индивидуальный маршрут для неговорящих детей с НОДА с дизартрией 1 год обучения
учебно-методический материал по логопедии

Алисиевич Анна Викторовна

Содержит индивидуальный план работы логопеда с неговорящим ребёнком с НОДА с псевдобульбарной дизартрией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления коррекционной работы

Программное содержание

Игровые приёмы, упражнения

Работа с родителями

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.

I раздел – Общее расслабление

Общее расслабление, расслабление всех групп мышц, формирование наступления полного успокоения.

1 «Поза эмбриона» -6-10 раз.

2 «поза эмбриона на боку» 6-10 раз.

3 Покачивание на большом резиновом мяче.

4 Пупырчатый мяч, покачивание.

Сбор анамнестических данных.

Индивидуальные консультации.

Совместные занятия.

Развитие зрительного восприятия.

5 Прозрачный большой мяч, на дне игрушки, фигурки.

Расслабление мышц шеи, плечевого пояса, живота.

6 Расслабление на кушетке с валиком под плечами, голова откидывается назад, ноги приводятся к животу.

Расслабление шейных и артикуляционных мышц.

7 И.п тоже, голова свисает, повороты головы влево-вправо.

Расслабление мышц, мягкое массажное воздействие, снижение напряжения органов артикуляции.

8 Купание в сухом бассейне.

Снятие мышечного утомления, расслабление всех групп мышц, снятие умственного и эмоционального утомления.

Усиление обменных процессов, активизация кожного дыхания, устранение застойных явлений в организме.

9 Виброподушка – подкладывается под шейно-грудные мышцы со стороны спины. (Колебательные движения в виде постоянной вибрации.)

Расслабление мышц языка.

Расслабление мышц артикуляционного аппарата.

1 Перекрёстные движения – «потряхивание» правой руки, левой ноги и наоборот, затем тоже, но захват в области локтя и колена.

Совместные занятия.

Индивидуальные консультации.

Массаж в области носогубных складок.

Расслабление мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата.

1 точки – левая носогубная складка, угол губ, вибрационные движения.

2 точки- середина носогубной складки и угол нижней челюсти.

3 точки- середина носогубной складки и под сосцевидным отростком.

Физиотерапевтические мероприятия для снятия тонуса мышц языка.

Используется микроволновая терапия, электрофорез с Мидокалмом. (ЦРБ, курортно-оздоровительные мероприятия).

Массаж шейных мышц.

Расслабление шейных мышц.

Поглаживание горла руками попеременно, слегка дотрагиваясь, сверху-вниз.

Поглаживание боковых поверхностей шеи, тоже с поворотом головы вправо-влево.

Поглаживание затылочной части головы двумя руками.

Совместные занятия.

Индивидуальные консультации.

Массаж живота.

Расслабление, устранение застойных явлений в организме.

Расслабление межрёберных мышц.

Круговые движения двумя руками снизу до пояса.

С пояса движение рук вверх.

Массаж лица.

Расслабление мимической мускулатуры.

Легкие движения пальцев рук. (Массаж висков, лба, щёк, губ).

II период – декабрь, январь, февраль.

II раздел – развитие моторики пальцев рук.

Снятие напряжения с пальцев рук, развитие пальцевого осязания.

Развитие дифференцированных движений пальцев рук.

Потряхивание руки (захват ниже запястья).

Массаж жёсткой щёткой пальцев, не касаясь ладони.

Сжимание кулака и разжимание («потряхивание»).

Массаж шероховатыми игрушками.

Игровые приёмы по развитию тонких дифференцированных движений.

Индивидуальные консультации.

III раздел – развитие общей моторики

Снятие напряжения, активизация всех групп мышц.

Логоритмические игры и упражнения.

ЛФК, общий массаж (Санаторно-курортное лечение).

Участие  в физкультурных занятиях, праздниках, досугах, играх.

Совместные занятия.

Индивидуальные консультации.

IV – коррекция речевой моторики.

Преодоление слюнотечения.

Обучение жеванию с запрокинутой головой.

Глотание слюны с жеванием, с подсасыванием, разовым толчком и последующим выполнением артикуляционного упражнения.  Также с проговариванием звука.

Массаж игольчатым зондом, под подъязычной связкой.

Беседы «В какие игры играть для развития психофизических процессов»

Совместные занятия.

Индивидуальные консультации.

Пассивная артикуляционная гимнастика.

Формирование движения челюсти.

Формирование движения языка.

Создание состояния активности, ощущения комфорта, вызывание речевой активности.

Упражнения для челюсти.

Пассивная гимнастика для языка.

Пассивно-активная гимнастика языка.

Пассивная, пассивно-активная гимнастика для губ.

Расслабление мышц языка, развитие подвижности губ, языка.

Массаж языка с

помощью рук логопеда.

Массаж с помощью зондов Новиковой Е.В.

Игольчатый, зонд-лопаточка, «Салазки», рубящий, «Толкач».

III период – март, апрель, май.

Развитие дыхания. (Параллельно с работой по развитию артикуляционной моторики)

Формирование простого рефлекторного дыхания.

Вдох-выдох, лёжа на кушетке.

Совместные занятия.

Индивидуальные консультации.

Вызывание непроизвольного выдоха

Сидя на стуле упражнения для побуждения к непроизвольному выдоху.

Динамическая дыхательная гимнастика с движениями рук, ног, туловища.

Упражнения с предметами в руках. (200-300 грамм). Лёжа, стоя.

Активная дыхательная гимнастика.

Произнесение гласного звука (возможного) на выдохе. (Лёжа, сидя, стоя.).

Формирование нижне-диафрагмального дыхания.

Игры «Собачка дышит», «Шарик лопнул».

Формирование фонетической стороны речи

Воспитание артикуляционного ощущения. (Медикаментозное и физиотерапевтическое воздействие).

Гласные звуки – а, у, о, и, э.

Согласные звуки – п-б-м; т-д-н; к-г.

Ф –в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения в образовательных учреждениях

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания в...

Индивидуальные маршруты для одаренных детей.

Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней инфо...

Индивидуальные маршруты для одаренных детей.

Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней инфо...

Варианты индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения детей с ОВЗ (ТНР)

Индивидуальные маршруты логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ ,ТНР(ЗПР)...

Индивидуальный маршрут развития для детей дошкольного возраста

Индивидуальный подход к развитию личности ребенка - базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребенка исследователи обозначили формулой &la...

Индивидуальный маршрут развития для детей дошкольного возраста

Индивидуальный подход к развитию личности ребенка - базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребенка исследователи обозначили формулой &la...

индивидуальный маршрут для неговорящих детей с НОДА с дизартрией 2 год обучения

Содержит план работы с неговорящими детьми, задачи, притёмы....