Организация и содержание дистанционной работы учителя-логопеда.
консультация по логопедии

Татьяна Николаевна Герасимова

Работа учителя-логопеда в дистанционном формате, цели и задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Организация и содержание дистанционной работы учителя-логопеда.

Новые реалии жизни поставили педагогов и обучающихся в такие условия, в которых они должны осваивать новые формы обучения – дистанционные (онлайн-занятия, с использованием образовательных платформ; запись для детей видео-уроков, обучающие презентации и др. – всё то, что может быть обучающим «на расстоянии»). Другими словами, новые реалии жизни диктуют новые условия работы. Сложно было представить, что очные занятия можно заменить занятиями «в дистанте».

Дистанционное коррекционно-развивающее обучение строится в соответствии с теми же целями, задачами, содержанием, что и очное обучение. Но форма подачи материала, взаимодействия учителя-логопеда и дошкольников между собой будут иными.

Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, обусловленными спецификой новой формы коррекционно-развивающего обучения, возможностями информационной среды, сети Интернет.

 Основные отличительные черты дистанционной работы учителя-логопеда

1. Необходимость строить всю логопедическую работу, основываясь на применении ИКТ и использовании Интернет-ресурсов, что и отличает дистанционный коррекционно-образовательный процесс от традиционной формы коррекции и ведения документации.

2. Необходимость работы с детьми, имеющими различные первичные (и вторичные) дефекты речевого нарушения: слабое зрение, слух, нарушения формирования опорно-двигательного аппарата (ДЦП ) и т. п., что расширяет направления и способы логопедической коррекции и требует от логопеда дополнительного внимания к своим обязанностям.

3. Необходимость особо интенсивного сотрудничества с родителями дошкольников, которые зачастую становятся неотъемлемой частью каждого логопедического занятия: произошла эволюция отношения родителей к дистанционному обучению — от скептического игнорирования до вдохновенного сотрудничества в команде.

4. Необходимость более тесного и активного сотрудничества с воспитателем, дефектологом, психологом, социальным педагогом, позволяющего осуществлять комплексную индивидуально ориентированную психолого-дефектолого-социально-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

 Плюсы дистанционных логопедических занятий

• модульность - в основу программы логопедической работы дистанционного образования закладывается модульный принцип, что позволяет из набора отдельных независимых курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям детей с нарушениями.

• дальнодействие- расстояние от места нахождения ребенка до логопеда (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективной логопедической работы;

• асинхронность- дошкольник и логопед могут проводить работу независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;

• охват - «массовость» - численность обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам информации (картотекам, наглядности), а также могут общаться друг с другом и с логопедом через сети связи или с помощью других средств информационных технологий;

• рентабельность- экономическая эффективность дистанционного образования;

• новая роль логопеда (в системе дистанционного обучения — тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование коррекционно-развивающего процесса, корректировка программы, консультирование и т.д.; взаимодействие с учениками осуществляется как синхронно, так и асинхронно с помощью почты или систем связи;

• гибкость– дети не посещают регулярных занятий, каждый может заниматься столько, сколько ему необходимо; есть возможность заниматься в любом месте и в любое время;

Минусы дистанционных логопедических занятий

• отсутствие прямого очного общения между детьми и логопедом:

- рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания;

- сложно создать творческую атмосферу в группе;

- социальная изоляция затрудняет работу по развитию коммуникативной функции речи;

- невозможна (или сильно затруднена) работа над звукопроизношением, особенно постановка звуков механическим способом;

• необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет: нужна хорошая техническая оснащенность, но не все семьи с детьми с ОВЗ имеют компьютер и выход в Интернет; нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;

• необходимость в базовых навыках владения ИКТ;

• сложность мотивации дошкольников к дистанционны логопедическим занятиям: не подходит несамостоятельным детям с низкой мотивацией к обучению;

• необходимость привлечения к работе родителей: отсутствие жесткого контроля и, как следствие, проблемы с самоорганизацией;

• высокая трудоемкость разработки логопедических курсов дистанционного обучения;

• высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы, значительные расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.

Негативное влияние компьютера на здоровье: осанку, зрение, слух и т. п.

-головная боль и боль в глазах;

-утомление, головокружение;

-нарушение ночного сна;

-сонливость в течение дня;

-изменение настроения и повышенная раздражительность.

 Для организации  дистанционного логопедического занятия необходимо

1.Вести контроль времени пребывания ребенка за компьютером.

2.Комфортная среда во время занятий (отсутствие работающего телевизора и всего, что создаёт помехи и шум).

3.Проветривание помещения, где занимается ребёнок.

4.Правильное освещение. Свет должен падать на клавиатуру сверху.

5.Рабочий стол расположить рядом с окном. Дневной свет полезен для ребёнка.

6.Достаточное пространство для занятий с компьютером.

7.Оборудование должно быть недоступно домашним животным!

При проведении дистанционных логопедических занятий информационные технологии должны обеспечивать:

• доставку дошкольникам с нарушениями речи основного объема изучаемого материала;

• интерактивное взаимодействие дошкольников с нарушениями речи и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающего обучения.

Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

• предоставление пособий (электронный учебник) и другого печатного материала;

• пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

• занятия, проводимые через компьютерные телекоммуникации, проводятся в режиме двусторонней видеоконференции (online);

• мультимедийные вставки;

• односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;

• электронная почта, голосовая почта (off-line);

• доступ к базам данных;

• теле-видео-конференции (родительское собрание);

• чат-технологии (консультирование родителей).

 Для организации дистанционного обучения чаще всего используют программу Скайп и платформу ЗУММ

Skype

• бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. • Программа позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки (до 50 абонентов, включая инициатора), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов.

• Есть возможность вместе с изображением с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видео сообщения пользователям настольных версий программы.

Zoom- платформа для проведения онлайн-занятий

• Сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения дошкольников.

• Организовать встречу может любой, создавший учетную запись.

• Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут.

• Программа подходит для индивидуальных и групповых занятий.

• Участники могут заходить как с компьютера, так и с планшета, с телефона.

• Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного занятия в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.

  ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ.

• Самостоятельное создание дидактических пособий с помощью программы Microsoft PowerPoint и использование их в работе с детьми.

• Мультимедийное логопедическое занятие в программе Power Point.

• Логопедическое интернет-занятие.

Самостоятельное создание дидактических пособий для логопедической работы по развитию:

• слухового восприятия (неречевые звуки, голоса диких животных);

• зрительного восприятия (восприятие цвета, какого фрагмента не хватает на картинке);

• словесно-логического мышления (четвёртый – лишний, отгадай загадки - реши кроссворд);

• фонематических процессов;

• лексики (домашние животные, дикие животные, птицы, грибы, электроприборы, одежда, посуда, весна, город);

• грамматического строя речи: словообразования (почему насекомые так названы);

• связной речи (сказки).

Организация дистанционных логопедических занятий включает в себя 3 этапа

1. Подготовительный  направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных упражнений в процессе занятия в соответствии с поставленными коррекционно-образовательными задачами. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.

2. Основной этап предусматривает решение поставленных коррекционно-образовательных задач, отвечающих целям занятия.

3.Заключительный этап необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребёнком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения.

 Свойства дистанционного логопедического занятия:

• приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка (реализация принципа адаптивности);

• управляемость: в любой момент возможна коррекция логопедом процесса обучения;

• интерактивность и диалоговый характер обучения – Информационные компьюторные технологии обладают способностью "откликаться" на действия ученика и логопеда; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;

• оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

• поддержание у ребенка состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

• неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

  Использование традиционных логопедических приемов в дистанционной работе:

• При помощи простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого “сложного” ребенка.

• Делать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.

• Формировать у ребенка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.

• Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

 На сегодняшний день появилось множество программ и различных сайтов для построения и оснащения дистанционных занятий. В завершение хочу привести ссылки, которые будут полезны  для эффективной организации дистанционного обучения:

1. Дистанционное обучение - https://www.lektorium.tv/

  1. Онлайн игры, тренажеры, презентации, уроки, энциклопедии, статьи - http://kid-mama.ru/

3.Как записать контент в  PowerPoint  https://www.youtube.com/watch?v=HfBDjNrqcqQ

4.  Создание рабочих листов в сервисом Wizer

      http://marinakurvits.com/interaktivnie-listi-wizer/

5.  Создание викторин и тестов
http://marinakurvits.com/quizizz/#Kak_zapustit_test_dla_raboty_s_ucasimisa/

6.  Создание он-лайн тестов
https://www.eduneo.ru/kak-za-5-minut-sozdat-onlajn-test-dlya-slushatelej/ 

7. МАСТЕР-ТЕСТ https://master-test.net/  Онлайн-конструктор тестов с неограниченным количеством вопросов/вариантов ответов и подробным отчетом о результатах тестирования

8. Самый популярный бесплатный конструктор для создания электронных интерактивных упражнений. LEARNINGAPPS https://learningapps.org/  


Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение, имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии. Хочется привести слова Татьяны Александровны Соловьевой, и.о.директора Института Коррекционной педагогики РАО: «Применение технологий дистанционного обучения  позволило профессиональному сообществу логопедов и дефектологов запустить процесс формирования нового, перспективного направления  - дистанционной коррекционной педагогики, что сделало ее доступной для семей из отдаленных регионов Российской Федерации и зарубежья, повысило компетенции родительского сообщества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация дистанционного образования учителя-логопеда

организация дистанционного образования учителя-логопеда...

Особенности дистанционной работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Пандемия внесла коррективы в нашу работу. Но специфика  логопедической коррекции такова, что нам нельзя ее прерывать. Большие пропуски в занятиях у детей с ОВЗ могут "свести к нулю" все...

Проект «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»

Совремнные условия работы нам диктуют свои правила, учитель-логопед, как неотемлемое звено коррекционно-развивающего процесса не может оставить своих подопечных без занятий. Проект "Дистанционная...

«Организация и содержание работы учителя-логопеда с использованием дистанционных технологий»

В период карантина, многие занятия перешли в онлайн - пространство. Занятия с логопедом не исключение. В своей сатье, я расскажу об особенностях моих занятий их плюсах,  минусах и способах органи...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...