консультация учителя-логопеда : "Интегрированный поход к коррекционно-оздоровительной работе в логопедической группе детского сада"
методическая разработка по логопедии на тему
В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в отечественной педагогике и признающими личность ребенка как самую большую ценность, каждый воспитанник независимо от глубины и степени, имеющихся у него нарушений, типа посещаемого образовательного учреждения может рассчитывать на оказание необходимой ему поддержки в ходе образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПОГОРЕЛОВОЙ Л.С. на методическом объединении логопедов города
ТЕМА: «Интегрированный подход к организации коррекционно-оздоровительной работы в логопедической группе»
В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в отечественной педагогике и признающими личность ребенка как самую большую ценность, каждый воспитанник независимо от глубины и степени, имеющихся у него нарушений, типа посещаемого образовательного учреждения может рассчитывать на оказание необходимой ему поддержки в ходе образовательного процесса.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи. Обсуждение путей решения коррекционно-речевых задач с инструктором по физической культуре, привело к использованию им на занятиях логоритмических и кинезиологических упражнений, пальчиковой гимнастики. Дети, имеющие проблемы в развитии, по решению ПМПк охвачены дополнительными занятиями в секции по обучению плаванию в бассейне. Большое внимание инструктор по плаванию уделяет увеличению объёма лёгких, выработке правильного дыхания, необходимого детям для постановки звукопроизношения.
Музыкальные руководители также используют в различных частях своих занятиях логоритмические упражнения с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работают над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь влияет на развитие сукцессивных способностей, наличие которых необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма при обучении в школе.
Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Интересные формы работы в этом направлении использовала руководитель изостудии. Ведь обучение детей ручному труду (вышивание, биссероплетение, изготовление простых игрушек и т.д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон.
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Неоспорима важность привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Изначально родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед разъясняет родителям, как важно правильно формировать речь детей и показывает им в чем состоит логопедическая работа, подчеркивая полезность разумных требований к ребенку и необходимость закрепления достигнутого в детском саду. В своей работе использую разнообразные формы: родительские собрания, проведение открытых индивидуальных занятий, консультации, написание домашних заданий для совместной работы ребёнка с родителями по закреплению достигнутых результатов. Кроме заданий на закрепление звукопроизношения, звуко-слогового анализа, грамматического строя, дети так же выполняют задания по развитию графомоторных навыков. В каждой группе, с которой работаю, созданы родительские логопедические уголки. Родители других групп также получают логопедическую информацию о речевом развитии детей через родительские уголки.
Один день в неделю в графике логопеда и психолога вечерний, совместный приём родителей. В это время имеется возможность знакомить родителей с заключениями ПМПК, оказывать консультативную помощь родителям детей из любой группы сада по их обращению. Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к оказанию помощи своим детям по закреплению навыков звукопроизношения. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к детям с речевыми нарушениями, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности, участие в консилиумах ДОУ становятся основой взаимодействия.
Таким образом, взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность работы логопеда, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса.
Логопедический режим в группе ДОУ как условие эффективной коррекции речи:
§ Правильная, выразительная речь учителя-логопеда, воспитателя, его помощника, всех членов педагогического коллектива должна быть образцом для детей.
§ Каждому педагогу группы важно знать речевые возможности ребенка в конкретный возрастной период.
§ Всем педагогам необходимо добиваться от детей правильного звукопроизношения, а также правильного произношения и употребления новых слов, терминов. Вводить их в активный словарь можно только под руководством учителя-логопеда.
§ Везде и всегда исправлять ошибки в речи детей в повседневной жизни, но делать это спокойно. На занятиях стоит фиксировать внимание на ошибках, предлагая детям найти ее самостоятельно и исправить.
§ Следить за аккуратным посещением логопедических занятий, необоснованные пропуски прерывают коррекцию и снижают эффективность логопедической работы.
§ Внушать детям веру в успех, каждый сдвиг в речи, пусть небольшой, обязательно поощрять.
