Обследование речи у дошкольников с РАС
методическая разработка по логопедии
В таблице составлен основной набор заданий для обследования всех компонентов речи у детей с расстройствами аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_detey_s_ras.doc | 218.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
Обследования всех компонентов речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Выполнил:
Учитель- логопед: Романова Ксения Александровна
г. Феодосия – 2020
Речевой компонент | Задания |
Обследование звуковой стороны речи |
Цель. определить состояние имитационной стороны речи. Содержание. Логопед показывает картинки и предлагает произнести соответствующие звуки: Мальчик плачет -А Ослик рыдает- О Кричат дети – АУ! плачет малыш УА! Самолет гудит-У лошадка – ИИИИ Насос свистит – ССС Комар звенит – ЗЗЗЗ Змея шипит – ШШШ Жук жужжит – ЖЖЖ Инструкция. «Посмотри на картинки скажи, кто какие звуки издает»
Цель. определить умение ребенка произносить звуки в словах Содержание. Логопед предлагает ребенку назвать слова с использованием картинок Инструкция. «Посмотри на картинки и назови их» С: сад, мясо, нос Сь: семь, гуси, гусь З: замок, коза Зь: зима, газета Ц: цапля, кольцо, палец Ш: шапка, машина, камыш Ж: жаба, жилет, пижама Ч: чайка, печка, мяч Щ: щука, щит, щавель, ящик Л: лапа, пила, зал Ль: лев, малина, медаль Р: рак, корова, забор
Цель. Определить умение ребенка правильно произносить звуки в предложениях. Содержание. Логопед предлагает ребенку повторить следующие предложения: «У Зины зонт. У сома усы. Кузнец кует цепь. Шапка да шубка — вот и весь Мишутка. У ежа ежата. Дятел долбит ель. К нам во двор забрался крот. Майя и Юра поют». Инструкция. «Послушай и повтори правильно»
Цель. Проверить состояние звукопроизносительной стороны речи в процессе проговаривания текста Содержание. Логопед предлагает ребенку поиграть. Логопед ритмично произнося текст, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка: - Начинается считалка: на дубу скворец и галка, улетел домой скворец, и считалочке конец. Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, но охотник не попал, серый зайчик ускакал. (Каждую считалку повторять не более двух-трех раз.) За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, Сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок? Инструкция. «Я расскажу считалку, а ты внимательно слушай, потом повторишь». |
Обследование голосовой функции |
Цель. Определить умение менять силу голоса. Содержание. Логопед предлагает ребенку произнести как гудит большой самолет УУУУУ (громко), и как гудит маленький самолетик: уууу(тихо). Большая девочка плачет: АААААА, маленькая девочка плачет: ааааааа Инструкция: «Покажи, как гудит большой само лет, как гудит маленький самолетик?» И т. д
Цель. Определить умение повышать и понижать тон голоса. Содержание. Логопед показывает картинки с изображениями кошки-котенка, птички- птенчика, и произносит звукоподражания «тоненьким» голосом и «низким» голосом Инструкция. «Как кошка мяукает? Мяу-мяу-мяу (низким голосом). Как котенок мяукает?......(тоненьким голосом)»
Цель. Определить умение менять высоту голоса Содержание. Логопед предлагает вспомнить сказку, сопровождая свою речь показом иллюстраций. Затем задает ребенку вопросы. Ребенок, отвечает на вопросы, меняя соответственно высоту голоса. Инструкция. «Вспомни, как разговаривал Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка?
