индивидуальный маршрут для неговорящих детей с НОДА с дизартрией 2 год обучения
учебно-методический материал по логопедии
Содержит план работы с неговорящими детьми, задачи, притёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальный маршрут 2 год обучения | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления коррекционной работы | Программное содержание | Игровые приёмы, упражнения | Работа с родителями |
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь. | |||
1 этап – Подготовительный. Развитие зрительного внимания. | Учить фиксировать взгляд на предмете. Прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки. | 1 Найти взглядом яркую игрушку, подвешенную за нитку (в ограниченном пространстве), проследить за её перемещением, схватить её рукой. 2 Найти игрушку в пространстве кабинета (полке, стуле) и проследить взглядом за её перемещением. | Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома. |
Активизация ощущений. | Развивать ощущения ребёнка с использованием различных поверхностей при помощи лёгких массажных движений. | 1 Тарелочка с тёплой водой, рядом с ней кладутся вата и жёсткая щётка. Управляя рукой ребёнка, хлопать поочерёдно по воде, вате, жёсткой щётке, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (Ух! Ах! Ай! Ой!). 2 Массаж рук с использованием детского крема. Поглаживание и похлопывание руки (поочерёдно) от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), сопровождая эмоциональными комментариями. Побуждать к самостоятельным действиям. 3 игра «Следы» - движения пальцами рук по размягчённому пластилину. (Одним пальцем, двумя; одной рукой, двумя). | Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома. |
II период – декабрь, январь, февраль. | |||
2 этап – начальный. Развитие слухового восприятия. (Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.) |
развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти; сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и звуков; развивать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки. | Привлечь внимание к звучащему предмету; Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом; определение местонахождения и направленности звука; ознакомление с характером звучащих предметов; различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов; запоминание последовательности звучаний (шумов предметов); реагирование на громкость звучания; узнавание и различение гласных звуков [а],[о],[у],[и]; развитие подражания неречевым и речевым звукам; «Угадай что звучит» музыкальные инструменты, разные предметы (бумага, стук мяча об пол, карандаша по столу, монеты об монету, ломание спичек). Коробочки с горохом, мелкими монетами, с песком, спичками. | Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома. Беседы, консультации. |
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации. |
| Развитие понимания жестов (указательный жест, кивок и покачивание головой, приглашающий жест), в сочетании со словесной инструкцией и без неё; выполнение действий по невербальной инструкции; ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы; выбор знака, воспринятого на слух, из числа предъявленных зрительно; выбор знака к предъявленному жесту; развитие мимики и жеста; демонстрация фотографий близких ребёнку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить; выполнение имитационных движений животных руками; жестовое приветствие и прощание. | Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома. Беседы, консультации. |
Активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных) руками взрослого; Побудить к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами. | Показ разных действий (причёсывание волос, как едят суп и др.), побуждать произвести эти действия не с реальными, а воображаемыми предметами. | ||
Воспроизводить движения, изображенные на сюжетной картинке; развивать мимику. | К сюжетным картинкам «Бабочка летит», «Девочка кушает» и др., совершать имитационные движения. | ||
Установить контакт; развивать понимание нарисованного знака (пиктограммы); научить адекватно использовать жесты. | Познакомить ребёнка с двумя нарисованными знаками (машина, яблоко) и предложить дополнить незаконченное предложение одним из них, показ или подняв вверх. Затем побуждать использовать жест «дай». | ||
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики. | Развивать манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, движения глаз; тактильно-проприоцептивные и статико-динамические ощущения, чёткие артикуляционные кинестезии, тактильную память; сформировать представления о схеме лица и тела; развивать подвижность речевой моторики, мимическую мускулатуру, мышечные ощущения; учить воспринимать артикуляционные уклады звуков путем развития зрительно-кинестетических ощущений. | Прослеживание по направлениям сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо; Прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий; Массажные расслабляющие (активизирующие) движения; Узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц; Пальчиковая гимнастика эмоциональным сопровождением; Активизация пассивных и активных движений пальцев рук; Упражнения с пластилином; Использование кукол бибабо; Артикуляционная и мимическая гимнастика; Задания на имитацию положения рта, представленного на картинках; Упражнения на преодоление сопротивления; Автоматизация отдельных артикулем; Выработка речидвигательных образов звукообразных слов. | Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома. Беседы, консультации. |
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза. | Формировать поисковую деятельность, расширять поле зрения; Вырабатывать устойчивость, переключаемость, увеличить объём зрительного внимания и памяти; Развить стереогноз, умение ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве; Научить анализировать зрительный образ. | 1.Нахождение игрушек в пространстве комнаты (их перемещение. 2. Соотнесение игрушки с её изображением на картинке. 3. Выработка навыков ориентировки. 4. Выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции. 5. Выделение из множеств предметов. 6. Запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.); 7. Определение различий в предметах и картинках. | Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома. Беседы, консультации. |
Развитие сенсорно-перцептивной деятельности. | Формировать сенсорный и тактильный гнозис; Развивать восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; | Выработка умения ориентации в окружающем; Работа с тактильными таблицами; Выделение цвета; Ознакомление с размером и формой (плоскостной и объёмной); Выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой); Выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур; Соотнесение цветного и контурного изображения предметов; Дифференциация плоскостного и объёмного изображения; | Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации для игр дома. Беседы, консультации. |
