РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ | 85.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Детский сад №» (МБДОУ "Детский сад № ")
Принята решением педагогического консилиума от _________20___г. протокол №_______ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 33" _______________. «__»________ 20г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Старшая группа
Составитель:
Учитель-логопед: Кочеткова К.Т.
Ачинск-
I. ПОЯСЧНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса: формирование самостоятельной связной грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующее социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с ОНР.
Характеристика коррекционного курса.
Данный коррекционный курс направлен на:
1.Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщений знаний об окружающем.
2.Совершенствование понимания и навыков употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
3. Развитие диалогической и монологической форм речи.
Описание места коррекционного курса
Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности и является элементом "Программы коррекционо - развивающей работы"
Форма организации занятий -фронтальные занятия.
Частота фронтальных занятий составляет 2 раза в неделю. Продолжительность 25 минут. Время проведения- первая половина дня.
Продолжение данного курса тесно связано с содержанием курсов "Произношения" и "Обучения грамоте", а также пронизывает содержание курса образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях "Развитие речи", закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание курса "Развитие речи" опирается на темы, изучаемые в других образовательных областях. Кроме того, на занятиях курса "Развитие речи" закрепляются навыки правильного произношения звуков. сформированных в рамках коррекционного курса "Произношении". на занятиях по ""Произношению" и "Обучению грамоте" закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций. сформированных на занятиях по развитию речи. Для детей с моторной алалией, а также с ОНР 1-2 уровня рекомендованы индивидуальные и подгрупповые занятия по данному курсу.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
В плане лексического развития:
1.усваивают значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
2.употребление слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные.
3.умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением
4.умеет подбирать однокоренные слова
В развитии грамматического строя речи:
1.правильно употребляет грамматические формы слова, продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели
2.умеет строить простые распространенные предложения
В плане развития связной речи:
1.владеет навыками диалогической речи.
2перессказывает произведение от лиц разных персонажей. используя языковые и интонационные средства выразительности речи.
3.ссотавляет различные виды рассказов
4.умеет составлять творческие рассказы
5.отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены
-входящая диагностика
-текущая диагностик
-конечная диагностика
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедические занятиях по протоколу логопедического обследования. на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.
Текущий мониторинг проводится в виде наблюдения за качеством лексико-грамматического оформления высказывания и связной речи и отражается в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя в виде рекомендаций логопеда по закреплению речевых эталонов в различных видах деятельности.
II СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа имеет разделы, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
* владение речью как средством общения и культуры;
* обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
* развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
* знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
* формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
* Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
* Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.
* Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
* Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
* Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
* Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.
* Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами. Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
* Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
* Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
* Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
* Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
* Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
* Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
* Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
* Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
* Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
* Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
* Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Развитие просодической стороны речи.
* Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи.
* Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
* Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.
* Учить говорить в спокойном темпе.
* Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Коррекция произносительной стороны речи
* Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
* Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
* Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза
* Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.
* Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.
* Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.
* Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза
* Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
* Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
* Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
* Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
* Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
* Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
* Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.
* Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
* Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
* Закрепить знание уже известных детям правил правописания.
* Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У).
* Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
* Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
* Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
* Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.
* Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
* Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
* Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
* Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.
III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По Дата/тема | Лексический материал | Лексико – грамматические средства языка | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие связной речи | Обучение грамоте, развитие фонематического анализа и синтеза | Формирование звукопроизношения | ||
I период | Сентябрь | |||||||
1 неделя «Детский сад. День знаний» | Существительные: детский сад, группа, воспитатель, логопед, няня, психолог, повар, прачка, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, заведующий, методист Прилагательные: добрый, ласковый, заботливый, важный, необходимый Глаголы: воспитывать, учить, исправлять, ухаживать, убирать, мыть, готовить, стирать, гладить и т. д. | 1. Образование существительного в ум. – ласк. форме. Игра «Назови ласково» 2. Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много» 3. Образование род., дат., твор., предл., вин. падежа существительных. Игра «Договори словечко» 4. Согласование числительных с существительными. Игра «Посчитайка» 5.Закрепление употребления в речи простых предлогов 6.Формирование умений пользоваться несклоняемыми существительными. 7.Использование глаголов с различными приставками. | Развитие мелкой моторики «Наша группа» (Нищева, 306) | Овладение навыками составления и распространения предложений по картинке с помощью вопросов. Составление рассказа из 3-4 предложений. | Неречевые звуки. | Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’]. | ||
2 неделя «Профессии в детском саду» | Существительные: детский сад, группа, воспитатель, логопед, няня, психолог, повар, прачка, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, заведующий, методист Прилагательные: добрый, ласковый, заботливый, важный, необходимый Глаголы: воспитывать, учить, исправлять, ухаживать, убирать, мыть, готовить, стирать, гладить и т. д. | 1. Образование существительного в ум. – ласк. форме. Игра «Назови ласково» 2. Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много» 3. Образование род., дат., твор., предл., вин. падежа существительных. Игра «Договори словечко» 4. Согласование числительных с существительными. Игра «Посчитайка» 5.Закрепление употребления в речи простых предлогов 6.Формирование умений пользоваться несклоняемыми существительными. 7.Использование глаголов с различными приставками. | Развитие мелкой моторики «Наша группа» (Нищева, 306) | Овладение навыками составления и распространения предложений по картинке с помощью вопросов. Составление рассказа из 3-4 предложений. | Дифференциация речевых и неречевых звуков. | Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’]. | ||
3 неделя «Части тела, лица» | Существительные и прилагательные: Артикуляционный аппарат, органы речи, язык, губы, зубы, края, спинка, корень, кончик языка, щеки, рот, альвеолы, органы дыхания, голосовые связки, логопедическая гимнастика. Глаголы: действия органов артикуляции. | 1. Употребление категорий единственного и множественного числа существительных. Игра «Один – много» 2. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица Игра «Он и я» 3. Согласование числительных с существительными. Игра «Сосчитай до пяти» 4. Образование родительного, дательного, творительного, предложного, винительного падежа существительных 5. Согласование числительных с существительными. 6.Закрепление употребления в речи простых предлогов. | Развитие мелкой моторики «Части тела». | Познакомить детей с частями тела. Составление рассказа – описания по сюжетной картине. | Закрепление знаний о ранее изученных гласных звуках: [а],[о],[у], [э], [ы], [и]. | Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’]. | ||
4 неделя «Осень. Перелётные птицы» | Существительные: осень, листопад, дождь, туман, слякоть, ветер, туча. Прилагательные: Хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный. Глаголы: идти, дуть, Наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно. | 1. Образование существительного в ум. – ласк. Форме. Игра «Назови ласково» 2. Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много» 3. Образование род., дат., твор., предл., вин. Падежа существительных. Игра «Договори словечко» 4. Согласование числительных с существительными. Игра «Посчитайка» 5.Закрепление употребления в речи простых предлогов 6.Формирование умений пользоваться несклоняемыми существительными. 7.Использование глаголов с различными приставками. | Развитие мелкой моторики «Вышел дождик погулять» (Нищева, 255) Развитие речи с движением «Птицы». | Овладение навыками составления предложений по вопросам по картинке. Составление вопросов к картинке. Пересказ текста. | Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.) | Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над односложными, словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост) | ||
Октябрь | ||||||||
1 неделя «Лес. Деревья» | Существительные: лес, лист, дерево, берёза, рябина, дуб, клён, ель, осина, сосна. Прилагательные: жёлтый, красный, зелёный, тонкий, могучий, лиственный, хвойный. Глаголы: желтеть, краснеть, опадать. | 1. Употребление категорий единственного и множественного числа существительных игра «Один – много» 2. Согласование числительных с существительными и прилагательными (Крупенчук, 32) 3. Образование прилагательных от существительных «Беседа о деревьях» (Кузнецова, 20) 4. Закрепление употребления предлогов за, под, около, перед, на. Образование слов – антонимов (Кузнецова 21, 22) | Развитие координации речи с движениями «Листья». Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». | Составление описательного рассказа по предметной картине по образцу с опорой на план. | Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.) Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных Подбор слов на гласные звуки. | Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над односложными, словами со стечением согласных в начале и в конце слова. | ||
