Консультация учителя-логопеда «Особенности логопедической работы с СНР»
консультация по логопедии (старшая группа)

Моисеева Ирина Сергеевна

Консультация учителя-логопеда «Особенности логопедической работы с СНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_ogopedichesoy_rabty_s_snr.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда

«Особенности логопедической работы с СНР»

Речь − комплексный навык, в котором принято выделять несколько функциональных элементов:

  • грамматика, подразумевающая знание правил образования предложений и слов, в том числе, их согласование между собой по роду, падежу и числу;
  • лексика, характеризующаяся словарным запасом, лексикон постепенно увеличивается в процессе взросления ребенка;
  • фонетика − правильность произношения звуков и их комбинаций. 

СНР в логопедии − это речевой дефект, затрагивающий все три компонента речи у детей в возрасте старше 5 лет. Если аналогичные нарушения выявляются до этого возраста, то логопеды и педиатры говорят о задержке речевого развития.

Устанавливать диагноз СНР может только врач-логопед после комплексного обследования ребенка и проведения логопедического анализа.

Возможные причины Системные нарушения речи отмечаются у пациентов, имеющих органические изменения в структуре головного мозга.

Врачи выделяют следующие возможные причины: 

  • Гипоксическое повреждение ЦНС во внутриутробном периоде. 
  • Гипоксия может развиваться из-за патологии плаценты, наличии у матери заболеваний внутренних органов, в том числе инфекционного характера.
  • Хронические интоксикации плода на фоне алкоголизма, наркомании или табакокурения беременной женщины. 
  • Родовая травма либо повреждение головного мозга в результате травматического воздействия в первые 3 года жизни.

Помимо этого, системное недоразвитие речи отмечается при умственной отсталости, детском церебральном параличе и генетических аномалиях (синдром Дауна и др.).

Симптомы патологии и их выраженность зависят от степени тяжести заболевания. В логопедии выделяют три степени системного недоразвития речи:

  • При заболевании легкой степени темп разговора сохраняется на нормальном уровне или даже может быть ускоренным. Ребенок отчетливо произносит отдельные звуки. При попытке произнести сложное предложение или фразу возникают трудности. Из-за недоразвития речи, он плохо понимает причинно-следственные связи. Лексикон ограничен, что приводит к использованию в разговоре одних и тех же слов, без возможности подбора к ним синонимов.
  • Недоразвитие средней степени тяжести связано с нарушением процесса артикуляции, то есть произношения звуков. Интонация у такого ребенка монотонная. Если попросить его быстро рассказать о чем-либо, то больной смешивает звуки или заменяет их на другие. В предложениях отмечаются грамматические ошибки. Плохо понимает сказанное, особенно, если слова имеют переносный или скрытый смысл. Школьники в общении пассивны − предпочитают отвечать на вопросы, чем задавать их самостоятельно. При пересказе рассказа отмечается выпадение элементов истории или искажение общего смысла. Лексикон ограничен. В результате нарушения речи, учащиеся демонстрируют дислексию и дисграфию.
  • При заболевании тяжелой степени нарушения артикуляции резко выражены. Речь имеет медленный темп и монотонный характер. При этом она нечеткая и невнятная, что связано с искажениями звуков. Отмечается большое количество грамматических ошибок, вплоть до появления несуществующих слов и высказываний. Такие дети плохо понимают обращенную к ним речь. При попытке самостоятельного общения говорят отдельными простыми фразами, редко содержащими более 3-4 слов. Общение при этом сопровождается выраженной жестикуляцией и мимикой. Характерно существенное уменьшение словарного запаса. В результате нарушенной мелкой моторики рук навыки письма отсутствуют, либо находятся на минимальном уровне.

Системное недоразвитие речи − это диагноз, который выставляется детям старше пятилетнего возраста. Для его подтверждения ребенок проходит обследование у логопеда, психиатра и невролога. При сопутствующей умственной отсталости или нарушении эмоциональной сферы, может быть выставлен диагноз «задержка психического развития».

Логопедическая работа

Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни, названия животных... Работа над формированием словаря осуществляется путем рассматривания тематических картинок, обыгрывании различных действий, происходящих на них, описании предметов и др.

Формирование грамматического строя речи.

