Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Звук [р]. Поможем Карлсону».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению.

 

Тема: «Звук [р]. Поможем Карлсону».

Составила: учитель – логопед МБДОУ «ЦРР - № 99» Зимановская Т.П.

Технология: проблемное обучение.

Речевое заключение: ФФН.

Этап коррекционной работы: автоматизация звука [р] в слогах и словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_r.docx754.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению.

Тема: «Звук [р]. Поможем Карлсону».

Составила: учитель – логопед МБДОУ «ЦРР - № 99» Зимановская Т.П.

Технология: проблемное обучение.

Речевое заключение: ФФН.

Этап коррекционной работы: автоматизация звука [р] в слогах и словах.

Задачи:

1. Закреплять правильное произношение звука [р] изолированно, в слогах и словах;

2. Уточнить правильную артикуляцию звука [р];
3. Совершенствовать умение определять место звука в слове; 
4. Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;
5. Воспитывать доброжелательное отношение, желание помогать окружающим.

Оборудование: письмо, кукла Карлсон, карточки артикуляционной гимнастики из приложения 1, вертушки на дыхательную гимнастику, индивидуальные зеркала, карточки с лабиринтом, карточки из приложения 2 для игры «Построй дом».

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.

- «Здравствуйте ребята. Давайте все вместе дружно поприветствуем друг- друга (дети встают в круг).

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

  1.  Сообщение темы занятия. Проблемная ситуация.

 - «Ребята, нам сегодня в детский сад пришло письмо, прочитаем?»

 Логопед читает письмо.

Текст в письме: «Здравствуйте, меня зовут Карлсон. Я бы хотел иметь много друзей. А еще у меня есть мечта -  пойти работать ведущим на телевидение. Придумывать и вести для ребят веселые и познавательные передачи. Но меня туда не возьмут, потому что я плохо выговариваю звук [р].  

Мне сказали, что вы очень умные и добрые и смогли бы помочь мне научиться правильно выговаривать звук [р]».

- «Ребята, что нам делать?»

Дети соглашаются помочь.

Сюрпризный момент - дети слышат звук моторчика.

- «Ух ты, что это за звук такой?»

Логопед подходит к окну и достает из - за шторы спрятанную куклу –Карлсона.

- «Ребята смотрите это Карлсон! Сам прилетел к нам на занятие, чтобы научиться вместе с вами правильно произносить звук [р]».

II. Основная часть.

1. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [р].

- «Итак, ребята с чего же мы начнем? Прежде чем выполнять упражнения для произнесения звука [р], давайте вспомним и покажем Карлсону как работают наши губки и зубки, язычок, когда мы произносим звук [р]. Давайте все вместе присядем на коврик.

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

- Что делает горлышко? (поёт)

- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

- Правильно, молодцы!»

hello_html_735bc1cd.jpg

2. Артикуляционная гимнастика.

- «А теперь я предлагаю нам вместе с Карлсоном выполнить специальные упражнения для язычка».

Логопед демонстрирует детям картинки с артикуляционными упражнениями и контролирует правильность выполнения упражнений. Используется комплект «Артикуляционная гимнастика» смотри приложение 1, так же используются индивидуальные зеркала.

3. Дыхательная гимнастика.

Логопед предлагает детям завести вертушку –пропеллер, подув на неё.

 4. Пальчиковая гимнастика

- «Карлсон очень любит играть с пальчиками. Давайте и мы все вместе разомнем наши пальчики».

Дружно пальцы встали в ряд

(покажите ладони)

Десять крепеньких ребят

(сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка

(покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка

(продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны

(покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки

(вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них

(покажите большие пальцы)

Два больших и удалых

(остальные пальцы сожмите в кулак).

5. Изолированное произнесение звука [р]. «Звуковые дорожки».

- «Карлсон очень любит проходить разные лабиринты, давайте вместе с ним проведем линию по дорожке не отрывая пальчика от листа, произнося на одном выдохе звук [р]». Используется приложение 2.

Дети: - «р-р-р-р-р-р».

- «Молодцы ребята, вы справились с этим заданием успешно, а теперь отдохнем с Карлсоном».