2неделя «Грибы. Лесные ягоды» | Существительные: лес, деревья, мухомор, боровик, подосиновик, лисичка, земляника, малина, черника, клюква; гриб, ягода, ножка, шляпка; Прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, мягкий, душистый, сосновый, берёзовый, осиновый. Глаголы: Зреть, искать, находить, собирать, класть, заготавливать, прятаться. | 1. Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме игра «Назови ласково» 2. Согласование числительных с существительными и прилагательными 3. Выделение названия предмета, его признаков, понимание обобщающего значения слов игра «Сбор грибов» (Кузнецова, 23) 4. Подбор слов – антонимов Занятие «Грибы» (Кузнецова, 24) 5. Закрепление правильного употребления предлогов (Кузнецова, 24) | Развитие общей моторики и координации речи с движениями Игра «Боровик» Игра «Листики» (Смирнова, 30) (Кузнецова, 24) Развитие мелкой моторики, слухового внимания и элементарных математических представлений (движения по тексту) «За грибами» (Нищева, 268) | Пересказ рассказа близко к тексту. Умение вести диалог. | Знакомство с согласными звуками: [м]-[м'], [б][б'],[п][п'],[д][д'],[т][т'],[г][г'],[к]-[к|], [х]-[х1]. | Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над односложными, словами со стечением согласных в начале и в конце слова. | ||
3 неделя «Овощи. Огород» | Существительные: Овощи, фрукты, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свёкла, картофель, огород, грядка; Прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, розовый; Глаголы :зреть, собирать, убирать, выкапывать, заготавливать. | 1. Употребление категорий единственного и множественного числа существительных игра «Один – много» 2. Выделение названия предмета, его признаков, понимание обобщающего значения слов игра «Что изменилось?» (Кузнецова, 11) 3. Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме игра «Назови ласково» 4. Согласование числительных с существительными и прилагательными 5. Согласование притяжательных местоимений с существительными игра «Мой, моя». | Развитие общей моторики «Огород» Развитие мелкой моторики «Капуста». | Обучение связному рассказыванию. Учить детей составлять загадки – описания об овощах Составление рассказа по картине «В огороде» (Ткаченко №2, 13) | Продолжение знакомства с согласными звуками. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина). | Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над односложными, словами со стечением согласных в начале и в конце слова. | ||
4 неделя «Фрукты. Сад» | Существительные: сад, фрукты, поле, яблоко, слива, груша, лимон, апельсин, мандарин; Прилагательные: сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, розовый; Глаголы :зреть, собирать, убирать, выкапывать, заготавливать. | 1. Употребление категорий единственного и множественного числа существительных игра «Один – много» 2. Выделение названия предмета, его признаков, понимание обобщающего значения слов игра «Что изменилось?» 3. Образование прилагательных от существительных Игра «Какой сок приготовили?» 4. Изменение существительных в родительный падеж «Чего не стало?» 5. Согласование притяжательных местоимений с существительными 6. Согласование существительных с глаголом ед. и мн. числа. | Развитие общей моторики «Осень» Развитие мелкой моторики – самомассаж пальцев «Компот». | Распространение предложений определениями. Обучение связному рассказыванию. Рассказ – описание фруктов, игра «Волшебный мешочек». | Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Выделение изученных согласных звуков из слова. | Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). | ||
5 неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» | Существительные: одежда, пальто, шуба, куртка, плащ, брюки, шорты, платье, блузка, юбка, рубашка, халат, кофта, майка, трусы, носки, колготки, шапка, кепка, шляпа, панама; обувь, ботинки, тапочки, сапоги, туфли, кроссовки, босоножки, валенки, чешки Прилагательные: резиновые, удобные, кожаные, новые, красивые, летняя, зимняя, чистая обувь – грязная, демисезонная шёлковый, шерстяной, меховой, нарядный, чистый, грязный, длинный, короткий, летний, зимний, демисезонный; Глаголы: ухаживать, стирать, гладить, чистить, зашивать, пришивать, шить, подшивать. завязывать, обуваться, зашнуровывать, ходить, и т.д. | 1. Выделение названия предмета, его признаков, понимание обобщающего значения слов Занятие 19 «Одежда» (Кузнецова, 51) 2. Согласование притяжательных местоимений с существительными игра «Мой, моя» 3. Согласование числительных с существительными и прилагательными Игра «Закончи предложение» (Кузнецова, 53) 4. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. (Кузнецова, 53) 5. Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме игра «Назови ласково». | Развитие общей моторики «Одежда» Развитие мелкой моторики «Перчатки» Развитие координации речи с движениями и общей моторики «Две туфельки тип – топ» (Нищева, 272) | Составление описательного рассказа по предложенному плану. | Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.) Знакомство с понятием «слог». | Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над двухсложными словами без стечения согласных. | ||
Ноябрь | ||||||||
1 неделя «Квартира. Мебель, части мебели. Бытовая техника» | Существительные: диван, комод, шкаф, стол обеденный, стол письменный, стул, табурет, зеркало, полка, кресло, кровать, дверца, ножка, спинка, телевизор, магнитофон, утюг. Прилагательные: деревянный, мягкий, зеркальный, кожаный, стеклянный, письменный, обеденный, журнальный, круглый, квадратный. Глаголы: ставить, сидеть, лежать, убирать, расставлять, передвигать, спать, отдыхать, ремонтировать, вытирать, ухаживать. | 1. Выделение названия предмета, его признаков, понимание обобщающего значения слов (загадки) 2. Образование прилагательных от существительных игра «Какой, какая?» (Смирнова, 42) 3.Преобразование единственного числа глаголов 1 лица настоящего времени во множественное число. (Смирнова, 44) 4. Закрепление употребления предлогов «на», «за», «под» 5. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. | Развитие мелкой моторики «Много мебели в квартире» (Нищева, с. 118) Игра мячом «Мебель» (Смирнова 6-7 лет, с. 69) | Составление описательного рассказа. Распространение предложений. Постановка вопросов. | Звуковой анализ трехзвуковых слов с изученными звуками. Введение понятия «слово». | Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над двухсложными словами без стечения согласных. | ||
2 неделя «Кухня. Посуда. Бытовая техника на кухне» | Существительные: посуда, чайник, сковорода, кастрюля, тарелка, чашка, миска, супница, ложка, вилка, нож, бутылка, банка, кружка, плита, кофеварка, миксер, микроволновка. Прилагательные: столовая, чайная, стеклянная, железная, прозрачная, кухонная. Глаголы: убирать, ставить, разбирать, накрывать, наливать, кушать, пить, выливать, жарить, варить, кипятить. | 1. Согласование числительных с существительными. 2. Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме игра «Назови ласково» 3. Образование родительного падежа существительных. 4. Выделение названия предмета, его признаков, понимание обобщающего значения слов (беседа, загадки) 5. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Занятие «Посуда» (Кузнецова, З-18, с. 48) | Развитие координации речи с движениями «Посуда» Развитие мелкой моторики «Помощники». | Учить отгадывать и самостоятельно составлять загадки-описания и описательные загадки о посуде. | Звуковой синтез трехзвуковых слов с изученными звуками. Введение понятия «слог, как часть слова». | Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек). | ||
