Объединение движения, музыки и слова в системе комплексного воздействия на детей с ОНР.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными нарушениями речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Объединение движения, музыки и слова в системе комплексного воздействия на детей с ОНР.

С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. 

Среди разнообразных речевых нарушений у дошкольников, одним из наиболее трудных для коррекции, является общее недоразвитие речи.

Опыт работы позволяет убедиться в том, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает определенный отпечаток на формирование всех психических функций. Большая часть дошкольников отличается недостаточной устойчивостью внимания, ограниченными возможностями его распределения, трудностями в запоминании и воспроизведении материала, выполнении сложных инструкций. Исследования зрительного восприятия позволяют сделать вывод о том, что у детей с ОНР оно сформировано недостаточно. У дошкольников отмечается низкий уровень развития самоконтроля, навыка произвольной деятельности.

Для одних детей характерна  гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью.

Большей части детей присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: нарушение координации, общего ритма движений; неуверенность в воспроизведении, снижение скорости выполнения, затруднения при переключении от одного движения к другому. Перечисленные особенности характеризуют состояние как общей, мелкой, так и артикуляционной моторики. Наибольшие трудности выявляются при выполнении заданий по словесной инструкции, пространственно-временным параметрам.

Таким образом, вышеперечисленные особенности позволяют говорить о том, что нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными нарушениями речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.

Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Не зря понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. При ее использовании повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды. 

Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живностью, эмоциональность настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом логоритмики.

Вследствие высокой эмоциональности логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой   способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности.

На логоритмических занятиях особое внимание необходимо уделить играм, направленным на совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.

Обязательной основой для логоритмических занятий должны быть упражнения, построенные не на музыкальном ритме, а на стихотворном, где проговаривание стихотворных строк необходимо совмещать с движением.

В логоритмические занятия необходимо включать упражнения, направленные на развитие интонации, ритмических способностей, тактильных ощущений, поскольку, избегая их, невозможно сформировать слоговую структуру слова, правильную речь дошкольников.

При пении необходимо акцентировать внимание на развитие у детей внутреннего ощущения стабильности метра, темпа.

В совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя «помощником» являются тетради взаимодействия специалистов ДОУ. Ведение тетрадей помогает закрепить умения и навыки, полученные на логопедических, музыкальных, логоритмических занятиях, способствует углублению индивидуального подхода к детям.

Таким образом, тесная взаимосвязь и четкое разграничение функций учителя-логопеда и музыкального руководителя, использование логоритмических упражнений способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

Литература.

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.
  2. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. М.: Айрис-пресс, 2006.
  3. Лопухина И.С. Логопедия. Ритм, речь, движение 3 изд. - СПб.: КОРОНА-ВЕК, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Под современным комплексным подходом к преодолению общего недоразвития речи  предполагается лечебно-педагогическое воздействие на неврологическое и психофизическое состояние ребенка со стор...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...

Взаимосвязь движения, музыки и слова в коррекции речевых и моторных нарушений у дошкольников с ЗПР

Мастер -  класс музыкального руководителя "Взаимосвязь движения, музыки и слова в коррекции речевых и моторных нарушений у дошкольников с ЗПР"...

Конспект занятия «ДВИЖЕНИЕ, МУЗЫКА И СЛОВО ПОМОГАЮТ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной  к школе группе с ТНР...

« Комплексное воздействие на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Само понимание механизмов возникновения общего недоразвития речи и знание особенностей его проявления у детей определяет необходимость применения комплекса коррекционных мероприятий. Под современ...

Конспект НОД «Движение, музыка и слово помогают быть здоровым»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной  к школе группе с ТНР...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...