6. Физкультминутка.

- «Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте).
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо).
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой)
И все дружно вместе встали. (Встали)».


7. Автоматизация звука в слогах.  Игра «Телеграмма».

- «Ребята, Карлсон большой озорник и он любит затевать разные игры. Поиграем в игру - телеграмма?»

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Учитель-логопед, поворачиваясь к ребёнку, называет слог или пару слогов. Ребёнок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к логопеду. Если кто-то из детей неправильно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адреса, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ра – ро, ру – ры и т. д

8. Автоматизация звука [р] в словах с определением позиции звука.

Игра - «Построй дом».

- «Ребята, посмотрите слова, в которых есть звук [р] жили в домиках, сильный ветер разрушил их. Карлсон предлагает всё исправить. Нужно выложить кирпичики с картинкой под крыши. Определим место звука [р] в начале, середине и в конце слов. Стараемся правильно проговаривать все слова».

Используется приложение № 3. Дети стараются правильно проговаривать слова и определить место звука [р] в словах.

 Дети выкладывают карточки с картинками соответствующим образом.

картинки содержат следующий речевой материал – названия предметов: (веер, помидор, костер, гриб, забор, тигр, ковер, сахар, рубаха, радуга, рыба, рак, ромашка, роза, робот, ракета, пирамидка, шарик, гитара, арфа, ручка, герб, палитра, корона).

III. Заключительная часть занятия.

- «Молодцы, ребята, вы старались и поэтому помогли Карлсону научиться произносить звук [р] чётко и правильно, он вас очень благодарит и ему пора домой».

Карлсон: - «Спасибо вам большое ребята! Теперь я благодаря вам научился правильно произносить звук [р] и надеюсь, что моя мечта и ваши тоже исполнятся. До свидания».

Дети прощаются с Карлсоном.

Логопед подводит итоги занятия.

 - «Ребята, скажите, чему вы научились?

 Что нового узнали?

 Что вам больше всего понравилось?

Какой звук вы старались произносить правильно, когда помогали Карлсону?»


 

Приложение №1

Упражнение Шарик 

 

 https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/203431/pub_5c0038c1a7473904eb3ed758_5c003c2c6bf5b200aa77128a/scale_1200

Упражнение Маляр 

Упражнение Грибок 

Упражнение ПарашютикУпражнение Гармошка 

Упражнение БарабанщикУпражнение Лошадка 

Приложение № 2https://static.issue.life/content/img/22-08-2019/637020916074833984.png

Приложение 3.

https://sun9-18.userapi.com/c639227/v639227964/88d4/T2hrtiTHyG8.jpg

https://sun9-11.userapi.com/c639227/v639227964/88ca/7NgoYZU0yqA.jpghttps://sun9-54.userapi.com/c639227/v639227964/88c0/v9wzho-c7TQ.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация индивидуального занятия по звукопроизношению. Тема: Дифференциация звуков С-З.Поможем Речецветику!

Дети  выполняют разные задания и помогают Речецветику собрать облетевшие лепесточки....

Конспект занятия по звукопроизношению . Тема: Гласные звуки «а», «у», «и», «о».

Конспект занятия по звукопроизношению.Тема: Гласные звуки «а», «у», «и», «о».Цели: Коррекционно-образовательные:- закрепить навыки различения и правильн...

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению Тема: «Дифференциация звуков [л]-[л’]»

Технология: квест-игра.Речевое заключение: ФФН.Этап коррекционной работы: дифференциация звуков [л] и [л’] в слогах, словах и предложениях....

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению Тема: «Звук [р]. Поможем роботу Робу»

Технология: проблемное обучение.Речевое заключение: ФФН.Этап коррекционной работы: автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.Задачи:- закреплять правильное произношение звука [р] из...

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: Автоматизация звука [Л]. «Путешествие с Лолой»

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению.Тема: Автоматизация звука [Л]. «Путешествие с Лолой»Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР№ 99»...

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению Тема: Автоматизация звука [С]. «Поможем Снегурочке». Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99» Зимановская

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношениюТема: Автоматизация звука [С]. «Поможем Снегурочке».Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99»...