3 неделя «Продукты питания» | Существительные: продукты, молоко, хлеб, кефир, колбаса, мясо, сыр, суп, салат, овощи, фрукты, компот, крупа, мука. Прилагательные: Вкусные, ароматные, аппетитные и т.д. Глаголы: готовить, есть, мыть, вытирать, солить, резать, жарить, варить. | 1. Образование существительного в ум. – ласк. форме. Игра «Назови ласково» 2. Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много» 3. Образование род., дат., твор., предл., вин. падежа существительных. Игра «Договори словечко» 4. Согласование числительных, прилагат. с существительными. 5.Закрепление употребления в речи простых и сложных предлогов. 6.Формирование умений пользоваться несклоняемыми существительными. 7.Использование глаголов с различными приставками, образование относительных и притяжательных прилагательных. | Развитие мелкой моторики «ладушки» Развитие общей моторики – подвижная игра «Магазин». | Учить детей пересказывать текст, учить правильно составлять и распространять предложения. предложение Серия картинок. | Звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.) Закрепление понятия «слог, как часть слова». | Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над трехсложными словами без стечения согласных. | ||
4 неделя «День матери. Семья» | Члены семьи: мама, папа, дедушка, бабушка (знать полное имя и отчество), внук, внучка, младший брат, старшая сестра. Свой адрес, профессии родителей. Глаголы: Жить, заботиться, любить, дружить, уважать, помогать, беречь. | 1. Употребление категорий единственного и множественного числа существительных. Игра «Один – много» 2. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица Игра «Он и я» 3. Согласование числительных с существительными. Игра «Сосчитай до пяти» 4. Образование родительного, дательного, творительного, предложного, винительного падежа существительных 5. Согласование числительных с существительными. 6.Закрепление употребления в речи простых предлогов. | Развитие мелкой моторики «Семья». | Учить детей составлять предложения с опорой на картинный материал, составлять рассказ с опорой на схему (схемы Ткаченко) Серия картинок. | Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками. Закрепеление понятий «звук», «слог», «слово». | Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над трехсложными словами без стечения согласных. | ||
II период Декабрь | ||||||||
1 неделя «Зима. Зимние забавы» | Существительные: время года, декабрь, январь, февраль, месяц, зима, снег, мороз, лёд, иней, небо, снежинки, снеговик, метель, холод, сосулька, сугроб, снегопад, гололёд, вьюга, снег, ком, санки, лыжи, палка, коньки, горка, снежки, лёд, снежинка, снеговик, снегопад, холод, ледянка. Прилагательные: морозная, холодная, суровая, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, чистый, мягкий, морозный, сильный. Глаголы: метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, воет, чистить, хрустит, сверкает, ложится, трещит, замерзает, выпадает, покрывает. | 1. Образование относительных прилагательных (Тимонен, 75) 2. Образование родственных слов (Тимонен, 75) 3. Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме игра «Назови ласково» 4. Образование родительного падежа существительных (Кузнецова, 38) | Развитие координации речи с движениями «Зима». Развитие мелкой моторики «Снежок». | Ответы на вопросы фразой из 3 – 4 слов, строя её в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Картины с проблемным сюжетом «Зимние заботы» Составление рассказа. | Знакомство со звуками [с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч]. Введение понятия «предложение». | Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков. Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок). | ||
2 неделя «Дикие птицы» | Существительные: дятел, синица, голубь, сорока, ворона, снегирь, воробей, сова, клюв, перья, крыло, грудка, лапа, туловище, хвост, глаза, кормушка, скворечник, зёрна. Прилагательные: красивый, разноцветный, зимующие, голодные, голосистые. Глаголы: лететь, прыгать, махать крыльями, клевать, чирикать, ворковать, каркать, петь, щебетать, зимовать, кормить. | 1. Выделение названий, признаков, действий (беседа). 2. Согласования притяжательных местоимений с существительными (Мой, моя) 3. Образование сложных прилагательных (Кузнецова, 43) 4. Употребление антонимов игра «Скажи наоборот» 5. Образование приставочных глаголов игра «Доскажи словечко» Занятие «Зимующие птицы» (Кузнецова, 40). | Развитие общей моторики, координации речи с движениями «Птицы» Развитие мелкой моторики «Кормушка» (Нишева, 126). | Распространение предложений путём введения однородных членов. Составление рассказа. Составление рассказа по картинке «Как сорока клёста судила» (Нищева, Развивающие сказки, 18). | Знакомство со звуками [с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч]. Закрепеление понятий «слово», «предложение». | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова. | ||
3 неделя «Домашние птицы» | Существительные: курица, петух, индейка, гусь, утка, цыплёнок, гусята, индюшата, грудка, хвост, лапы, перья, пух, клюв, хохолок, шпоры. Прилагательные: красивые, шумные, домашние, заботливые, драчливые, пушистые, полезные. Глаголы: плаватьа нырять, летать, бегать, клевать, искать, разгребать, кукарекать, гоготать, крякать, кудахтать. | 1. Выделение названий, признаков, действий (беседа, загадки). 2. Согласование числительных с существительными. 3. Образование родительного падежа существительных. Игра «Кого не стало» 4. Образование относительных прилагательных. | Развитие координации речи с движениями «Куры». Развитие мелкой моторики «Уточка» (Нищева, 132) | Распространение предложений путём введения однородных членов. Составление короткого рассказа. Составление рассказа по картине «Как гусь всем завидовал» (Нищева, Развивающие сказки). | Обучение звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков). Составление графической схемы предложений без предлогов. | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над структурой слов со стечением согласных в середине слова (окно, пачка, карман). | ||
