индивидуальный маршрут для неговорящих детей с НОДА с дизартрией 2 год обучения
учебно-методический материал по логопедии

Алисиевич Анна Викторовна

Содержит план работы с неговорящими детьми, задачи, притёмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления коррекционной работы

Программное содержание

Игровые приёмы, упражнения

Работа с родителями

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.

1 этап – Подготовительный.

Развитие зрительного внимания.

Учить фиксировать взгляд на предмете.

Прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.

1 Найти взглядом яркую игрушку, подвешенную за нитку (в ограниченном пространстве), проследить за её перемещением, схватить её рукой.

2 Найти игрушку в пространстве кабинета (полке, стуле) и проследить взглядом за её перемещением.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Активизация ощущений.

Развивать ощущения ребёнка с использованием различных поверхностей при помощи  лёгких массажных движений.

1 Тарелочка с тёплой водой, рядом с ней кладутся вата и жёсткая щётка. Управляя рукой ребёнка, хлопать поочерёдно по воде, вате, жёсткой щётке, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (Ух! Ах! Ай! Ой!).

2 Массаж рук с использованием детского крема. Поглаживание и похлопывание руки (поочерёдно) от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), сопровождая эмоциональными комментариями. Побуждать к самостоятельным действиям.

3 игра «Следы» - движения пальцами рук по размягчённому пластилину. (Одним пальцем, двумя; одной рукой, двумя).

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

II период – декабрь, январь, февраль.

2 этап – начальный.

Развитие слухового восприятия.

(Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.)

  • Расширять рамки слухового восприятия;

развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;

сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и звуков;

развивать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Привлечь внимание к звучащему предмету;

Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;

определение местонахождения и направленности звука;

ознакомление с характером звучащих предметов;

различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;

запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);

реагирование на громкость звучания;

узнавание и различение гласных звуков [а],[о],[у],[и];

развитие подражания неречевым и речевым звукам;

«Угадай что звучит» музыкальные инструменты, разные предметы (бумага, стук мяча об пол, карандаша по столу, монеты об монету, ломание спичек).

Коробочки с горохом, мелкими монетами, с песком, спичками.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

  • Развивать невербальные компоненты коммуникации ; выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве синтаксических составляющих;
  • расширение рамок коммуникации с окружающими;
  • преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля.

Развитие понимания жестов (указательный жест, кивок и покачивание головой, приглашающий жест), в сочетании со словесной инструкцией и без неё;

выполнение действий по невербальной инструкции;

ответы  утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;

выбор знака, воспринятого на слух, из числа предъявленных зрительно;

 выбор знака к предъявленному жесту;

развитие мимики и жеста;

демонстрация фотографий близких ребёнку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;

выполнение имитационных движений животных руками;

жестовое приветствие и прощание.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных) руками взрослого;

Побудить к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Показ разных действий (причёсывание волос, как едят суп и др.), побуждать произвести эти действия не с реальными, а воображаемыми предметами.

Воспроизводить движения, изображенные на сюжетной картинке;

развивать мимику.

К сюжетным картинкам «Бабочка летит», «Девочка кушает» и др., совершать имитационные движения.

Установить контакт;

развивать понимание нарисованного знака (пиктограммы);

научить адекватно использовать жесты.

Познакомить ребёнка с двумя нарисованными знаками (машина, яблоко) и предложить дополнить незаконченное предложение одним из них, показ или подняв вверх.

Затем побуждать использовать жест «дай».

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Развивать манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, движения глаз; тактильно-проприоцептивные и статико-динамические ощущения, чёткие артикуляционные кинестезии, тактильную память;

сформировать представления о схеме лица и тела;

развивать подвижность речевой моторики, мимическую мускулатуру, мышечные ощущения;

учить воспринимать артикуляционные уклады звуков путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

Прослеживание по направлениям сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо;

Прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий;

Массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

Узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;

Пальчиковая гимнастика  эмоциональным сопровождением;

Активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

Упражнения с пластилином;

Использование кукол бибабо;

Артикуляционная и мимическая гимнастика;

Задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;

Упражнения на преодоление сопротивления;

Автоматизация отдельных артикулем;

Выработка речидвигательных образов звукообразных слов.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Формировать поисковую деятельность, расширять поле зрения;

Вырабатывать устойчивость, переключаемость, увеличить объём зрительного внимания и памяти;

Развить стереогноз, умение ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве;

Научить анализировать зрительный образ.

1.Нахождение игрушек в пространстве комнаты (их перемещение.

2. Соотнесение игрушки с её изображением на картинке.

3. Выработка навыков ориентировки.

4. Выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции.

5. Выделение из множеств предметов.

6. Запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);

7. Определение различий в предметах  и картинках.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

Формировать сенсорный и тактильный гнозис;

Развивать восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов;

Выработка умения ориентации в окружающем;

Работа с тактильными таблицами;

Выделение цвета;

Ознакомление с размером и формой (плоскостной и объёмной);

Выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);

Выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

Соотнесение цветного и контурного изображения предметов;

Дифференциация плоскостного и объёмного изображения;

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Развитие голоса и дыхания.

Увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм;

Развить координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту. Тембр и интонацию;

Стимулировать мышцы гортани;

Активизировать целенаправленный ротовой выдох;

Формировать диапазон голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.

Упражнения на расслабление шейной мускулатуры;

Активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;

Тренировка носового выдоха;

Развитие произвольного речевого выдоха;

Выработка произвольного контроля за объёмом и темпом выполнения движений;

Выработка комбинированного типа дыхания;

Упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;

Выработка умения повышать и понижать голос в допустимых переделах.

Индивидуальные консультации, беседы.