Цель. Способность использования основных видов интонации. Содержание. Логопед произносит стихотворение с разной интонацией, затем предлагает ребенку повторить «Уронили мишку на пол» с разной интонацией (с восклицательной, вопросительной, повествовательной) Инструкция. «Послушай и повтори с той же интонацией как я» |
Обследование просодической стороны речи |
Цель. Особенности ритмической стороны речи. Содержание. Логопед предлагает ребенку прослушать, как можно прохлопать знакомые песенки «В лесу родилась елочка», «В траве сидел кузнечик», затем просит повторить. Инструкция. «Прохлопай песенку»
Цель. Определить особенность темпа речи. Содержание. Ребенку предлагается прослушать стихотворение А. Барто «Мячик» в разном темпе и затем аналогично воспроизвести. Инструкция. «Послушай и повтори в том же темпе, как я»
Цель. Определить особенность воспроизведения логического ударения. Содержание. Логопед демонстрирует образец слоговой цепочки. Затем просит ребенка повторить: ПА-па-па та-та-ТА МА- ма-ма Па- ПА-па ТА-та-та ма- ма- МА Па-па-ПА та- ТА- та ма-МА-ма Инструкция. «Повтори как я»
Цель. Определить правильность расстановки пауз в речевом потоке Содержание. Ребенку предлагается повторить все действия за логопедом: маршировать и считать раз, два, три, четыре, пять, затем продолжать маршировать и считать до пять про себя в том же темпе. Инструкция «Внимательно смотри и делай, как я» |
Обследование фонематического восприятия |
Цель. Проверить уровень слухового восприятия близких по звучанию звукоподражаний Содержание. Логопед перед ребенком раскладывает картинки или игрушки животных (кошки, коровы, козы) Инструкция: «Покажи, кто кричит МУ, МЕ, МЯУ»; «Скажи, как мычит корова, мяукает кошка, кричит коза».
Цель. Выяснить умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию Содержание. Перед ребенком логопед раскладывает парные картинки: Коса-коза; мишка-миска; уточка-удочка; кот -кит Инструкция. «Покажи, где коса, а где коза» и т. д
Цель. Умение воспроизводить слоговые пары (ряды) в заданной последовательности. Содержание. Ребенку логопед предлагает поиграть в игру «Эхо». Логопед произносит пары (ряды) слогов и просит ребенка их повторить. Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй и за мной: па- ба та-да ка-га (па-ба-па) (та-да-та) (ка-га-ка)
Цель. Проверить умение ребенка выделять определенный гласный из звукового ряда Содержание. Логопед предлагает ребенку поднять руки вверх, если он услышит гласный звук- а- (у,и).Логопед произносит ряд звуков: а,м,и,с,у,п,а,у,и,а и т.д. Инструкция. «Я буду произносить разные звуки, а ты подними руки вверх, если услышишь звук -А- |
Обследование понимания речи |
Цель. Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных. Содержание. Логопед просит показать, где у ребёнка рука, нога, где лапа у зайчика, где голова у куклы. Инструкция. «Покажи, где твоя рука», «Где лапка у зайчика?»
Цель. Выявить умение ребенка выделять определенную игрушку среди других. Умение выполнять действия по словесной инструкции. Содержание. Перед ребенком раскладывают игрушки. Инструкция. «Покажи куклу (машинку, пирамидку, мячик)»; «Возьми машинку (куклу, пирамидку…)»; «Дай мне пирамидку (куклу, машинку, мячик)». Если ребенок справляется с заданием, логопед предлагает узнать данные игрушки по картинкам.
Цель. Выяснить понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного. Содержание. Перед ребенком попарно логопед раскладывает картинки: кот-коты; мяч-мячи; кукла-куклы; стул-стулья Инструкция. «Покажи, где кот, а где коты…»
Цель. Выяснить понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках. Содержание. Логопед перед ребенком раскладывает предметные картинки. Ребенок должен найти картинку среди других, ориентируясь на вопросы логопеда. Инструкция. «Посмотри на картинки и найди, чем чистят зубы? Чем рисуют? Что наденешь на голову, когда пойдешь гулять?» |
Обследование лексического запаса |
Цель. Уточнить объем номинативного словаря. Содержание. Логопед последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов и назвать их. Инструкция. «Назови, что это?»
Цель. Уточнить объем предикативного словаря Содержание. Логопед последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы по картинкам. Инструкция. Что делает мальчик? (Спит) Что делает девочка? (Ест) Что делают рыбки? (Плавают) Что делает птица? (Летает) Что делает машина? (Едет)
Цель. Уточнить объем атрибутивного словаря. Содержание. Логопед предлагает ребенку правильно подобрать слова -признаки к заданным картинкам или игрушкам Инструкция. «Вот мяч. Какой мяч? Мяч красный, круглый. А какой огурец? (Какое солнце? Какое печенье? Какая косынка?...)