4 неделя «Новый год» | Существительные: ёлка, праздник, новый год, снегурочка, дед мороз, украшения, подарки, маска, костюм, хоровод, гости, шары, свечи, игрушки. Прилагательные: новогодний, весёлый, холодный, нарядный, разноцветный, яркий, стеклянный, блестящий, праздничный. Глаголы: наряжаться, гулять, выступать, дарить, зажигать, поздравлять. | 1. Изменение существительным по падежам Игра «Закончи предложение» (Крупенчук, 87) 2. Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме игра «Назови ласково» 3. Согласование числительных с существительными. 4. Подбор прилагательных к существительным. | Развитие мелкой моторики «Елка». | Пересказ рассказа «Ёлка» (Агранович, 30) Составление предложений по двум опорным словам (Агранович, 30) Составление рассказа по картине «Новогодняя ёлка» (Ткаченко, проблемные сюжеты, «3, 6). | Закрепить навык звукового анализа слов 4-5 звуков(на материале изученных звуков). Составление графической схемы предложений без предлогов. | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над структурой слов со стечением согласных в середине слова. | ||
Январь | ||||||||
1 неделя «Дикие и домашние птицы» | Закрепление изученного материала Учить детей дифференцировать диких и домашних птиц. | Упражнять в составлении рассказов «Птицы». | Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом). | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над структурой слов со стечением согласных в конце слова (радость). | ||||
2 неделя «Домашние животные» | Существительные: кошка, кот, котёнок, конь, лошадь, жеребёнок, собака, щенок, корова, бык, телёнок, козёл, коза, козлёнок, баран, овечка, ягнёнок, свинья. Части тела. Прилагательные: пушистый, рогатый, полезный, домашний. Глаголы: лает, охраняет, кусает, лакает, рычит, мычит, жуёт, ржёт, блеет, хрюкает, доить, пасти, ухаживать, кормить. | 1. Выделение названий, признаков, действий (беседа, загадки). 2. Согласование числительных с существительными. 3. Согласования притяжательных местоимений с существительными (Мой, моя) 4. Образование родительного падежа существительных. Игра «Кого не стало?» 5. Образование относительных прилагательных. 6. Подбор слов – антонимов (Кузнецова, 35) 7. Образование сложных прилагательных Занятие №13 «Домашние животные» (Кузнецова, 33) | Развитие мелкой моторики «Подворье» Развитие координации речи с движениями «Как мы поили телят» (Нищева, 290). | Составление рассказа по сюжетным картинкам . | Закрепление умения различать на слух твердые и мягкие согласные (правильно обозначать при составлении схемы слова). Познакомить детей с элементарными правилами правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах. | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над структурой слов со стечением согласных в конце слова. | ||
3 неделя «Дикие животные» | Существительные: медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, олень, медвежонок, зайчонок, лисёнок, голова, туловище, пасть, когти, клыки, уши, хвост, шерсть, морда, шея, глаза. Прилагательные: свирепые, рыжая, пушистая, хитрая, трусливый, пугливый, злой, голодный, колючий, мохнатый, бурый, ловкий. Глаголы: охотиться, выслеживать, красться, убегать, скакать, рычать, прыгать, линять, выть, рыскать, грызть. | 1. Образование сложных прилагательных (Кузнецова, 55, 58) 2. Согласования притяжательных местоимений с существительными (Мой, моя) 3. Образование существительных с помощью суффикса – ищ (Кузнецова, 58) 4. Образование притяжательных прилагательных игра «Чей хвост» Крупенчук, 44) Занятие №21 «Дикие животные» (Кузнецова, 54). | Развитие координации речи с движениями «Заяц Егорка» (Нищева) Развитие мелкой моторики – самомассаж «Сидит белка на тележке» (Нищева). | Первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочинённых и сложноподчинён-ных предложений. Пересказ рассказа Составление рассказа по картине «Как оленёнку маму искали» (Нищева, Развивающие сказки). | Закрепление умения различать на слух твердые и мягкие согласные (правильно обозначать при составлении схемы слова). Закрепление знаний о правописании предложений. | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана). | ||
Февраль | ||||||||
1 неделя «Домашние и дикие животные» | Закрепление изученного материала. Учить детей дифференцировать домашних и диких животных. | Продолжать учить детей различать домашних и диких животных, составлять рассказ с опорой на картинку, схему (Схемы Ткаченко) Использование нелепиц, деформированных рассказов на словесно-логическое мышление. | Закрепление умения составлять схемы слов. Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука. Закрепление знаний о правописании предложений. | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова. | ||||
2 неделя «Комнатные растения» | Существительные: кактус, герань (незабудка), фикус, бегония, земля, горшок, вода, стебель, удобрение, комната, листья, полив, рыхление, пересадка. Прилагательные: сочный, красивый, зелёный, душистый, колючий, гладкий. Глаголы: поливать, сажать, ухаживать. | 1. Выделение названий, признаков, действий (беседа, загадки). 2. Согласование числительных с существительными. 3. Согласования притяжательных местоимений с существительными (Мой, моя) 4. Изменение глаголов по времени, числам и родам. Игра «Кто что делает? И т.д.» (Агранович, 56). 5. Образование множественного числа существительных игра «Один – много». | Развитие мелкой моторики «Кактус» (Нищева, 319). | Учить детей отвечать на вопросы развёрнуто, полной фразой. Пересказывать текст с опорой на картинку (Ткаченко «Формирование и развитие связной речи», занятие 2 «Дежурные»). | Закрепление умения преобразовывать слова путем замены или добавления звука, составление схем слов. Составление графической схемы предложений с простыми предлогами. | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в середине слова (пылинка, карандаш). | ||
3 неделя «Наша Родина – Россия. Столица нашей Родины – Москва. Наша Армия. Военные профессии» | Существительные: город, страна, Родина, Россия, Москва, столица, улица, моряки, тельняшка, бескозырка, командир, армия, праздник, форма, герои, инженер, строитель, пилот, машинист Прилагательные: уютный, красивый, интересный, большой, любимый, мигающий, одноэтажный, двухэтажный, защитный (цвет), смелый, отважный, храбрый. Глаголы: гулять, строить, смотреть. | 1. Выделение названий, признаков, действий (беседа). 2. Согласование числительных с существительными. 3. Согласования притяжательных местоимений с существительными (Мой, моя) 4. Образование множественного числа существительных игра «Один – много». | Развитие общей моторики «Переход» (Развитие координации речи с движениями» «Лётчик» (Нищева, 304, Нищева, 170). | Продолжать учить детей составлять рассказ «Мой двор» по картинкам и фотографиям. | Закрепление умения преобразовывать слова путем замены или добавления звука, составление схем слов. Составление графической схемы предложений с простыми предлогами. | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в середине слова. | ||
