Правила использования наглядного материала на занятиях по математике в детском саду
статья по математике (подготовительная группа)
Наглядный материал способствует повышению у детей интереса к математической деятельности, умственной активности, удовлетворяет потребность детей в действии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная деятельность дошкольника – сложный психический процесс, в котором соединяются в единое целое восприятие, мышление, речь. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, им присуща неустойчивость внимания. В связи с этим учебный процесс необходимо строить с учетом общих дидактических принципов, в том числе и принципа наглядности, что позволит обеспечить общее развитие ребенка. Наглядный материал способствует повышению у детей интереса к математической деятельности, умственной активности, удовлетворяет потребность детей в действии.
Виды наглядности.
1. По способу использования: – демонстрационный (Д) – это крупный материал для показа всей группе (числовая линейка, фланелеграф, счетная лесенка, наборное полотно, магнитная доска, схемы, модели, планы, картины, крупные предметы и игрушки); – раздаточный (Р) – это мелкий материал для индивидуальной работы каждого ребенка. (Перечень необходимых материалов для работы в разных возрастных группах можно найти в книге «Игрушки и пособия для детского сада» под редакцией В.М. Изгаршевой.).
2. По способу изготовления: – фабричного изготовления; – самодельный.
3. По предметному содержанию: – сюжетный (игрушки) – бессюжетный (модели, схемы, планы, геометрические фигуры).
4. По объему: – объемный (геометрические тела, игрушки), – плоский (геометрические фигуры, контуры предметов).
Требования к наглядности:
- безопасность;
- яркость, красочность;
- многообразие;
- реальность, доступность;
- логическая обоснованность в сочетании (зайчику – морковка, белочке – орехи).
Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям:
предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни; чтобы научить детей сравнивать количества в разных совокупностях, необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь); наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
При подготовке к занятию педагог тщательно продумывает, в какой части занятия, в какой деятельности и как будет использован данный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал.
Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в их соответствии подбирать наглядный материал. Так, если дети получают начальные представления о тех или других свойствах, признаках объекта, можно ограничиться небольшим количеством средств. В младшей группе знакомят детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, воспитатель демонстрирует множество колец на подносе.
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. НОД в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация; с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.); занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным. Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений. Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.
Перечень наглядных пособий.
Количество: комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
Величина: мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;
Геометрические фигуры: магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений; геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <;
К демонстрационным материалам относятся:
наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;
фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;
карточки и таблицы;
модели («числовая лесенка», календарь и др.);
логические блоки;
панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
оборудование для проведения дидактических игр;
приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.).
Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и т. д.
К раздаточным материалам относятся:
мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;
карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;
наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
таблицы и модели;
счетные палочки и т. д.
Иногда название содержит описание задачи или игры в свернутой форме. Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:
геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;
«Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;
логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);
задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;
лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);
занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);
задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);
загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;
стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
задачи в стихотворной форме;
задачи-шутки и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-196905-1360084364.jpg)
Обобщение опыта по теме: "Использование занимательного материала на занятиях по математике"
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания—наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. О...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-196905-1360084364.jpg)
Обобщение опыта по теме: "Использование занимательного материала на занятиях по математике"
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания—наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. О...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/09/picture-241559-1536518255.jpg)
дидактические игры как использование занимательного материала на занятиях по математике
Управление образования дошкольных учреждений. Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-485853-1414825551.jpg)
Консультация "Использование занимательного материала на занятиях по математике"
Консультация "Использование занимательного материала на занятиях по математике"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-74072-1478428663.jpg)
Использование наглядного материала на занятиях детей младшего дошкольного возраста.
. Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.Наглядность - это компонент обучения ребенка дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/12/picture-938645-1502559625.jpg)
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-326489-1383070937.jpg)
Правила использования наглядного материала на занятиях по математике в детском саду.
Наглядные средства используются по-разному, в зависимости от задач обучения....