§ Приучать детей отвечать на вопросы педагогов полно, развернуто, соблюдая правила орфоэпии, а также литературно, без вульгаризмов.
§ Помогать детям оформлять собственные высказывания, задавая точные вопросы. Побуждать дошкольников к исследованию речи своей и окружающих, поощрять словотворчество.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АЛЕКСАНДРОВА Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
2. АРУШАНОВА А. Г. Речь и речевое развитие детей: Формирование грамматического строя речи. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2004.
3. БЕЛОБРЫКИНА О. А. Речь и общение.- Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ,1998.
4. ВАСИЛЬЕВА С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников.- М.: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2004.
5. ВОЛОДИНА В. Наречия в словаре детей с ОНР /статья из журнала « Дошкольное воспитание» № 8, 2000/.
6.ВОЛКОВА В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.
7. ГРАБ Л. М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
8. ГРАБ Л. М. Рабочая тетрадь для детей с ОНР. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
9. ЖУКОВА Н.С., МАСТЮКОВА. Е. М., ФИЛИЧЕВА Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
10. ЖУКОВА Н. С., МАСТЮКОВА Е. М., ФИЛИЧЕВА Т, Б. Логопедия. Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1998.
11.КОНОВАЛЕНКО В. В., КОНОВАЛЕНКО С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. 1, 2, 3,периоды. – М.: ГНОМ и Д, 2000.
12ЛАЛАЕВА Р.И. Нарушение процесса овладения чтением детей. М., 1993.
13. ЛОГОПЕДИЯ. /Под ред. ВОЛКОВОЙ Л. С., ШАХОВСКОЙ С. Н. – М.: ВЛАДОС, 1999.
14. НИЩЕВА Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
15. НОВОТОРЦЕВА Н. В. Развитие речи детей-2. Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 1997.
16. НОВОТОРЦЕВА Н.В. Развитие речи детей-3. Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 1997.15) Основы теории и практики логопедии. /Под ред. ЛЕВИНОЙ Р. Е. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1967.
17.РУЛДЕСТАМ КЬЕЛ. Групповая психотерапия. СПб., 2000.
18. РУССКОВА Т. А. Учимся пространственной ориентации: Альбом с заданиями и упражнениями. – М.: ГНОМ и Д, 2000.
19. СКВОРЦОВА И. В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом «НЕВА»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.
20. СМИРНОВА Л. Н. Логопедия в детском саду: занятия с детьми 4-5 лет с ОНР. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2004.
21. СМИРНОВА Л. Н. Логопедия в детском саду: занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2004.
22. ТЕРЕМКОВА Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. 1, 2, 3 альбомы. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
23. ТИМОНЕН Е. И., ТУЮЛАЙНЕН Е. Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2004.
24. ТКАЧЕНКО Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
25.ТКАЧЕНКО Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2004.
26. ТКАЧЕНКО Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для занятий с дошкольниками. («Учим говорить правильно»). – М.: ГНОМ и Д, 2003.
27. ТКАЧЕНКО Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений: Альбом дошкольника. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
28. ТОЦЕНКО Е. Д. Занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка для детей с ОНР. / статья из журнала «Логопед в детском саду» № 2/. М.: КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, 2004.
29. ТУМАНОВА Т. В., ФИЛИЧЕВА Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. М., 2000.
30.ФИЛИЧЕВА Т. Б., ЧИРКИНА Г. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М.: - Просвещение, 1993.
31. ФИЛИЧЕВА Т. Б., СОБОЛЕВА А. В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2000.
32. ХВАТЦЕВ М. Недостатки речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1958.
33. Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. /Под ред. ЛЕВИНОЙ Р. Е. – М.: АПН РСФСР, 1961.
ШЕВАНДРИН Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
34. ЯСТРЕБОВА А. В., СПИРОВА Л. Ф., БЕССОНОВА Т. П. Учителю о детях с недостатками речи. – М.: АРКТИ, 1996.
http://prorech.ru/the-formation-of-the-lexico-grammatical-categories/