Развитие голоса и дыхания. | Увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм; Развить координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту. Тембр и интонацию; Стимулировать мышцы гортани; Активизировать целенаправленный ротовой выдох; Формировать диапазон голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости. | Упражнения на расслабление шейной мускулатуры; Активизация движений мягкого нёба, имитация жевания; Тренировка носового выдоха; Развитие произвольного речевого выдоха; Выработка произвольного контроля за объёмом и темпом выполнения движений; Выработка комбинированного типа дыхания; Упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха; Выработка умения повышать и понижать голос в допустимых переделах. | Индивидуальные консультации, беседы. Присутствие на индивидуальных занятиях. Индивидуальные консультации, беседы. Присутствие на индивидуальных занятиях. Домашнее задание. |
Развитие чувства ритма. | Формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью; Познакомить с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков [а],[о],[у].[и]; Развивать сенсомоторные компоненты чувства ритма. | Ходьба и маршировка под музыку; Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением; Ритмические упражнения для рук и ног; Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием; Развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности; Ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков и звуковых цепочек; Дифференциация ритмических рисунков; Отображение определённых качеств движения; Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие. | |
Развитие импрессивной и экспрессивной речи. | Развивать понимание ситуативной и бытовой речи; Формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков (голоса животных, звуки предметов и др.); Работать над семантикой слова; Стимулировать простые виды коммуникативной речи. | Узнавание предметов по их названию; Выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами; вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний; Побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб; Развитие непроизвольного подражания – звукового и словесного; Соотнесение игрушек (картинок) с сопряжённым, отражённым и произвольным звукоподражанием; Соотнесение действий и глаголов, их обозначающих; Автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду); отдельных штампов коммуникативной, побудительной, и вопросительной речи (дай, на, кто, иди); Узнавание предмета по его словесному описанию; Выработка обобщающих понятий; Смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты; Выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений. | Индивидуальные консультации, беседы. Присутствие на индивидуальных занятиях. Домашнее задание. |
III период – март, апрель, май. | |||
Направления коррекционной работы | Программное содержание | Игровые приёмы, упражнения | Работа с родителями |
3 этап логопедической работы (тренировочный). Формирование ритмико-интонационной стороны речи. | Формирование навыка регулятивной функции речи на основе развития межанализаторных связей. | Игра «Игрушки в корзинке». (Выбрасывание игрушек из корзинки под удар бубна ил складывание их в корзинку), с одновременным проговариванием звукоподражания (при доступности) – «бух», «бом». | Варианты игры для проигрывания дома – перелистывание книги из твёрдой бумаги на каждый удар бубна; выполнений игровых по световому сигналу (включение и выключение фонарика). |
Знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование навыка адекватного реагирования на заданную инструкцию. | Игра «Два зайца». «Большой заяц стучит в барабан громко, маленький – тихо. Затем угадать какой заяц стучит в барабан.» | Варианты для игры дома –
| |
Закрепление фонематических представлений о различной интенсивности неречевых звуков (громко – тихо); Формирование навыка скоординированных движений. | Игра «Громко – тихо». Чередование громкого и тихого звучания бубна 4-6 раз. | Варианты игр дома –
| |
Формирование умения различать на слух высокий и низкий голоса; работа над умением ребёнка повышать и понижать тон голоса в доступных для него пределах. (С помощью доступных звуков). | Игра «Три медведя» (Угадать голос, подобрать соответствующую картинку; сложить разрезную картинку героя 2-4 части). | ||
Развитие зрительно-пространственного анализа синтеза. | Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. | - прослеживание лабиринтов; - определение недостающих частей предметов; - фиксация внимания на расположении предметов снизу, сверху, сбоку; - воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд. | Повторение игр дома. |
Развитие невербальных компонентов коммуникации. | Мобилизация подражательных способностей; расширение рамок общения с использованием мимики и жестов; стимулирование речи с использованием знаков в коммуникативных целях. | - использование знаково-символической деятельности; - выбор знака, воспринятого на слух; - ответы на вопросы с использованием жеста или знака; - составление двухсловных предложений из рисованных знаков, воспринятых на слух или показанных жестом; - составление фраз по заданию выразить желание знаками. | Проигрывание всех приёмов дома. |
Работа над голосом и дыханием. | Продолжать работу по формированию умения изменять силу, и высоту голоса; нормализовать речевое дыхание и голос. | - сочетание голосовых упражнений с двигательными; - упражнения на изменение силы и высоты голоса; - упражнения на чередовании низкой и высокой тесситуры. | Проигрывание всех приёмов дома. |
Работа над ритмом | Формирование интонационной выразительностью и ритмической стороной речи. | - прослушивание стихотворных текстов; - отхлопывание ритмической структуры; - восприятие, дифференциация и воспроизведение различных ритмов, - ритмические действия в сочетании с движениями рук, хлопками; - слоговые упражнения. | Домашние задания для проигрывания дома. |
Стимуляция слухового восприятия. | Продолжать работу развитию фонематического восприятия, осознанию звуковой стороны речи. | - выделение речевого потока на смысловые фрагменты и отдельные звуковые комплексы; - различение на слух звуков речи с использованием игр и упражнений: «Угадай, кто как кричит?», «Угадай, на чем играю?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения в образовательных учреждениях
Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания в...
Индивидуальные маршруты для одаренных детей.
Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней инфо...
Индивидуальные маршруты для одаренных детей.
Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней инфо...
Варианты индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения детей с ОВЗ (ТНР)
Индивидуальные маршруты логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ ,ТНР(ЗПР)...
Индивидуальный маршрут развития для детей дошкольного возраста
Индивидуальный подход к развитию личности ребенка - базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребенка исследователи обозначили формулой &la...
Индивидуальный маршрут развития для детей дошкольного возраста
Индивидуальный подход к развитию личности ребенка - базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребенка исследователи обозначили формулой &la...
индивидуальный маршрут для неговорящих детей с НОДА с дизартрией 1 год обучения
Содержит индивидуальный план работы логопеда с неговорящим ребёнком с НОДА с псевдобульбарной дизартрией...