4 неделя «День защитника Отечества» | Существительные: салют, ракета, пушки, всадники, кони, танки, самолёты, военные, солдаты, моряки, тельняшка, бескозырка, командир, армия, праздник. Прилагательные: большой, любимый, двухэтажный, защитный (цвет), смелый, отважный, храбрый, мощные,, верное, военное, разноцветный (салют) Глаголы: защищать, сражаться, воевать, любить, одержать (победу). | 1. Выделение названий, признаков, действий (беседа). 2. Образование родительного падежа существительных. Игра «Чего не стало» 3. Образование сложных существительных из двух слов. Занятие № 24 «День защитника Отечества» (Кузнецова, с 62). | Развитие общей моторики «Переход» (Развитие координации речи с движениями» «Лётчик» (Нищева, 304) Нищева, 170). | Беседа «День защитника Отечества». | ||||
III период Март | ||||||||
1 неделя «Мамин праздник. Профессии наших мам» | Существительные: мама, сестра, бабушка, женщина, праздник, весна, цветы, врач, учитель, повар, продавец, профессия. Прилагательные: весенний, любимая, добрая, нежная, ласковая, заботливая, внимательная, единственная, радостная, весёлая. Глаголы: лечит, учит, заботится, укладывает, кормит, дарить, помогать, радовать. | 1. совершенствовать умения образовывать и употреблять предложно – падежные формы с сущ. Ед. и мн. числа. 2. совершенствовать умения изменять по падежам, числам и родам прилагательные. 3. образование и употребление глагольных форм. 4. образование притяжательных, относительных прилагательных. 5. употребление простых предлогов. 6. составление предложений 6-7 слов (сложносоч. и сложноподчиненных). | Развитие мелкой моторики «Напёрсток» (Нищева, 309) Развитие координации речи с движениями «Маляры» (Нищева, 311). | Продолжать составлять рассказ с опорой на наглядный материал «Мамин праздник» (Нищева «Занимаемся вместе»). | Знакомство со звуками [л], [л’], [р], [р’]. Введение понятия «слово-предмет». | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных. | ||
2 неделя «Профессии, трудовые действия, орудия труда» | Существительные: водитель, шофёр, машиностроитель, труд, машина, пилот – лётчик, машинист, врач, учитель, повар, инженер, маляр, строитель, швея, почтальон, продавец, учитель, воспитатель, руль., инструменты. Прилагательные: внимательный, вежливый, важный, необходимый, трудный, полезный. Глагол: водить (машину), чинить, ехать, доставлять, управлять, летать и т.д. | 1. Образование сложных существительных (Агранович, 115) 2. Употребление глаголов будущего времени игра «Кем ты будешь?» (Агранович, 115) 3. Образование творительного падежа имён существительных (Агранович, 115) 4. Образование множественного числа существительных игра «Один – много» 5. Образование родительного падежа существительных. Игра «Чего не стало?». | «Кровельщик» (Нищева,312) Развитие мелкой моторики «Моряк» (Нищева, 303). | Исправление деформированных предложений по данной тематике. Составление рассказов из 5 – 7 предложений. Продолжать учить детей составлять рассказ с опорой на схему (Схемы Ткаченко). | Закрепление знаний о звуках [л], [л’], [р], [р’]. Закрепление понятия «слово-предмет». | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных. | ||
3 неделя «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. ПДД» | Существительные: автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолёт, корабль, водитель, лодка, дверь, фары, руль, вагон, салон, светофор, переход, перекрёсток, зебра, дорога, машины, правила. Прилагательные: пассажирский, грузовой, наземный, подземный, водный, легковой, городской, железнодорожный, воздушный, дорожные, быстрые. Глаголы: отъехал, подъехал, въехал, заехал, съехал, уехал, наехал, улетел, заплыл, гудеть, сигналить, звенеть, тормозить, останавливаться, бежать, дожидаться, стоять, идти, смотреть, напоминать. | 1. Выделение названия предмета, его признаков, понимание обобщающего значения слов. 2. Согласование прилагательных с существительными игра «Подбери слово» (Кузнецова, 59) 3. Образование множественного числа существительных игра «Один – много» 4. Образование родительного падежа существительных. Игра «Чего не стало» 5. Образование прилагательных от существительных (Кузнецова, 60) 6. Употребление приставочных глаголов 7. Составление 2 форм глаголов (иду – идёт) 8. Изменение формы глаголов 3 – го лица единственного числа на форму 1 – го лица единственного и мн. числа (идёт – идёшь – идём). | Развитие координации речи с движениями «Самолёт», «Теплоход» (Нищева, 302) Развитие мелкой моторики «Ехали медведи» (Нищева, 301). | Исправление деформированных предложений по данной тематике. Составление рассказов из 5 – 7 предложений. Составление предложений с противительным союзом а (Программа, 108) Учить составлять описательные рассказы (Кузнецова, с. 58). | Обучать звуковому анализу слов из 3—6 звуков без наглядной основы. Введение понятия «слово-признак». | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Закрепление слоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных. | ||
4 неделя «Животные Севера» | Существительные: медведь, морж, тюлень, олень, песец. Прилагательные: белый, сильный, выносливый, быстрый, голодный, большой, пушистый и т.д. Глаголы: выживать, есть, бегать, охотиться, плавать и т.д. | 1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. 2. Образование сложных прилагательных. 3. Образование притяжательных прилагательных. (Кузнецова, 67) 4. Образование существительных с суффиксом – ищ. (Кузнецова, 65). | Развитие общей моторики и координации речи с движениями «Снежная баба», «На лыжах» (Нищева, Будем говорить правильно, 49). | Пересказ рассказа «В берлоге» (Нищева, Будем говорить правильно, 49). | Закрепление звукового анализа слов из 3—6 звуков без наглядной основы. Закрепление понятия «слово-признак». | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Закрепление слоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных. | ||
Апрель | ||||||||
1 неделя «Животные жарких стран» | Существительные: животные, детёныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, пища, растение; Прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, хитрый, толстый, неповоротливый; Глаголы: лежать, плыть, нападать, доставать, глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать. | 1. Употребление предлогов: на, из, под, около, между, над; 2. Употребление притяжательных прилагательных игра «Чей хвост, чьи уши?» 3. Выделение названий, признаков, действий (беседа, ). 4. Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных игра «Кто у кого?» Занятие 26 «Животные жарких стран» (Кузнецова, 74) 5. Согласование числительных с существительными. | Развитие координации речи с движениями «Чудесное превращение» (Кузнецова,74) Развитие мелкой моторики (Пожиленко, 68). | Рассказ по картине «Случай в зоопарке» (Ткаченко, №1, 16) Пересказ текста с опорой на картину «Добрый леопард» (Нищева, Будем говорить правильно, 102). | Обучать подбору слов по моделям. Закрепление понятий «слово-предмет» и «слово-признак». | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над слоговой структурой двухсложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат и т. п.). | ||
2 неделя «День здоровья» | Существительные: Здоровье, зарядка, закаливание, мыло, щетка, вода, полотенце,руки,пузыри, воздух, прогулка, спорт, бодрствование, боль, болезнь, зрение, слух. Прилагательные: Чистый, грязный, мыльный, зубная, молодой, старый, правы, левый, здоровый, крепкий. Глаголы: мыть, чистить, дуть, болеть, плакать, стареть, ходить, заболеть, выздороветь, закаляться, нахмуриться, отдохнуть. | 1. Употребление предлогов: на, из, под, около, между, над; 2. Употребление притяжательных прилагательных игра «Чей? Чья? Чьё?» 3. Выделение названий, действий (беседа). 4. Согласование числительных с существительными. | Координация речи с движением «Хочу здоровым быть!» (Я хочу здоровым быть- Буду с лыжами дружить. Подружусь с закалкой, С обручем, скакалкой, С теннисной ракеткой. Буду сильным, крепким!) | Беседа по вопросам с опорой на сюжетные картинки «Как здоровым быть?» Пожиленко, с. 91 | Закрепление умения подбора слов по моделям. Введение понятия «слово-действие». | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над слоговой структурой двухсложных слов. | ||
3 неделя «Космос» | Существительные: космос, космонавт, ракета, корабль (космический), станция, спутник, летать. Прилагательные: первый, космический; Глаголы: осваивать, запускать, летать. | 1. Выделение названий, признаков, действий (беседа) 2. Согласование числительных с существительными. 3. Образование родительного падежа существительных. Игра «Чего не стало» 4. Образование множественного числа существительных игра «Один – много». | Развитие координации речи с движениями «Ракета» (Нищева, 329) Развитие мелкой моторики – самомассаж «Космонавт» (Нищева, 327). | Исправление деформированных предложений по данной тематике. Составление рассказов из 5-7 предложений. | Закрепление слогового анализа слов, анализа предложений. Закрепление понятия «слово-действие». | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус). | ||
4 неделя «Весна» | Существительные: весна, ветер, облака, трава, снежок, почки, листочки, ручей, зверь, дерево, цветок, солнце, март, апрель, май, время года, месяц, птицы. Прилагательные: тёплый, голубое, жёлтое, высокий, яркое, берёзовая, лучистое, тёплая, зелёная. Глаголы: светит, плывут, цветут, распускаются, тает, набухают, текут. | 1. Согласование прилагательных от существительных. 2. Образование прилагательных от существительных. 3. Образование существительных множественного числа. (Кузнецова, 77) 4. Подбор антонимов (Кузнецова, 78) 5. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей (Кузнецова, 78). | Развитие общей моторики, координации речи с движениями (Кузнецова, 77) «Клён» (Нищева, 318). | Продолжать учить детей составлять рассказ по картинно – графическому плану Кузнецова (З-29 «Ранняя весна», с.76). | Знакомство с гласными звуками [j], [йа], [йэ], [йо], [йу]. Закрепление слогового анализа слов, анализа предложений. Закрепление понятий «слово-предмет» и «слово-действие». | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со сложной звуко-слоговой структурой. | ||
Май | ||||||||
1 неделя «Перелётные птицы» | Существительные: клюв, перья, пух, крыло, хохолок, лапы, хвост, утки, гуси, лебеди, журавли, грач, скворец, ласточка, аист, цапля, гнездо, стая, клин, корм. Прилагательные: красивые, разноцветные, певчие, умные, перелётные, зимующие… Глаголы: улетать, зимовать, вить (гнездо), высиживать, откладывать, уничтожать (гусениц), петь, заливаться. | 1. Образование существительных множественного числа. 2. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей 3. Образование сложных прилагательных (Кузнецова, 27) 4. Образование приставочных глаголов (Кузнецова, 27). | Развитие координации речи с движениями «Ласточка», Развитие мелкой моторики «Ласточка» (Нищева, будем говорить правильно, 60). | Составление рассказа описания из 5 предложений. Составление предложения по опорным словам. Составление предложений с противительным союзом а, потому что. | Закрепление знаний о гласных звуках [j], [йа], [йэ], [йо], [йу]. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза на материале слогов, слов, предложений, изученных звуков). Закрепление понятий «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над слоговой структурой четырехсложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (водопровод). | ||
2 неделя «Майские праздники» | Существительные: праздник, май, весна, труд, человек, война, победа, салют, праздник, цветы, шары, демонстрация, шествие, памятник, флаг. Прилагательные: важный, долгожданный, яркий, красивый, разноцветный, радостный, весёлый. Глаголы: выступать, поздравлять, рассказывать. | 1. Выделение названий, признаков, действий (беседа, ). 2. Согласование числительных с существительными. 3. Образование родительного падежа существительных. Игра «Чего не стало» 4. Образование множественного числа существительных игра «Один – много». | Развитие общей моторики и координации речи с движениями «Ветер» (Нищева, будем говорить правильно, 68). | Составление рассказа описания из 5 предложений. Составление предложения по опорным словам. Составление предложений с противительным союзом а, потому что. | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (на материале слогов, слов, предложений, изученных звуков). Закрепление понятий «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над слоговой структурой четырехсложных слов со сложной звуко-слоговой структурой. | ||
