Организация и содержание дистанционной работы учителя-логопеда.
консультация по логопедии
Работа учителя-логопеда в дистанционном формате, цели и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_soderzhanie_distantsionnoy_raboty_uchitelya.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и содержание дистанционной работы учителя-логопеда.
Новые реалии жизни поставили педагогов и обучающихся в такие условия, в которых они должны осваивать новые формы обучения – дистанционные (онлайн-занятия, с использованием образовательных платформ; запись для детей видео-уроков, обучающие презентации и др. – всё то, что может быть обучающим «на расстоянии»). Другими словами, новые реалии жизни диктуют новые условия работы. Сложно было представить, что очные занятия можно заменить занятиями «в дистанте».
Дистанционное коррекционно-развивающее обучение строится в соответствии с теми же целями, задачами, содержанием, что и очное обучение. Но форма подачи материала, взаимодействия учителя-логопеда и дошкольников между собой будут иными.
Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, обусловленными спецификой новой формы коррекционно-развивающего обучения, возможностями информационной среды, сети Интернет.
Основные отличительные черты дистанционной работы учителя-логопеда
1. Необходимость строить всю логопедическую работу, основываясь на применении ИКТ и использовании Интернет-ресурсов, что и отличает дистанционный коррекционно-образовательный процесс от традиционной формы коррекции и ведения документации.
2. Необходимость работы с детьми, имеющими различные первичные (и вторичные) дефекты речевого нарушения: слабое зрение, слух, нарушения формирования опорно-двигательного аппарата (ДЦП ) и т. п., что расширяет направления и способы логопедической коррекции и требует от логопеда дополнительного внимания к своим обязанностям.
3. Необходимость особо интенсивного сотрудничества с родителями дошкольников, которые зачастую становятся неотъемлемой частью каждого логопедического занятия: произошла эволюция отношения родителей к дистанционному обучению — от скептического игнорирования до вдохновенного сотрудничества в команде.
4. Необходимость более тесного и активного сотрудничества с воспитателем, дефектологом, психологом, социальным педагогом, позволяющего осуществлять комплексную индивидуально ориентированную психолого-дефектолого-социально-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Плюсы дистанционных логопедических занятий
• модульность - в основу программы логопедической работы дистанционного образования закладывается модульный принцип, что позволяет из набора отдельных независимых курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям детей с нарушениями.
• дальнодействие- расстояние от места нахождения ребенка до логопеда (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективной логопедической работы;
• асинхронность- дошкольник и логопед могут проводить работу независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;
• охват - «массовость» - численность обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам информации (картотекам, наглядности), а также могут общаться друг с другом и с логопедом через сети связи или с помощью других средств информационных технологий;
• рентабельность- экономическая эффективность дистанционного образования;
• новая роль логопеда (в системе дистанционного обучения — тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование коррекционно-развивающего процесса, корректировка программы, консультирование и т.д.; взаимодействие с учениками осуществляется как синхронно, так и асинхронно с помощью почты или систем связи;
• гибкость– дети не посещают регулярных занятий, каждый может заниматься столько, сколько ему необходимо; есть возможность заниматься в любом месте и в любое время;
Минусы дистанционных логопедических занятий
• отсутствие прямого очного общения между детьми и логопедом:
- рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания;
- сложно создать творческую атмосферу в группе;
- социальная изоляция затрудняет работу по развитию коммуникативной функции речи;
- невозможна (или сильно затруднена) работа над звукопроизношением, особенно постановка звуков механическим способом;
• необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет: нужна хорошая техническая оснащенность, но не все семьи с детьми с ОВЗ имеют компьютер и выход в Интернет; нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;
• необходимость в базовых навыках владения ИКТ;
• сложность мотивации дошкольников к дистанционны логопедическим занятиям: не подходит несамостоятельным детям с низкой мотивацией к обучению;
• необходимость привлечения к работе родителей: отсутствие жесткого контроля и, как следствие, проблемы с самоорганизацией;
• высокая трудоемкость разработки логопедических курсов дистанционного обучения;
• высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы, значительные расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.
Негативное влияние компьютера на здоровье: осанку, зрение, слух и т. п.
-головная боль и боль в глазах;
-утомление, головокружение;
-нарушение ночного сна;
-сонливость в течение дня;
-изменение настроения и повышенная раздражительность.
Для организации дистанционного логопедического занятия необходимо
1.Вести контроль времени пребывания ребенка за компьютером.
2.Комфортная среда во время занятий (отсутствие работающего телевизора и всего, что создаёт помехи и шум).
3.Проветривание помещения, где занимается ребёнок.
4.Правильное освещение. Свет должен падать на клавиатуру сверху.
5.Рабочий стол расположить рядом с окном. Дневной свет полезен для ребёнка.
6.Достаточное пространство для занятий с компьютером.
7.Оборудование должно быть недоступно домашним животным!
При проведении дистанционных логопедических занятий информационные технологии должны обеспечивать:
• доставку дошкольникам с нарушениями речи основного объема изучаемого материала;
• интерактивное взаимодействие дошкольников с нарушениями речи и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающего обучения.
Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:
• предоставление пособий (электронный учебник) и другого печатного материала;
• пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
• занятия, проводимые через компьютерные телекоммуникации, проводятся в режиме двусторонней видеоконференции (online);
• мультимедийные вставки;
• односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
• электронная почта, голосовая почта (off-line);
• доступ к базам данных;
• теле-видео-конференции (родительское собрание);
• чат-технологии (консультирование родителей).
Для организации дистанционного обучения чаще всего используют программу Скайп и платформу ЗУММ
Skype
• бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. • Программа позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки (до 50 абонентов, включая инициатора), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов.
• Есть возможность вместе с изображением с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видео сообщения пользователям настольных версий программы.
Zoom- платформа для проведения онлайн-занятий
• Сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения дошкольников.
• Организовать встречу может любой, создавший учетную запись.
• Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут.
• Программа подходит для индивидуальных и групповых занятий.
• Участники могут заходить как с компьютера, так и с планшета, с телефона.
• Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного занятия в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ.
• Самостоятельное создание дидактических пособий с помощью программы Microsoft PowerPoint и использование их в работе с детьми.
• Мультимедийное логопедическое занятие в программе Power Point.
• Логопедическое интернет-занятие.
Самостоятельное создание дидактических пособий для логопедической работы по развитию:
• слухового восприятия (неречевые звуки, голоса диких животных);
• зрительного восприятия (восприятие цвета, какого фрагмента не хватает на картинке);
• словесно-логического мышления (четвёртый – лишний, отгадай загадки - реши кроссворд);
• фонематических процессов;
• лексики (домашние животные, дикие животные, птицы, грибы, электроприборы, одежда, посуда, весна, город);
• грамматического строя речи: словообразования (почему насекомые так названы);
• связной речи (сказки).
Организация дистанционных логопедических занятий включает в себя 3 этапа
1. Подготовительный направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных упражнений в процессе занятия в соответствии с поставленными коррекционно-образовательными задачами. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.
2. Основной этап предусматривает решение поставленных коррекционно-образовательных задач, отвечающих целям занятия.
3.Заключительный этап необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребёнком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения.
Свойства дистанционного логопедического занятия:
• приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка (реализация принципа адаптивности);
• управляемость: в любой момент возможна коррекция логопедом процесса обучения;
• интерактивность и диалоговый характер обучения – Информационные компьюторные технологии обладают способностью "откликаться" на действия ученика и логопеда; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;
• оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
• поддержание у ребенка состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
• неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Использование традиционных логопедических приемов в дистанционной работе:
• При помощи простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого “сложного” ребенка.
• Делать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
• Формировать у ребенка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.
• Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.
На сегодняшний день появилось множество программ и различных сайтов для построения и оснащения дистанционных занятий. В завершение хочу привести ссылки, которые будут полезны для эффективной организации дистанционного обучения:
1. Дистанционное обучение - https://www.lektorium.tv/
- Онлайн игры, тренажеры, презентации, уроки, энциклопедии, статьи - http://kid-mama.ru/
3.Как записать контент в PowerPoint https://www.youtube.com/watch?v=HfBDjNrqcqQ
4. Создание рабочих листов в сервисом Wizer
http://marinakurvits.com/interaktivnie-listi-wizer/
5. Создание викторин и тестов
http://marinakurvits.com/quizizz/#Kak_zapustit_test_dla_raboty_s_ucasimisa/
6. Создание он-лайн тестов
https://www.eduneo.ru/kak-za-5-minut-sozdat-onlajn-test-dlya-slushatelej/
7. МАСТЕР-ТЕСТ https://master-test.net/ Онлайн-конструктор тестов с неограниченным количеством вопросов/вариантов ответов и подробным отчетом о результатах тестирования
8. Самый популярный бесплатный конструктор для создания электронных интерактивных упражнений. LEARNINGAPPS https://learningapps.org/
Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение, имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии. Хочется привести слова Татьяны Александровны Соловьевой, и.о.директора Института Коррекционной педагогики РАО: «Применение технологий дистанционного обучения позволило профессиональному сообществу логопедов и дефектологов запустить процесс формирования нового, перспективного направления - дистанционной коррекционной педагогики, что сделало ее доступной для семей из отдаленных регионов Российской Федерации и зарубежья, повысило компетенции родительского сообщества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Содержание совместной работы учителя логопеда и воспитателей по коррекции речевых нарушений»
Консультация для воспитателей...
организация дистанционного образования учителя-логопеда
организация дистанционного образования учителя-логопеда...
Особенности дистанционной работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
Пандемия внесла коррективы в нашу работу. Но специфика логопедической коррекции такова, что нам нельзя ее прерывать. Большие пропуски в занятиях у детей с ОВЗ могут "свести к нулю" все...
Проект «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»
Совремнные условия работы нам диктуют свои правила, учитель-логопед, как неотемлемое звено коррекционно-развивающего процесса не может оставить своих подопечных без занятий. Проект "Дистанционная...
«Организация и содержание работы учителя-логопеда с использованием дистанционных технологий»
В период карантина, многие занятия перешли в онлайн - пространство. Занятия с логопедом не исключение. В своей сатье, я расскажу об особенностях моих занятий их плюсах, минусах и способах органи...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...
- Мне нравится (1)