Присутствие на индивидуальных занятиях.

Индивидуальные консультации, беседы.

Присутствие на индивидуальных занятиях.

Домашнее задание.

Развитие чувства ритма.

Формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), ощущения предложения как лексической  единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;

Познакомить с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков [а],[о],[у].[и];

Развивать сенсомоторные компоненты чувства ритма.

Ходьба и маршировка под музыку;

Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

Ритмические упражнения для рук и ног;

Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

Развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

Ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков и звуковых цепочек;

Дифференциация ритмических рисунков;

Отображение определённых качеств движения;

Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

Формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков (голоса животных, звуки предметов и др.);

Работать над семантикой слова;

Стимулировать простые виды коммуникативной речи.

Узнавание предметов по их названию;

Выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами; вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний;

Побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб;

Развитие непроизвольного подражания – звукового и словесного;

Соотнесение игрушек (картинок) с сопряжённым, отражённым и произвольным звукоподражанием;

Соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;

Автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду); отдельных штампов коммуникативной, побудительной, и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);

Узнавание предмета по его словесному описанию;

Выработка обобщающих понятий;

Смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты;

Выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений.

Индивидуальные консультации, беседы.

Присутствие на индивидуальных занятиях.

Домашнее задание.

III период – март, апрель, май.

Направления коррекционной работы

Программное содержание

Игровые приёмы, упражнения

Работа с родителями

3 этап логопедической работы (тренировочный).

Формирование ритмико-интонационной стороны речи.

Формирование навыка регулятивной функции речи на основе развития межанализаторных связей.

Игра «Игрушки в корзинке». (Выбрасывание игрушек из корзинки под удар бубна ил складывание их в корзинку), с одновременным проговариванием звукоподражания (при доступности) – «бух», «бом».

Варианты игры для проигрывания дома – перелистывание книги из твёрдой бумаги на каждый удар бубна; выполнений игровых по световому сигналу (включение и выключение фонарика).

Знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование навыка адекватного реагирования на заданную инструкцию.

Игра «Два зайца».

«Большой заяц стучит в барабан громко, маленький – тихо. Затем угадать какой заяц стучит в барабан.»

Варианты для игры дома –

  1. предложить ребёнку постучать так, как стучит большой (маленький) заяц.
  2. «Если барабан звучит громко, подними руки вверх, если тихо – разведи руки в стороны».

Закрепление фонематических представлений о различной интенсивности неречевых звуков (громко – тихо);

Формирование навыка скоординированных движений.

Игра «Громко – тихо».

Чередование громкого и тихого звучания бубна 4-6 раз.

Варианты игр дома –

  1. Использование других музыкальных инструментов, вместо флажков – маленькие мячи.
  2. Изменение движений ребёнка.

Формирование умения различать на слух высокий и низкий голоса; работа над умением ребёнка повышать и понижать тон голоса в доступных для него пределах.

(С помощью доступных звуков).

Игра «Три медведя»

(Угадать голос, подобрать соответствующую картинку; сложить разрезную картинку героя 2-4 части).

Развитие зрительно-пространственного анализа синтеза.

Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.

- прослеживание лабиринтов;

- определение недостающих частей предметов;

- фиксация внимания на расположении предметов снизу, сверху, сбоку;

- воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд.

Повторение игр дома.

Развитие невербальных компонентов коммуникации.

Мобилизация подражательных способностей; расширение рамок общения с использованием мимики и жестов;

стимулирование речи с использованием знаков в коммуникативных целях.

- использование знаково-символической деятельности;

- выбор знака, воспринятого на слух;

- ответы на вопросы с использованием жеста или знака;

- составление двухсловных предложений из рисованных знаков, воспринятых на слух или показанных жестом;

- составление фраз по заданию выразить желание знаками.

Проигрывание всех приёмов дома.

Работа над голосом и дыханием.

Продолжать работу по формированию умения изменять силу, и высоту голоса; нормализовать речевое дыхание и голос.

- сочетание голосовых упражнений с двигательными;

- упражнения на изменение силы и высоты голоса;

- упражнения на чередовании низкой и высокой тесситуры.

Проигрывание всех приёмов дома.

Работа над ритмом

Формирование интонационной выразительностью и ритмической стороной речи.

- прослушивание стихотворных текстов;

- отхлопывание ритмической структуры;

- восприятие, дифференциация и воспроизведение различных ритмов,

- ритмические действия в сочетании с движениями рук, хлопками;

- слоговые упражнения.

Домашние задания для проигрывания дома.

Стимуляция слухового восприятия.

Продолжать работу развитию фонематического восприятия, осознанию звуковой стороны речи.

- выделение речевого потока на смысловые фрагменты и отдельные звуковые комплексы;

- различение на слух звуков речи с использованием игр и упражнений: «Угадай, кто как кричит?», «Угадай, на чем играю?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения в образовательных учреждениях

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания в...

Индивидуальные маршруты для одаренных детей.

Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней инфо...

Индивидуальные маршруты для одаренных детей.

Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней инфо...

Варианты индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения детей с ОВЗ (ТНР)

Индивидуальные маршруты логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ ,ТНР(ЗПР)...

Индивидуальный маршрут развития для детей дошкольного возраста

Индивидуальный подход к развитию личности ребенка - базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребенка исследователи обозначили формулой &la...

Индивидуальный маршрут развития для детей дошкольного возраста

Индивидуальный подход к развитию личности ребенка - базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребенка исследователи обозначили формулой &la...

индивидуальный маршрут для неговорящих детей с НОДА с дизартрией 1 год обучения

Содержит индивидуальный план работы логопеда с неговорящим ребёнком с НОДА с псевдобульбарной дизартрией...