консультация для педагогов
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №41»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ»
Автор-составитель:
учитель-логопед
Е.Ю. Малыгина
февраль 2020г.
Методические подходы к работе с детьми с ОВЗ
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
Сопровождение дошкольника с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребѐнок имеет право быть готовым к школе на своѐм уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Основополагающими задачами сопровождения детей с ограниченными возможностями являются:
1. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в общество.
2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.
3. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
4. Создание толерантной среды и воспитательно - образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество со стороны окружающих.
При организации взаимодействия с детьми с ОВЗ обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная и коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации таких детей.
Взаимодействие с детьми с ОВЗ должно носить системный и конструктивный характер.
Задачи коррекционно-педагогического процесса развития таких детей реализуются благодаря использованию соответствующих образовательных технологий, в свою очередь педагогические технологии можно рассматривать как проектирование образовательного процесса при помощи специальных методов и приемов обучения и воспитания.
1. Наглядные методы
К наглядным методам относятся
наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.
демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.
Существуют наглядные средства для демонстрации:
– средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);
– средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);
– условно-символические средства (формулы, символы, схемы).
В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Это обусловливает специфику в реализации наглядных методов обучения.
Наглядный материал должен быть крупным, доступным, в реалистическом стиле. Педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но и должен организовать детальное его изучение, научить детей способам и приемам его обследования. Чрезвычайно важно обеспечить повторяемость таких наблюдений и, следовательно, достаточную практику для накопления сенсомоторного опыта, закрепления способов и приемов изучения объектов, а также для усвоения используемых при этом словесных средств.
К Словесным методам относятся:
рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;
беседа – это диалог педагога и ребѐнка;
объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.
Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности.
В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.
Дети с ОВЗ испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических. Ввиду трудностей в восприятии и переработке вербальной информации метод беседы малопродуктивен в плане приобретения новых знаний. Тем не менее, он может быть полезен для закрепления этих знаний, слов и оборотов речи, а при ознакомлении с незнакомым материалом на начальном этапе — для выяснения того, что дети знают, а на завершающем — для проверки усвоения услышанного (воспринятого).
Эффективность коррекционно-педагогической работы значительно повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими.
Практические методы:
упражнения;
продуктивная деятельность;
опытно-экспериментальная деятельность;
элементы программированного обучения.
В группе, которую посещают дети с ОВЗ, для развития сенсомоторного и социального опыта, языка и речи в ее коммуникативной функции, для формирования навыков учебно-познавательной деятельности создается специально организованная дидактическая среда, мотивирующая познавательный интерес и естественную потребность в речевом общении в процессе совместной деятельности, столь привлекательной для любого ребенка.
Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как составляющие элементы метода стимулирования учения.
В учебно-познавательном процессе могут использоваться как общепедагогические приемы и методы, так и специфические для каждой категории нарушений. Выбор и сочетаемость этих методов определяются с учетом особых образовательных потребностей учащихся, методы взаимодополняемы и подкрепляют друг друга.
Отбор методов для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов. Выбранные приѐмы и методы подошедшие в работе и имеющие положительный результат с одним ребѐнком, совершенно не подойдут к другому, и тогда нужно менять комбинацию приѐмов и методов или искать новые.
Для коррекционного воздействия на эмоциональную, познавательную сферу детей с ОВЗ используем следующие приѐмы:
Устойчивые, научно обоснованные, высокоэффективные, отличающиеся своеобразием сочетания методов обучения, воспитания, диагностики и коррекции, органически включенные в процесс развития ребенка, могут быть определены как специальные образовательные технологии.
Данные технологии представляют собой системный способ создания и реализации процесса специального образования или отдельных его компонентов с учетом необходимых материально-технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, а также особых образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, направленных на оптимизацию форм обучения.
Условно специальные образовательные технологии можно разделить на коррекционно-развивающие и коррекционно-образовательные, хотя и в тех и в других присутствуют обучающая и развивающая направленности.
Коррекционно-развивающие технологии предусматривают содействие развитию сенсорной и моторной сфер, психических процессов, общему развитию личности и оздоровлению ребенка.
К числу коррекционно-развивающих технологий можно отнести:
- использование сенсорной комнаты;
- песочную терапию;
- технологии раннего вмешательства;
- некоторые технологии формирования пространственной ориентировки у разных категорий детей с ограниченными возможностями;
- технологии арттерапии, сказкотеропия.
Эти технологии дают возможность найти решение психологически, поведенческих проблем. Способствуют развитию произвольности, внимания, наглядно – образного мышления, становлению личности ребѐнка. Творчество, работа с различными материалами и сюжетами даѐт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
Коррекционно-образовательные — приоритетно ориентированы на формирование познавательной активности и деятельности ребенка с ограниченными возможностями, на его обучение и воспитание.
К коррекционно-образовательным относятся: технологии уроков предметнопрактической деятельности; технологии развития речевых и мыслительных процессов у разных категорий детей с ограниченными возможностями; технологии совместно-разделенной деятельности применительно к детям с тяжелыми и множественными нарушениями, информационные технологии.
Существуют комбинированные специальные образовательные технологии, сочетающих в себе развивающий и обучающий потенциал (в качестве примера можно привести технологию обучения и учения в педагогической системе М. Монтессори).
Включѐнность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг их общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешного интеграции такого ребѐнка в обществе – задача каждого педагога. Ведь наполнить чѐрно – белый мир маленького человека яркими, светлыми тонами можно только совместными усилиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....