог
– Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах?
– Произнеси этот звук правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия «Звук Ш в слогах, в словах»
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...
Конспект индивидуального занятия ЗВУК Р
Презентация конспекта по звукопроизношению...
Конспект индивидуального занятия. Звук [С]. Подготовительный этап.
ЦЕЛЬ:Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [с]ЗАДАЧИ:1.Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.2. Формировать длительную направленную во...
Конспект индивидуального занятия "Звук Ж"
Тема: Звук «Ж» Цель: автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, чистоговорках, предложении....
Конспект индивидуального занятия - звук [С]. Овощи.
В конспекте представлены артикуляционные упражнения для звука [С] в игровой форме по русско народней сказке "Теремок"...
Конспект индивидуального занятия. Звук [С] подготовительный этап.
Конспект индтвтдуального занятия....
Конспект индивидуального занятия "Звук Ш"
Конспект индивидуального занятия...