3 неделя «Жители рек, морей, океанов» | Существительные: акула, дельфин, скат, меч – рыба, пила – рыба, игла – рыба, скумбрия, окунь, сом, щука, лещ, судак, плотва, карась; Прилагательные: подводный, глубокий, хищный, опасный, разнообразный и т.д. Глаголы: плавать, нырять, спасать, есть. | 1. Выделение названий, признаков, действий (беседа, ). 2. Согласование числительных с существительными. 3. Согласования притяжательных местоимений с существительными (Мой, моя) 4. Образование родительного падежа существительных. Игра «Чего не стало» 5. Образование множественного числа существительных игра «Один – много». | Развитие мелкой моторики «Рыбка» (Нищева,323). | Составление рассказа по картине «Удачная рыбалка» (Ткаченко, №2, 3). | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (на материале слогов, слов, предложений, изученных звуков). | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над слоговой структурой пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (электричество и т. п.). | ||
4 неделя «Лето. Цветы на лугу» | Существительные: лето, жара, солнце, трава, деревья, лес, грибы, ягоды, речка, ромашка, василёк, колокольчик. Прилагательные: большая, красная, разноцветная, зелёная, теплое, солнечная, жаркая… Глаголы: печёт, загорать, плескаться, купаться, цвести, расти, созревать, собирать. | 1. Выделение названий, признаков, действий (беседа, ) 2. Согласование числительных с существительными. 3. Образование приставочных глаголов. 4. Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных. 5. Образование ед. и мн. числа существительных. | Развитие мелкой моторики «Прогулка» (Нищева, Будем говорить правильно,72). | Составление рассказа по картине «У моря» (Ткаченко, №1, 4). | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (на материале слогов, слов, предложений, изученных звуков). | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Работа над слоговой структурой пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой. | ||
5 неделя «Насекомые» | Существительные пчёла, жук, муха, червяк, бабочка, муравьи, лапки, крылья, головка, шмель, муравейник, улей, комар. Прилагательные: трудолюбивый, красивые, разноцветные, маленькие, полосатые, вредный. Глаголы: ползают, прыгают, летают, жужжат, порхают, трудиться, поедать. | 1. Выделение названий, признаков, действий (беседа, ). 2. Согласование числительных с существительными. 3. Образование приставочных глаголов. 4. Употребление предлогов: на, из, под, около, между, над; 5. Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных. | Развитие координации речи с движениями «Гусеница» (Нищева, 341) Развитие мелкой моторики «Пчела» (Нищева, будем говорить правильно, 63). | Пересказ текста «Муравей и галка» (Нищева, Будем говорить правильно, 101). | Закрепление полученных знаний. | Закрепление правильной артикуляции звуков. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков согласно индивидуальным планам работы. Закрепление полученных знаний. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.:.« Детство - Пресс», 2005
3.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 2005 4.Большакова СЕ. Логопедическое обследование ребенка. - М., 1995
5.Баряева Л.Б. Гаврилушкина О.П. Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дощкольников с интеллектуальной недостаточностью СПб.,: «Каро», 2007
6.Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»
7.Волкова Г.А. Методика психолого — логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: «Дет- Пресс» 2005
8.Волкова Л.С. Логопедия. М., «Владос», 2004
9.Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносителъных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. М.: «Книголюб», 2005
10.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., «Айрис - пресс» ,2005
11.Исаева М.В. Подвижные игры и элементы спортивных игр дошкольников. М., 1995
12. Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М., «Просвещение», 1978
13.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. — М.: « Просвещение», 1985
- Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Экспресс обследование звукопроизношения детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. М.,2002
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи для детей с ОНР. - М.: «ГНОМ и Д», 2000
44.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата. М., «Академия», 2001
45.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2004
46.Лопатина Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. СПб.: «Сага», 2006
47.Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: «Академия»,2001
- Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. М.: «Айрис - пресс » ,2006
- Нищева. Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада.СПб., «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2006
50.Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов - н/Д., «Феникс» ,2006
51.Погадаев Г.И. Физкульт- Ура!.М.: «Школьная пресса»,2003
52.Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: «КАРО», 2008
53.Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи. М., «Аркти», 2003
54.
55Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. М.: «Сфера» 2006
56.Степанова О.А, Организация логопедической работы в ДОУ. М., «Сфера» 2004
57.Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет. М., «Ювента», 2007
58. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. СПб., «ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2000
59.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб.,«ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2000
60.Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М. «Гном и Д», 2003
61.Узорова О. В. Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М. «АСТ. Астель», 2004
62.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) М. 1993
63.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. М., «Айрис - пресс» 2006
64.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя детского сада. М., 1997
65.Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: «Академа», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" (средняя группа)
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" адресована учителям-логопедам, работающим с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня....
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи"(старшая группа)
Развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушен...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для дошкольников 6 - 7 лет с ТНР.
ОНР II - III уровень речевого развития. Подготовительная группа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСАРАЗВИТИЕ РЕЧИДля дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1,5.2)
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, для детей с тяжелыми нарушениями речи (вари...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с задержкой психического развития ( Вариант 7.1, 7.2)
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, для детей с задержкой психического развития...