Консультация для родителей «Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ»
консультация по логопедии (старшая группа)

Особенности логопедической работы с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ»

Занятия с аутичным ребёнком сильно отличаются от занятий с другими детьми. Для того чтобы занятия были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребёнка.

На начальном этапе обучения – это:

- постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций и страхов;

- предоставление ребёнку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Только когда окружающий мир станет для ребёнка более дружелюбным, а сам ребёнок более смелым и активным в своём познании мира, станет, возможен переход к следующему этапу обучения, целями которого станут:

- знакомство ребёнка с самыми разнообразными сторонами окружающего мира, как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений;

- формирование поведения ребёнка, обучение навыкам контроля над эмоциями, введение необходимых правил и запретов;

- развитие речи и т. д.

Работа с аутичным ребёнком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев придётся в зависимости от ситуации и желания ребёнка. Порой стоит принять правила игры, предлагаемые ребёнком (не забывая о целях работы). И тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, товарища по играм, станет доверять вам. Поведение ребёнка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта. Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности.

Жизненное пространство аутичного ребёнка требует особой заботы и специальной организации. По виду деятельности ребёнка пространство можно условно разграничить на бытовое – усвоение навыков повседневной жизни (туалет, приём пищи, подготовка ко сну и т.д.); игровое – место для разнообразных игр; учебное – место для специальных развивающих занятий; ближайшее социальное окружение – условная территория, в пределах которой осуществляется общение аутичного ребёнка со взрослыми и сверстниками, а также происходит ознакомление с окружающим миром.

Чтобы детская комната стала для ребёнка «крепостью» потребуется от родителей выполнить ряд необходимых условий:

первое условие - безопасность. В комнате не должно быть опасных предметов;

второе условие – обеспечение комфорта и уюта. Оформить комнату в приятные, неяркие тона, освещение должно быть мягким;

третье условие – наличие необходимого оборудования. Это место, где ребёнок играет и учится, она требует содержательного наполнения: столик со стульчиком, игрушки, детские книжки, материалы для творчества, спортивное оборудование;

четвёртое условие – поддержка порядка. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь фиксированное место.

Каждый вид игры имеет свою основную задачу:

- стереотипная игра ребёнка – основа взаимодействия с ним; также даёт возможность переключения, ели поведение выходит из–под контроля;

- сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребёнком.

Виды сенсорных игр:

  • зрительные (ребёнок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
  • слуховые (ребёнок слышит разнообразные звуки, учится их различать);
  • тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновений, ощупывания);
  • двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
  • вкусовые (ребёнок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда);
  • терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребёнка к контролю над собственным поведением;
  • психодрама – способ борьбы со страхами и избавления от них;
  • совместное рисование даёт замечательные возможности проявлении аутичным ребёнком активности для развития его представлений об окружающем.

Этапы развития совместного рисования:

1. налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности;

2. рисование «по заказу» ребёнка;

3. постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения;

4. вовлечение ребёнка в процесс рисования, побуждение к активным действиям;

5. введение сюжета;

6. дальнейшее развитие сюжета;

7. перенос полученных знаний в другие ситуации.

8. Игры вводятся в занятия в определённой последовательности. Построение взаимодействия с аутичным ребёнком основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. Когда с ребёнком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование. В дальнейшем на разных занятиях используются все виды игр попеременно.

Для всех видов игр характерны общие закономерности:

- повторяемость;

- путь «от ребёнка» игра достигнет своей цели, если ребёнок сам захотел в неё поиграть;

- каждая игра требует развития внутри себя – введение новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приёмов и методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для родителей.Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал...

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»....

Консультация для родителей "Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»...

Консультация для родителей Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию.

Математическое развитие-это качественные изменения в формах познавательной активности ребенка которое происходит в результате формирования элементарных  математических представлений и связанных с...

Консультация для родителей «Особенности образовательной деятельности с одаренными детьми»

laquo;Особенности образовательной деятельности с одаренными детьми»...

Консультация для родителей "Особенности познавательно - исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"

Познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-иссл...