Использование наглядности на логопедических занятиях
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

 «Использование наглядности на логопедических занятиях»

 

     При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, умений и навыков, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные, словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры, моделирование. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение. Особенности их использования в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.
         К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр профилей артикуляций, диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Использование различных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения логопедической работы. Наглядные средства должны отвечать следующим требованиям:

  • быть хорошо видны всем;
  • при их подборе следует учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
  • сопровождаться точной и конкретной речью;
  • словесное описание объекта призвано способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, речи.

Использование пособий может преследовать различные цели: коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.), развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление правильного произношения звука, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождается беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

Диафильмы, кинофильмы используются при автоматизации звуков речи во время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

В работе с детьми дошкольного возраста наглядные методы сочетаются с практическими и словесными. При устранении дислалии, заикания и других нарушений речи в дошкольном возрасте логопед опирается на использование игрового и наглядного методов с включением словесных.

Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, индивидуальное занятие.

       На фронтальных занятиях по развитию фонематического восприятия наглядность используется в дидактических играх и упражнениях «Солнце и дождик», «Цапля и воробей», «Отгадай, на чем играю», «Три медведя», «Определи, где в названиях предметов слышится заданный звук», «Определи, твердый звук или мягкий в названиях предметов», «Есть ли заданный  звук  в названиях предметов», «Найди картинки на заданный звук». При работе над слоговой структурой слов наглядные пособия используются в играх: «В какой домик поселишь слова?», «Подбери картинки  к заданным схемам».

         Важную роль играют наглядные пособия на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи. Активизируют словарный запас детей в играх «Овощи или фрукты», «Что где растет», «Кто прилетел к кормушке», «Помоги Карлсону накрыть стол к приходу гостей», «Кто живет в курятнике?», «Водный, воздушный или наземный транспорт?», «Кто живет в лесу?», «Кто живет в зоопарке?», «Подбери слово» и т.д.

         Формируют грамматический строй речи в играх «Один - много», «Назови ласково», «Кто чем питается?», «У кого кто?», «Кто чем защищается?», «Кто чем управляет?», «Кому что для работы нужно?», «Чего не стало?»

         Для развития речевого дыхания и длительного речевого выдоха используются наглядные пособия «Снежинки», «Помоги петушку взлететь на забор», «Помоги цыпленку убежать от лисы», «Помоги весне украсить землю цветами», «Задуй свечу», «Снегири летят к кормушке», «Ласточки улетают на юг».

         Для формирования связной речи на логопедических подгрупповых занятиях широко используются опорные схемы для составления рассказов-описаний, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, а так же предметные картинки, которые педагог выставляет и убирает  по ходу повествования ( по текстам Филичевой, Чиркиной «Друзья», «Чайник-начальник», «Зайчик учится читать»).

         Коррекция звукопроизношения на индивидуальных занятиях проходит с использованием предметных, сюжетных картинок, рассматриванием артикуляционных профилей  и т.д.

   Использование ИКТ в НОД значительно расширяют возможности логопеда.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_naglyadnosti_na_logopedicheskih_zanyatiyah.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование наглядности на логопедических занятиях»

     При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, умений и навыков, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные, словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка. 

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры, моделирование. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение. Особенности их использования в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. 

Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.
         К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр профилей артикуляций, диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Использование различных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения логопедической работы. Наглядные средства должны отвечать следующим требованиям:

  • быть хорошо видны всем;
  • при их подборе следует учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
  • сопровождаться точной и конкретной речью;
  • словесное описание объекта призвано способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, речи.

Использование пособий может преследовать различные цели: коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.), развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление правильного произношения звука, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождается беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

Диафильмы, кинофильмы используются при автоматизации звуков речи во время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

В работе с детьми дошкольного возраста наглядные методы сочетаются с практическими и словесными. При устранении дислалии, заикания и других нарушений речи в дошкольном возрасте логопед опирается на использование игрового и наглядного методов с включением словесных.

Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, индивидуальное занятие.

       На фронтальных занятиях по развитию фонематического восприятия наглядность используется в дидактических играх и упражнениях «Солнце и дождик», «Цапля и воробей», «Отгадай, на чем играю», «Три медведя», «Определи, где в названиях предметов слышится заданный звук», «Определи, твердый звук или мягкий в названиях предметов», «Есть ли заданный  звук  в названиях предметов», «Найди картинки на заданный звук». При работе над слоговой структурой слов наглядные пособия используются в играх: «В какой домик поселишь слова?», «Подбери картинки  к заданным схемам».

             Важную роль играют наглядные пособия на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи. Активизируют словарный запас детей в играх «Овощи или фрукты», «Что где растет», «Кто прилетел к кормушке», «Помоги Карлсону накрыть стол к приходу гостей», «Кто живет в курятнике?», «Водный, воздушный или наземный транспорт?», «Кто живет в лесу?», «Кто живет в зоопарке?», «Подбери слово» и т.д.

         Формируют грамматический строй речи в играх «Один - много», «Назови ласково», «Кто чем питается?», «У кого кто?», «Кто чем защищается?», «Кто чем управляет?», «Кому что для работы нужно?», «Чего не стало?»

              Для развития речевого дыхания и длительного речевого выдоха используются наглядные пособия «Снежинки», «Помоги петушку взлететь на забор», «Помоги цыпленку убежать от лисы», «Помоги весне украсить землю цветами», «Задуй свечу», «Снегири летят к кормушке», «Ласточки улетают на юг».

             Для формирования связной речи на логопедических подгрупповых занятиях широко используются опорные схемы для составления рассказов-описаний, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, а так же предметные картинки, которые педагог выставляет и убирает  по ходу повествования ( по текстам Филичевой, Чиркиной «Друзья», «Чайник-начальник», «Зайчик учится читать»).

             Коррекция звукопроизношения на индивидуальных занятиях проходит с использованием предметных, сюжетных картинок, рассматриванием артикуляционных профилей  и т.д.

   Использование ИКТ в НОД значительно расширяют возможности логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР.

В методический комплект входит: - авторская разоработка по теме: "Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР";- приложение № 1."П...

Использование наглядного материала на занятиях детей младшего дошкольного возраста.

.   Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.Наглядность - это компонент обучения ребенка дошко...

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВИДОВ НАГЛЯДНОСТИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ С ОНР

Статья посвящена описанию нового подхода к использованию наглядности на логопедиче­ских занятиях у детей с ​​общим недоразвитием речи, а именно опытно-эмоционального освоения мира через семейные ф...

Использование наглядных материалов на занятиях по окружающему миру с детьми дошкольного возраста

Ознакомление детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании.В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических...

Применение принципа наглядности на логопедических занятиях для детей дошкольного возраста с ОНР

Наглядные методы логопедической работы — методы, при применении которых используются наглядные пособия и технические средства обучения....

Правила использования наглядного материала на занятиях по математике в детском саду.

Наглядные средства используются по-разному, в зависимости от задач обучения....

Правила использования наглядного материала на занятиях по математике в детском саду

Наглядный материал способствует повышению у детей интереса к математической деятельности, умственной активности, удовлетворяет потребность детей в действии....