Правила использования наглядного материала на занятиях по математике в детском саду
статья по математике (подготовительная группа)

Кудряшева Вероника Петровна

Наглядный материал способствует повышению у детей интереса к математической деятельности, умственной активности, удовлетворяет потребность детей в действии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_doshkolniki_naglyadnost.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

     Познавательная деятельность дошкольника – сложный психический процесс, в котором соединяются в единое целое восприятие, мышление, речь. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, им присуща неустойчивость внимания. В связи с этим учебный процесс необходимо строить с учетом общих дидактических принципов, в том числе и принципа наглядности, что позволит обеспечить общее развитие ребенка. Наглядный материал способствует повышению у детей интереса к математической деятельности, умственной активности, удовлетворяет потребность детей в действии.

Виды наглядности.

1. По способу использования: – демонстрационный (Д) – это крупный материал для показа всей группе (числовая линейка, фланелеграф, счетная лесенка, наборное полотно, магнитная доска, схемы, модели, планы, картины, крупные предметы и игрушки); – раздаточный (Р) – это мелкий материал для индивидуальной работы каждого ребенка. (Перечень необходимых материалов для работы в разных возрастных группах можно найти в книге «Игрушки и пособия для детского сада» под редакцией В.М. Изгаршевой.).

2. По способу изготовления: – фабричного изготовления; – самодельный.

3. По предметному содержанию: – сюжетный (игрушки) – бессюжетный (модели, схемы, планы, геометрические фигуры).

 4. По объему: – объемный (геометрические тела, игрушки), – плоский (геометрические фигуры, контуры предметов).

Требования к наглядности:

- безопасность;

- яркость, красочность;

 - многообразие;

- реальность, доступность;

- логическая обоснованность в сочетании (зайчику – морковка, белочке – орехи).

       Наглядный     материал     должен     соответствовать     определенным требованиям:

предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни; чтобы научить детей сравнивать количества в разных совокупностях, необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь); наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

     При подготовке к занятию педагог тщательно продумывает, в какой части занятия, в какой деятельности и как будет использован данный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал.

    Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в их соответствии подбирать наглядный материал. Так, если дети получают начальные представления о тех или других свойствах,  признаках   объекта,   можно ограничиться небольшим количеством средств. В младшей группе знакомят детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, воспитатель демонстрирует множество колец на подносе.

      В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. НОД в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

     Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация; с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.); занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

     Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

   Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.

Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным. Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений. Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.

Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.

   Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.

Перечень наглядных пособий.

Количество: комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

Величина: мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

Геометрические фигуры: магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений; геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <;

К демонстрационным материалам относятся:

наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

карточки и таблицы;

модели («числовая лесенка», календарь и др.);

логические блоки;

панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

оборудование для проведения дидактических игр;

приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.).

Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и т. д.

К раздаточным материалам относятся:

мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

таблицы и модели;

счетные палочки и т. д.

Иногда название содержит описание задачи или игры в свернутой форме. Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:

геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;

«Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;

логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);

задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;

лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);

занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;

занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);

задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);

загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;

стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;

задачи в стихотворной форме;

задачи-шутки и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Использование занимательного материала на занятиях по математике"

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания—наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. О...

Обобщение опыта по теме: "Использование занимательного материала на занятиях по математике"

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания—наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. О...

дидактические игры как использование занимательного материала на занятиях по математике

Управление  образования  дошкольных  учреждений.          Консультация   для   воспитателей...

Консультация "Использование занимательного материала на занятиях по математике"

Консультация "Использование занимательного материала на занятиях по математике"...

Использование наглядного материала на занятиях детей младшего дошкольного возраста.

.   Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.Наглядность - это компонент обучения ребенка дошко...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Правила использования наглядного материала на занятиях по математике в детском саду.

Наглядные средства используются по-разному, в зависимости от задач обучения....