Особенности дистанционной работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
статья по логопедии
Пандемия внесла коррективы в нашу работу. Но специфика логопедической коррекции такова, что нам нельзя ее прерывать. Большие пропуски в занятиях у детей с ОВЗ могут "свести к нулю" все достижения ребенка. Поэтому дистанционная работа учителя-логопеда оказалась так важна. В статье раскрываются особенности такой работы, плюсы и минусы, способы организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности дистанционной работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ
Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.
Специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа), остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, сведет наши усилия на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.
У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.
За два месяца карантина в интернете появилось много методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися. Дистанционное обучение теперь рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение. Так, например, Минпросвещения России совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/). На сайте ИКП РАО создан специальный раздел, где будут размещаться обучающие материалы для педагогов и родителей. Здесь родители детей с особыми образовательными потребностями могут задать вопросы ведущим специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию. Для специалистов Институт предлагает методические рекомендации, советы для работы с детьми с ЗПР, НОДА, РАС, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и речи, т.е. по тем категориям детей, по которым задавалась основная масса вопросов в условиях дистанционного обучения.
В Смоленской области реализуется проект Смоленского педагогического колледжа «Онлайн педагог» (http://edu67.ru/news/onlajn-pedagog-smolenskoj-oblasti/). ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» в рамках инновационного проекта «Создание в Смоленской области инновационной образовательной площадки для обеспечения непрерывного образования, социализации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» разработал и разместил в открытом доступе на сайте «Открытые электронные курсы «Наша школа» электронные образовательные курсы по некоторым общеобразовательным предметам и курсы дополнительного образования детей
Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности.
К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития), с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС). В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.
Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь), если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).
Дистанционная работа возможна в различных формах
- Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно)
- Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)
- Онлайн консультирование родителей и педагогов
- Получение онлайн консультации у других педагогов, в том числе, очень актуальная супервизия для молодых специалистов
- Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития
- Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)
- Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития
Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься от 15 до 30 минут ( в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.
Постановка звуков в логопедии имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ муляжей и артикуляционных профилей), слуховую (акустических образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения). И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.
Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О.С. Жукова
Виды исправлений звукопроизношения (В.А. Ковшиков) | Возможность дистанционного применения (+ возможно, +/- с ограничениями, - невозможно) | |
Метод чистой имитации | Учитель дает образец подражания, ученик подражает | + |
Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию | Показ артикуляций на себе | + |
Показ муляжей | + | |
Показ артикуляционных профилей | + | |
Слуховой образ (демонстрация правильного звучания) | + | |
Температурный (по описанию: холодный воздух-теплый) | +/- | |
Вибро-тактильный | - (только при помощи родителя) | |
Метод опоры на сохранные звуки | Например, Ш от Т | - |
Метод артикуляторных упражнений | Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков | + |
Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С) | +/- | |
Метод мнестического воздействия | Использование зондов и зондозаменителей | - |
Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т.п.) | +/- при помощи родителя | |
Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений) | Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций | + |
Метод связи звука и буквы | На этапе подготовки ребенка к школе, в структуре занятий по обучению грамоте | +/ - |
При проведении занятий онлайн педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.
При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:
- Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)
- Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
- Подбор и подготовка игр и заданий
- Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий
- Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
- Проведение занятия
- Домашнее задание
- Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)
Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение , имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии. Хочется привести слова Татьяны Александровны Соловьевой, и.о.директора ИКП РАО : «Применение технологий дистанционного обучения позволило профессиональному сообществу логопедов и дефектологов запустить процесс формирования нового, перспективного направления - дистанционной коррекционной педагогики, что сделало ее доступной для семей из отдаленных регионов Российской Федерации и зарубежья, повысило компетенции родительского сообщества».
В завершение хочу привести полезные ссылки, которые будут полезны для эффективной организации дистанционного обучения:
- Дистанционное обучение - https://www.lektorium.tv/
- Онлайн игры,тренажеры,презентации,уроки,энциклопедии,статьи - http://kid-mama.ru/
- Как записать контент в PowerPoint https://www.youtube.com/watch?v=HfBDjNrqcqQ
- Как организовать кружок в онлайне | Rukami
https://www.youtube.com/watch?v=JA20OxUTEOg
Создание рабочих листов в сервисом Wizer
- http://marinakurvits.com/interaktivnie-listi-wizer/
- Создание викторин и тестов
http://marinakurvits.com/quizizz/#Kak_zapustit_test_dla_raboty_s_ucasimisa/ - Создание он-лайн тестов
https://www.eduneo.ru/kak-za-5-minut-sozdat-onlajn-test-dlya-slushatelej/ - МАСТЕР-ТЕСТ https://master-test.net/ Онлайн-конструктор тестов с неограниченным количеством вопросов/вариантов ответов и подробным отчетом о результатах тестирования
- LEARNINGAPPS https://learningapps.org/ Самый популярный бесплатный конструктор для создания электронных интерактивных упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения
Представлен опыт взаимодействия специалистов, использования игр в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду для детей с ОВЗ (нарушения зрения и речи)....
Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
МБДОУ № 37 «Теремок» посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением зрения, дети с ДЦП и ЗПР....
Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".
Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....
Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов 2020 год. "Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС"
Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС...
Проект «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»
Совремнные условия работы нам диктуют свои правила, учитель-логопед, как неотемлемое звено коррекционно-развивающего процесса не может оставить своих подопечных без занятий. Проект "Дистанционная...
Представление опыта работы по теме «Особенности дистанционной работы с родителями и детьми в условиях самоизоляции»
На сегодняшний день из-за сложившейся эпидемиологической обстановки в нашей стране, когда жизнь организаций, людей пошла по пути режима самоизоляции многие перешли на режим дистанционной работы. Перес...
Организация и содержание дистанционной работы учителя-логопеда.
Работа учителя-логопеда в дистанционном формате, цели и задачи....