Цель. Проверить умение обобщать, одним словом, предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку. Содержание. Ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды, овощей, игрушек и назвать их одним словом. Серии картинок предъявляются последовательно. Инструкция. «Посмотри на картинки и назови одним словом». |
Обследование грамматического строя |
Цель. Проверить наличие слов у ребенка, обозначающих единственное и множественное число существительных. Содержание. Перед ребенком попарно логопед раскладывает картинки. Инструкция: «Посмотри и назови картинки» Кукла-куклы петух-петухи Глаз-глаза дом-дома
Цель. Проверить наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов. Содержание. Логопед предлагает ребенку последовательно рассмотреть картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я скажу: синий мяч (при произнесении слова «синий» артикуляция четкая). А теперь ты смотри и называй. Синяя лопата, синий чайник Зеленая лягушка, зеленый огурец Желтый банан, желтая панама, желтое солнце
Цель. Проверить наличие у ребенка существительных в уменьшительно- ласкательной форме. Содержание. Логопед предлагает ребенку рассмотреть и назвать картинки с изображением большого и маленького предметов. Инструкция: «Вот это большой мяч, а это маленький мячик. Я буду называть большой предмет, а ты маленький» Дом- домик стул-стульчик Сумка- сумочка палец-пальчик
Цель. Проверить наличие у ребенка простых предлогов. Содержание. Логопед предлагает ребенку найти игрушки. Инструкция: «Посмотри на игрушки. Скажи, где сидит мишка: на стуле_______ в машине______ под стулом______ за столом_______ в шкафу______ |
Обследования связной речи |
Цель. Выявить уровень развития диалогической речи. Содержание. Логопед создает игровую ситуацию. Берет игрушку зайчика, который пришел в гости к ребенку. Инструкция. «Будем знакомиться с зайчиком?» «Зайчик» задает вопросы ребенку: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут маму, папу? Какие игрушки ты любишь? Каких животных ты знаешь?
Цель. Умение составлять рассказ по серии сюжетных картин Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть серию картинок и разложить их в той последовательности, что бы можно было составить рассказ. Инструкция. «Вот четыре картинки. Это вся история про снеговичка. Посмотри внимательно, подумай, что было сначала, что потом. Разложи картинки по порядку: что сначала- положи вот сюда (указание жестом), что потом – сюда (указание жестом), а последнюю — вот сюда (указание жестом). Теперь подумай и расскажи, что случилось со снеговичком».
Цель. Умение составлять рассказ по сюжетной картинке. Содержание. Логопед предлагает рассмотреть сюжетную картинку «В лесу»: Дети гуляют в лесу. Летают птицы, бабочки. Девочка и мальчик собирают грибы. Инструкция. «Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что ты видишь»
Цель. Умение составлять пересказ Содержание. Ребенку предлагается прослушать рассказ или сказку, запомнить, а затем пересказать. Инструкция. «Прослушай рассказ (сказку). Повтори его как запомнил». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы диагностических заданий для обследования речи дошкольников.
Правильная речь ребенка - неотъемлемая часть его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных мыслей, общение со взрослыми и сверстниками являются необходимыми условия...
Обследование речи дошкольников с ЗПР
Картинный материал для обследования речи дошкольников с ЗПР...
"Интерактивные тесты" Обследование и развитие грамматического строя речи у дошкольников"
Гоженко Екатерина Николаевнаучитель-логопедМДОУ детский сад комбинированного вида №6 "Улыбка" г.ТихвинЛенинградская область Данные тесты предназначены для обследования и д...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Галкина О.В. "Диагностический комплекс для обследования сформированности навыков построения простых и сложных предложений в речи старших дошкольников с нарушениями речи"
Комплекс упражнений для обследования навыков построения простых и сложных предложений, дополненный наглядно-образными ориентирами....
Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития
Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс разработан для опред...
- Мне нравится (1)