Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
статья по логопедии на тему
МБДОУ № 37 «Теремок» посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением зрения, дети с ДЦП и ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_korrektsionnoy_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. МБДОУ № 37 «Теремок» посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением зрения, дети с ДЦП и ЗПР. |
Целью коррекционной работы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей дошкольного возраста с ОВЗ и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием или нарушением речевой системы дошкольников. Задачи:
Наличие тяжелых речевых расстройств, проявляющихся в общем и фонетико - фонематическом недоразвитии речи, приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Специально организованные занятия по развитию коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста с ОНР повысят их коммуникативную компетентность, сделают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным. Развитие коммуникативных умений приведет к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, бесконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми. В условиях зрительно - сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи, в овладении грамматическим строем, в усвоении выразительных средств языка, в развитии связной речи, в постановке звукопроизношения, которое встречаются в 2 раза чаще, чем у нормально видящих детей. Нарушения речевого развития у детей с церебральным параличом связаны с недостаточностью их практического опыта и социальных контактов. У таких детей оказываются пораженными различные структуры мозга. В связи с этим у них могут наблюдаться любые из известных в логопедии речевых расстройств. Наиболее частым расстройством является дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата). Система логопедической работы с детьми с церебральными параличами включает: − развитие и коррекцию слухового восприятия, − развитие и коррекцию зрительного восприятия, − развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов. Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки доречевого и речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния. Ранняя логопедическая работа должна быть составной частью общей комплексной работы с детьми с церебральными параличами. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Логопедическое исследование речи у дошкольников с задержкой психического развития показало что фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции. Фонетические дефекты имеют ряд специфических причин. Они могут быть обусловлены несформированностью речеслуховых дифференцировок, нарушениями речевой моторики, аномалиями в строении артикуляционного аппарата и др. Коррекционно - логопедическая работа ведется по следующим программам: «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной ,Т.В.Тумановой направлена на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием; «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.Б.Чиркиной направлена на формирование у детей фонетической системы языка и развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза. Организация коррекционной логопедической помощи детям с нарушением зрения начинается с изучения офтальмологического диагноза, так как в зависимости от вида и сложности зрительной патологии подбирается диагностический материал и способы его подачи. В первую очередь оказывается коррекционная помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями, которые будут препятствовать их успешному включению в процесс систематического школьного обучения. Сроки пребывания воспитанников на логопункте варьируются от 3-х месяцев до года в случае лёгкой речевой патологии. Учитель логопед МБДОУ определяет срок речевого оздоровления, руководствуясь степенью приближения уровня развития к речевым нормам и на основании решения ПМПк МБДОУ. В случаях сложной и тяжёлой речевой патологии сроки пребывания детей на логопункте определяются специалистами ГПМПК и варьируются от 1-2 лет и более. Основной формой логопедической работы с детьми являются НОД по подгруппам и индивидуальная работа. Продолжительность подгрупповой коррекционной деятельности составляет 20 – 35 минут, индивидуальной 10 -20 минут. Общая продолжительность занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей и сложности речевого диагноза. В работе логопеда с детьми с нарушениями зрения учитываются знания в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. Занятия включают в себя не только упражнения и задания на развитие всех компонентов речи, но и на развитие зрительного анализатора. Коррекционную направленность логопедических занятий определяют: 1. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении; 2. Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки; зрительные гимнастики. 3. Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе учитывается острота зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания; 4. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Рассаживаются дети как можно ближе к рассматриваемому объекту, используется индивидуальная наглядность для детей с низкой остротой зрения. 5. Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта: · выбор адекватного фона; · выбор оптимального цвета; · постоянное использование указки для уточнения; · ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза; · педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям; · объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур; · непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин; · демонстрационный материал предъявляется не далее 1 м. от ребенка; · при расходящемся косоглазии у детей рабочая поверхность должна быть горизонтальной, а при сходящемся - вертикальной. Формирование лексико-грамматического строя речи. Большое влияние дефект зрения оказывает на формирование лексико - грамматической стороны речи. У данной категории детей восприятие окружающего мира происходит фрагментарно, схематично, замедленно, сам процесс недостаточно осмыслен. Задачей логопеда является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объем пассивного и активного словаря. Для достижения этой цели лучше рассматривать и обследовать реальные предметы, модели, фотографии, натурализированные картинки (надо соблюдать данную последовательность в подаче материала). При низкой остроте зрения и сокращения поля зрения целостное восприятие крупного предмета затруднено, поэтому берутся небольшие картинки с четкими контурами и без лишней детализации. Дети с нарушением зрения с трудом овладевают пространственными отношениями. Следовательно, они не могут отразить их правильно в речи (особенно ярко проявляется при построении предложно - падежных конструкций). Поскольку восприятие у детей с нарушением зрения специфично, затруднен процесс установления причинно - следственных связей, бедна и неточна лексика, неверное грамматическое оформление, то при рассказывании не соблюдается структура текста, теряется логика повествования. Формирование и совершенствование фонематического восприятия. Развитие речевого общения детей с нарушением зрения, как и у нормально видящих детей, опирается на развитие фонематического восприятия. Для детей с нарушением зрения характерны: - неправильное усвоение артикуляции звука и, соответственно, системы признаков звуков, необходимых для их различения. - недостаточная сформированность второго компонента звуковой стороны речи - различение звуков по их аккустико - артикуляционным признакам. У детей не формируется система фонетических противопоставлений звуков, что приводит к неточным, недифференцированным представлениям о звуковом составе слова. Для закрепления образа звука используются возможности других анализаторов: тактильное ощущение мягких и твердых звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью по - разному звучащих погремушек, пропевание гласных звуков под музыку, соотнесение слухового образа с движением тела. Развитие связной речи. Занятия по развитию связной речи логопед должен планировать в два этапа: подготовительный и собственно рассказывание. Картинки подбираются с учетом зрительных нагрузок, индивидуально на каждого ребенка. На подготовительном этапе логопед с детьми рассматривает последовательно все детали картинки, сюжета (при пересказывании), наводящими вопросами подводит к установлению логических связей, в различных упражнениях и играх дает возможность попрактиковаться в составлении предложений по тексту. Только после этого, на следующем занятии, дети пересказывают, составляют рассказы. Большое значение при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, имеет осуществление индивидуального подхода.Дети с нарушениями зрения значительно менее внимательны при прослушивании заданий. Им требуется многократное повторение инструкции (от 2 до 6 раз). Необходимость этого объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольности, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, снижением объема памяти. Из-за сниженной остроты зрения, нарушенной функции цветоразличения, бинокулярности, стереоскопичности и глазодвигательной функции снижается скорость, точность, полнота зрительного анализа и синтеза, в результате чего дети с амблиопией и косоглазием очень часто испытывают трудности при описании предмета, составлении последовательного рассказа по серии сюжетных картинок, при пересказе и тем более затрудняются в собственном речевом творчестве. Формирование всех параметров речи у детей с нарушением зрения - сложный процесс, требующий целенаправленного, систематического коррекционно-логопедического воздействия, и осуществляется путем комплексного многостороннего воздействия учителя - логопеда, тифлопедагога, психолога, воспитателей и родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения
Представлен опыт взаимодействия специалистов, использования игр в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду для детей с ОВЗ (нарушения зрения и речи)....
Дети с дефицитом внимания. Особенности коррекционной работы учителя-логопеда ДОУ.
Дана харктеристика детей с дефицитом внимания. Отражены особенности формирования речи у детей данной категории. Сформулированы принципы коррекционного воздействия. Приведены практические методы и прие...
Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.
Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: Речевые заключения, особенности коррекционной работы учителя-логопеда в детском саду"
Характеристика речевых нарушений таких как: ФН, ФФН, ФФН д.к.. Советы и рекомендации родителям тех воспитанников, которые зачислены на занятия с учителем-логопедом....
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время существует множество традиционного практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, применение которых способст...
Особенности коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию навыка правильного употребления сочетаний числительных с существительными у детей с ТНР.
В статье рассматриваются пути и средства формирования навыка правильного употребления сочетания числительных и существительных у детей с ТНР.Особое внимание уделяется формам взаимодействия учителя-лог...