Дети обучаются выражать связь между словами с помощью окончаний с правильным их оформлением. С помощью вопросов взрослый исправляет порядок слов в предложении, следит за тем, чтобы ребенок не опускал глагола и употреблял его в нужной форме, согласуя в числе и лице с существительным.
Правильное употребление частей речи в числе, роде, падеже. (
Игра с мячом «Один – много» (чайник – чайники), "Чего не стало?", "Какой?, Какая?, Какое?", уменьшительно-ласкательные слова, словообразование существительных, прилагательных, глаголов; однокоренные слова и тд.

правильного употребления предлогов и предложных конструкций: составление предложений с предлогами («поставь карандаш в стаканчик», «положи мяч под стул»); «Что перепутал художник?», составление предложений с пространственными предлогами по схемам.

Формирование высших психических функций

Ребенка нужно учить пользоваться критериями анализа и сравнения, выделять и называть свойства объектов, различать наглядные и функциональные, главные и второстепенные признаки, определять общее в разном и отличное в подобном. (Сравни предметы, картинки; назови одним словом, «4-ый лишний»). Устанавливать причинно-следственные связки и делать выводы! Развивать память («Чего не стало?», «Послушай и повтори слова (разложи слова,картинки), как я.

Формирование звукопроизношения, мелкой моторики

Работа над развитием просодической стороны речи включает в себя развитие дыхания, передача основных видов интонации.

Усложняя работу над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводится стечения согласных звуков. Вводятся специальные артикуляционные упражнения для постановки звуков.

Формирование, коррекция звукопроизношения осуществляется по обычной для всех детей схеме: постановка звука, автоматизация его в слогах, словах, предложениях, и дифференциация.

Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью пальчиковых игр, упражнений, кукольного театра, массажа, самомассажа ладоней и др. В процессе работы по развитию ручной моторики можно использовать приемы, описанные в работах О.С. Бот, М.М. Кольцовой, В.В. Коноваленко, В.В. Цвынтарного и др. Кинезиологические упражнения такие, как «Колечко», «Скрещивающееся движение», «Перекрестное марширование», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь». Работать ножницами, глиной, пластилином.

Формирование фонематического восприятия и слуха

Узнавание речевых и неречевых звуков

Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов (са-за,ба-па), фонем (б-п,в-ф,к-г).

Развитие навыков звукового анализа (какой первый, последний звук в слове?, где стоит звук в слове (начало,середина,конец),назови первый,второй,третий.. звук в слове; собери слово из букв, слогов)

Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.

Формирование связной речи.

Формирование связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность; пересказ на основе деформированного текста; рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке; самостоятельный рассказ.

На формирование монологической речи: например, игра «Рассказываем поочередно» (цель: формировать умение составлять описательный рассказ об игрушке по образцу (образец дается поэтапно); преобразование предложений (ребенку предлагаются два простых предложения, из которых нужно сделать одно сложное, используя союзы а, но, и, когда); педагог демонстрирует ребенку сюжетные картинки и предлагает составить предложения по их сюжету (цель: составление простых и сложных предложений по сюжетным и предметным картинкам); работа с серией сюжетных картин (цель: обучение составлять связный рассказ по серии сюжетных картин).

Письменная речь

Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты. Зрительные диктанты состоят из отдельных слов. Слоговая структура постепенно усложняется (Например, МАК-РАК-ЛАК-БАК, СТУЛ-СТОЛ-СТОН).

Использованные источники:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2014/12/08/rekomendatsii-logopeda-roditelyam-shkolnikov-s-sistemnym
  2. https://logopediacentr.ru/narusheniya-rechi/sistemnoe-nedorazvitie-rechi/
  3. http://nadejda-zato.ucoz.ru/index/konsultacii_logopedov_quot_roditeljam_na_zametku_quot/0-32
  4. https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2018/06/murashova_dv_06_2018.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУ по логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУпо логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровняв условиях логопунктана 2017-2018 учебный год...

Особенности логопедической работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Оно подразумевает включение в единый образовательный процесс всех ...

Консультации учителя – логопеда: Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.

Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организо...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей: «Особенности работы воспитателя в комбинированных группах»

рекомендации к взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОУ на тему: "Особенности работы с детьми с ОНР и ФФНР в условиях коррекционной группы компенсирующей направленности"

Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всеми системами родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы...