Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет (ОНР-3 уровень)
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
Примерное перспективное планирование работы по формированию
лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
у детей 5-7 лет (ОНР-3 уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
for_logoped.doc | 368.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное перспективное планирование работы по формированию
лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
у детей 5-7 лет (ОНР-3 уровень)
Распределение лексических тем (I год обучения)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Обследование речи детей | Обследование речи детей | Огород. Овощи | Сад. Фрукты |
Октябрь | Осень. Грибы и ягоды | Осень. Деревья | Игрушки | Детский сад |
Ноябрь | Дикие животные | Как лес к зиме готовится | Перелётные птицы | Зимующие птицы |
Декабрь | Домашние животные | Домашние животные и птицы, их детёныши | Зима. Зимняя одежда | Зимние забавы. Новый год |
Январь | Каникулы | Человек. Части тела | Транспорт | Транспорт. Правила дорожного движения |
Февраль | Посуда. Продукты питания | Материалы и инструменты | Защитники Отечества | Комнатные растения |
Март | Мамин праздник. Семья | Ранние признаки весны. Первые цветы | Мой дом. Город | Весна в природе |
Апрель | Труд людей весной | Космос | Возвращение птиц. Насекомые | Мебель |
Май | День Победы | Деревья и кустарники | Цветы | Времена года |
Неделя | Лексическая тема | Развитие словаря | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Сентябрь | |||||
III
1 | Огород. Овощи
2 | Слова-предметы: овощ, морковь, картофель, репа, редька, редиска, свекла, лук, чеснок, помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, салат, горох, бобы, капуста, баклажан, огород, земля, посадка, полив, грядка, вода, щи, борщ, пища. Слова-признаки предметов: красный, оранжевый, коричневый, зелёный, белый, фиолетовый, жёлтый, чёрный, бордовый, кислый, сладкий, горький, круглая, овальная, треугольная, гладкая, шершавая, ровная, неровная, овощной, картофельный. Слова-действия предметов: сажать, сеять, поливать, рыхлить, растить, созревать, собирать, выкапывать, срывать, мыть, чистить, резать, солить, варить, жарить, готовить, есть. 3 | 1.Учить образовывать формы ед. и мн. числа существительных; 2. Упражнять в употреблении формы мн. числа имён существительных в родительном падеже (много огурцов, чеснока, помидор); 3. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 4.Учить использовать предлоги: в, на, из, с; 5. Учить образовывать относительные прилагательные (пюре из картофеля – картофельное, суп из гороха – гороховый); 6. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (огурчик, чесночок, репка).
4 | 1.Учить составлять предложения из 4-5 слов об овощах, используя однородные члены (Кабачок, перец, морковь – это овощи. Картошка была крупная, белая, рассыпчатая.); 2. Учить задавать вопросы и правильно на них отвечать; 3. Учить пересказывать тексты из 3-5 предложений; 4. Развивать умение составлять рассказы-описания и загадки-описания об овощах по предложенному плану.
5 | |
IV | Сад. Фрукты | Слова-предметы: фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, дыня, сад, урожай, дерево, ветки, вода, полив, компот, варенье, сок, косточка, кожура. Слова-признаки предметов: кислый, сладкий, сочный, зелёный, красный, жёлтый, круглая, овальная, треугольная, гладкая, шершавая, мягкая, твёрдая, фруктовый, яблочный. Слова-действия предметов: сажать, расти, цвести, созревать, собирать, срывать, мыть, есть, варить, резать. | 1.Учить образовывать формы ед. и мн. числа существительных; 2. Упражнять в употреблении формы мн. числа имён существительных в родительном падеже (много яблок, груш, лимонов); 3. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 4.Учить использовать предлоги: в, на, из, с; 5. Учить образовывать относительные прилагательные (сок из яблок – яблочный, компот из персиков - персиковый); 6. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дынька, лимончик, яблочко). | 1. Учить составлять предложения из 4-5 слов о фруктах, используя однородные члены (Яблоко, груша, мандарин – это фрукты.); 2. Учить задавать вопросы и правильно на них отвечать; 3. Учить пересказывать тексты из 3-5 предложений; 4. Развивать умение составлять рассказы-описания и загадки-описания о фруктах по предложенному плану. | |
Октябрь | |||||
I 1 | Осень. Деревья
2 | Слова-предметы: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, 3 | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущ-х (лист – листья, облако – облака,…); 2. Упражнять в согласовании прилагательных и сущ-х ед. и мн. числа (жёлтые листья, дождливая 4 | 1.Учить составлять словосочетания и предложения по картинке, схеме-описанию. 2. Учить составлять предложения путём 5 | |
тополь, клён, лиственница, ольха, ива, каштан, ель, сосна. Слова-признаки предметов: жёлтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный. Слова-действия предметов: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить. | погода, холодный ветер,…); 3. Учить образовывать и использовать относительные прилагательные (дубовый лист, кленовый, тополиный, берёзовый,…); 4. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже (Мы рады наступлению осени. Мы поём песни об осени. Люди тепло одеваются осенью.); 5. Упражнять в умении подбирать слова по сходным (дождь льёт, моросит, крапает) и противоположным (у дуба ствол толстый, а у берёзы – тонкий) значениям. | договаривания слов в предложении (Осенью сбрасывают листья дубы,… Всю зиму остаются зелёными сосны,…); 3.Учить пересказывать тексты из 3-5 предложений; | |||
II
1 | Грибы и ягоды
2 | Слова-предметы: клубника, смородина, крыжовник, малина, черешня, вишня, слива, ежевика, земляника, черника, брусника, арбуз, сад, лес, полянка, куст, дерево, грядка, повидло, сок. Гриб, белый (боровик), подберёзовик, подосиновик, сыроежки, лисички, грузди, опята, маслята, поганка, 3 | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа существительных (гриб – грибы, лисичка - лисички, арбуз – арбузы); 2. Закреплять употребление в речи предлогов на, с, в, из, по. Научить использовать предлоги над, под; 3. Упражнять в согласовании 4 | 1.Учить составлять словосочетания и предложения по картинке, схеме-описанию. 2. Учить составлять предложения путём договаривания слов в предложении (В лесу растёт много груздей,… Грибы можно жарить,…); 5 | |
мухомор, земля, шляпка, ножка. Слова-признаки предметов: садовый, лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый, красный, жёлтый, белый, чёрный, синий, коричневый, кислый, сладкий, горький, ягодный, клубничный, грибной, червивый. Слова-действия предметов: сажать, ухаживать, поливать, собирать, мыть, есть, варить, сушить, мариновать, ходить, выбирать, искать, жарить, солить, отравиться, чистить. | прилагательных и существительных ед. и мн. числа (съедобные грибы, спелая малина, большой мухомор); 4. Учить образовывать и использовать относительные прилагательные (смородиновый сок, клубничное варенье, брусничный морс, земляничное повидло, грибной суп). | 3. Учить пересказывать короткий рассказ с опорой на картинку, алгоритм. 4. Продолжать учить давать полный ответ на вопрос. | |||
III
1 | Игрушки
2 | Слова-предметы: пирамидка, мяч, кукла, кубики, машинка, юла, конструктор. Слова-признаки предметов: любимая, плюшевый, пластмассовая, разноцветные, интересный, забавный, заводная, железная, мягкая, красивая, резиновая. Слова-действия предметов: складывать, катать, беречь, расставлять, играть, заводить, подбрасывать, отбивать, ловить, 3 | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущ-х ( мяч – мячи, кукла – куклы,…); 2. Упражнять в употреблении форм родительного падежа ед. и мн. числа ( заяц без уха, машинка без колёс,…); 3.Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 4. Учить образовывать и использовать относительные 4 | 1. Учить давать полные ответы на вопросы; 2. . Учить составлять предложения из 4-5 слов об игрушках, используя однородные члены (Кукла красивая, нарядная, новая.); 3. Учить составлять рассказ из 3-5 предложений по схеме- описанию; 4. Учить составлять 5 | |
строить, возить, укладывать. | прилагательные (кукла из резины - резиновая, кораблик из бумаги – бумажный,…); 5. Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (мяч – мячик, кукла – куколка,…). | предложения по демонстрируемому действию с игрушкой; 5. Учить составлять загадки-описания об игрушках. | |||
IV | Детский сад | Слова-предметы: группа, спальня, раздевалка, бассейн, кухня, прачечная, воспитатель, помощник воспитателя, заведующая, логопед. Слова-признаки предметов: просторный, тёплый, уютный, игровая, зимний (сад), спортивный (зал), сухой (бассейн), полезный. Слова-действия предметов: заниматься, играть, плавать, обедать, отдыхать, стирать, варить, лечить. | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 2. Закреплять употребление в речи предлогов на, с, в, из, по; 3. Вводить в речь глаголы, обозначающие трудовую деятельность людей детского сада; 4. Использовать родительный падеж существительных без предлогов и с предлогом «у». | 1. Давать полные ответы на вопросы по итогам экскурсии по детскому саду; 2. Продолжать учить составлять рассказ из 3-5 предложений с использованием плана; 3. Составление предложений о работниках детского сада (с опорой на картинки «Что делает?»). | |
Ноябрь | |||||
I | Дикие животные | Слова-предметы: волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта. Слова-признаки предметов: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый. 3 | 1. Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (волк – волчонок, лиса – лисёнок,…); 2. Учить образовывать по образцу однокоренные слова | 1. Учить составлять предложения путём договаривания слов в предложении (В лесу живёт много волков,… Мы можем встретиться в лесу 5 | |
1 | 2 | 4 | |||
Слова-действия предметов: ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить. | (белка, белочка, бельчонок, беличий); 3.Учить образовывать притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежьи уши, оленьи рога, заячья нора,…); 4.Учить согласовывать числительные с существительными (1 белка, 2-4 белки, 5 белок,…). | с медведем,…); 2. Повторять за логопедом ряд синонимов и добавлять существительное (Хитрая, рыжая, пушистая, хищная … лиса); 3. Учить составлять рассказ-описание с опорой на схему. | |||
II | Как лес к зиме готовится | Слова-предметы: змея, лягушка, соболь, норка, крот, дупло, берлога, нора, логово. Слова-признаки предметов: хмурый, дикий, опустевший, притихший, голый. Слова-действия предметов: запасать, рыть, строить, залегать, впадать (в спячку), ловить, охотиться. | 1. Продолжать учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные (берёзовый лист, волчье логово); 2.Продолжать упражнять в подборе синонимов и антонимов; 3. Использовать глаголы настоящего и будущего времени ед. и мн. числа (бродит – будет спать,…). | 1. Учить составлять предложения с приставочными глаголами по сюжетным картинкам; 2. Учить составлять сложное предложение с союзом «а» (по образцу); 3. Продолжать учить пересказывать небольшой текст (с опорой на символы). | |
III 1 | Перелёт ные птицы 2 | Слова-предметы: ласточка, журавль, грач, скворец. Слова-признаки предметов: пуховый, журавлиный, утиный, гусиный. Слова-действия предметов: лететь, улетать, перелетать, зимовать. 3 | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 2. Учить образовывать притяжательные прилагательные ( журавлиные крылья, гусиные лапки, утиные перья,…); 4 | 1. Учить составлять предложения путём договаривания слов в предложении (Осенью улетают в тёплые края стаи журавлей,… Мы расстаёмся до следующей весны с ласточками,…); 5 | |
| 3. Учить согласовывать числительные с существительными (1 ласточка, 2-4 ласточки, 5 ласточек); | 2. Учить составлять предложения с приставочными глаголами по сюжетным картинкам; 3. Учить пересказывать короткий рассказ с опорой на картинку. | |||
IV
| Зимующие птицы | Слова-предметы: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, корм, кормушка. Слова-признаки предметов: красногрудый (снегирь), перелётные, зимующие, голодные. Слова-действия предметов: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать. | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 2. Закреплять употребление в речи предлогов на, с, в, из, по, над, под; 3. Учить образовывать однокоренные слова с помощью приставок (улетел, прилетел, перелетел); 4. Учить образовывать притяжательные прилагательные (воробьиный хвост, голубиные лапки,…); 5.Продолжать упражнять в подборе синонимов и антонимов. | 1. Учить составлять предложения с приставочными глаголами (по демонстрации действий); 2. Учить договаривать предложения приставочными глаголами (по сюжетным картинкам); 3. Учить составлять предложения с предлогами на, с, в; 4. Упражнять в составлении рассказов-описаний об снегире, синицы. | |
Декабрь | |||||
I
1 | Домашние животные 2 | Слова-предметы: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот. 3 | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, 4 | 1. Учить составлять и распространять предложения по картинке, 5 | |
Слова-признаки предметов: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый. Слова-действия предметов: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять. | падеже; 2. Учить образовывать притяжательные прилагательные (кошачьи лапки, лошадиные копыта, коровий хвост,…); 3. Учить согласовывать числительные с существительными (1 собака, 2-4 собаки, 5 собак); 4. Упражнять в использовании форм повелительного наклонения (сядь, беги, иди, лежи). | по демонстрации действий на заданную тему; 2. Учить составлять рассказ-описание по схеме, алгоритму; 3. Продолжать обучать составлять рассказ из 3-5 предложений по картинке с использованием плана; 4. Учить составлять короткий рассказ по опорным предметным картинкам. | |||
II 1 | Домашние животные и птицы и их детёныши
2 | Слова-предметы: котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчата, куры, утки, гуси, цыплята, гусята, утята. Слова-признаки предметов: быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый. Слова-действия предметов: резвиться, играть, выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться, визжать, доить.
3 | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущ-х (щенок – щенята, телёнок – телята, гусёнок – гусята,…); 2. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 3. Закреплять употребление в речи предлогов на, с, в, из, по, над, под. Познакомить с предлогами около, возле, перед, за; 4. Учить образовывать притяжательные прилагательные (петушиный хвост, утиные 4 | 1. Продолжать учить составлять рассказ-описание по плану (словесному и наглядному); 2. Учить составлять рассказ-описание взрослого и детёныша (по схеме); 3. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке («На птичьем дворе»); 4. Учить давать полные ответы на вопросы.
5 | |
лапки,…); 5. Учить образовывать по образцу однокоренные слова (гусь, гусыня, гусята, гусятница, гусиный). | |||||
III | Зима. Зимняя одежда
| Слова-предметы: мороз, холод, ветер, снег, лёд, снежинка, снегопад, льдинка, шуба, пальто, варежки, сапоги, валенки, шапка. Слова-признаки предметов: стылый, ледовый, белый, лёгкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жёсткий. Слова-действия предметов: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, развязывать, завязывать, расстегивать, застёгивать, расшнуровывать, зашнуровывать, раздевать, одевать, надевать. | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 2. Учить образовывать по образцу однокоренные слова (зима, зимушка, зимовать, зимний); 3.Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (снег – снежок, шапка – шапочка, шуба – шубка,…); 4. Учить образовывать и использовать приставочные глаголы (заметает, припорошил, задувает, застегнуть, расстегнуть,…). | 1. Учить отвечать на вопрос полным предложением; 2. Учить составлять описательный рассказ о зиме с опорой на схему; 3. Учить распространять предложение определениями (Выпал белый, пушистый, искристый снег.). | |
IV 1 | Зимние забавы. Новый год. 2 | Слова-предметы: лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, украшения (ёлочные), праздник, лопата, хоккей, ворота, вратарь, год. Слова-признаки предметов: лыжный, быстрый, острый (лёд, 3 | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 2. Закреплять использование предлогов на, около, перед, вокруг, возле; 4 | 1. Учить составлять предложения по двум опорным словам (снегурочка – гости, дети –маскарад, ёлка – подарки); 2. Учить составлять рассказ, используя 5 | |
| коньки), зимний, скользкий. Слова-действия предметов: кататься, ездить, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, украшать, танцевать, праздновать. | 3. Учить образовывать по образцу однокоренные слова (мороз, морозный, заморозил; ель, ёлочка, еловый); 4. Продолжать упражнять в подборе синонимов и антонимов. | приставочные глаголы по картине «Зимние забавы»; 3. Учить преобразовывать деформированную фразу (Ёлка пляшет возле детей. Дед Мороз принёс мешок в подарках.). | ||
Январь | |||||
I | Каникулы | ||||
II | Человек. Части тела | Слова-предметы: рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо. Слова-признаки предметов: длинноволосый, стриженый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый, тёмноволосый, синеглазый, кареглазый, зелёноглазый, сероглазый. Слова-действия предметов: брать, класть, ходить, бегать, прыгать, царапать, чесать, нахмурить, морщить, расчёсывать, улыбаться, нести, гладить, бросить, согнуться, кивать. | 1. Упражнять в употреблении форм родительного падежа сущ. мн. числа (много рук, ног, глаз; нет ушей, бровей, волос); 2. Учить образовывать сложные прилагательные (темно-русый, длинноногий, чернобровый,…); 3. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами -ик, -ок, -к, -ищ (зуб – зубик - зубище, нога – ножка – ножища, голос – голосок – голосище,…) | 1. Учить составлять предложения по сюжетным картинкам и объединять их в связный рассказ; 2. Учить преобразовывать деформированную фразу (Сначала мы глотаем еду, а потом хорошо её разжёвываем.); 3. Составлять творческий рассказ-описание («Портрет моей сестрёнки» (моего брата, моей мамы,…)). | |
III 1 | Транспорт 2 | Слова-предметы: машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолёт, 3 | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущ-х (самолёт – самолёты,…); 4 | 1. Упражнять в составлении загадок-описаний о транспорте; 5 | |
корабль, вертолёт, лодка, грузовик, шофёр. Слова-признаки предметов: быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской. Слова-действия предметов: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить. | 2. Упражнять в согласовании сущ-х с прилагательными и числительными; 3. Учить образовывать и употреблять сложные слова (самолёт, вездеход, бензовоз,…); 4. Продолжать упражнять в подборе синонимов и антонимов (синонимы: пилот, лётчик; машина, автомобиль; антонимы: высоко – низко, далеко – близко, быстро – медленно, загружать – разгружать,…). | 2. Учить преобразовывать деформированную фразу (Дом подъехал к машине. Бензин кончился потому, что машина остановилась.); 3. Упражнять в составлении предложений из 4-х данных слов (Самолёт, приземляться, в, аэропорт). | |||
IV | Транспорт. Правила дорожного движения | Слова-предметы: колесо, руль, дверца, стекло, дорога, пешеход, улица, переход, фара, светофор, кабина, поворот. Слова-признаки предметов: скорая (помощь), пожарная, милицейская (машины). Слова-действия предметов: подходить, останавливаться, пропускать, перебегать. | 1. Учить образовывать и использовать приставочные глаголы (по-, из-, пере-, от-, до-, за-); 2. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 3. Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (самолёт – самолётик, машина – машинка,…). | 1. Учить составлять описательный рассказ («Транспорт») по схеме, алгоритму; 2. Учить составлять творческий рассказ («На перекрёстке») из опыта, по картинке; 3. Учить преобразовывать деформированную фразу (Дорога едет по машине. Стемнело, и фары включили водителя.). | |
Февраль | |||||
I 1 | Посуда. Продукты 2 | Слова-предметы: сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, 3 | 1. Продолжать учить согласовывать сущ-ые с 4 | 1. Рассматривать и описывать предметы 5 | |
питания | ложка, нож, чайник, поварёшка, кастрюля, сковорода; молоко, масло, сыр, йогурт, кефир, колбаса, мясо, котлета, ветчина, сосиска, сарделька, хлеб, булка, пирог, пирожное, компот, варенье, конфета, каша, суп, салат, крупа. Слова-признаки предметов: молочный, мясной, хлебобулочный, сливочный, растительный, копчёный, подсолнечный, льняной, соевый, кукурузный, хлопковый, оливковый; кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный; сладкий, солёный, кислый, жирный, вкусный, тёплый, холодный, горячий. Слова-действия предметов: накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, мазать, печь, отрезать, нарезать, остудить, подогреть. | прилагательными в роде, числе, падеже; 2. Учить образовывать новые слова с суффиксом -ниц- (супница, конфетница, салатница); 3. Учить образовывать и использовать сложные слова (мясорубка, овощерезка, кофеварка, скороварка, соковыжималка,…); 4. Усваивать категорию род. падежа с предлогом из (суп наливаю из кастрюли, кашу ем из миски; сыр делают из молока, суп варят из овощей); 5. Усваивать категория творит. падежа (чайник с носиком, кастрюля с крышкой; я угощу друга салатом, супом, компотом); 6. Формировать умение правильно употреблять несклоняемые существительные (кофе, какао); 7. Учить образовывать относительные прилагательные (яблочный сок, молочный суп, картофельное пюре). | посуды, используя приём сравнения (чайник – кастрюля); 2. Учить составлять рассказ о продуктах с использованием перфокарт; 3. Учить составлять предложения с противительным союзом «а» (кефир делают из молока, а сосиски из мяса); 4. Продолжать учить давать полные ответы на вопросы, а также самостоятельно их формулировать. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
II | Материалы и инструменты | Слова-предметы: молоток, топор, пила, отвёртка, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень. Слова-признаки предметов: кожаный, металлический, серебряный, нейлоновый, дровяной, пуховый, стеклянный. Слова-действия предметов: забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать. | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 2. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущ-х (пила – пилы, топор – топоры,…); 3. Учить согласовывать числительные с существительными (1 пила, 2-4 пилы, 5 пил); 4. Учить образовывать по образцу однокоренные слова (стройка, строить, строитель, строение); 5. Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (кисточка, топорик,…). | 1. Упражнять в описании инструментов (по схеме, алгоритму); 2. Самостоятельно составлять предложения по 2 опорным картинкам, используя приставочные глаголы; 3. Учить преобразовывать деформированную фразу (Стекло упало потому, что разбилось.). 4. Учить составлять загадки-описания об инструментах. | |
III 1 | Защитники Отечества 2 | Слова-предметы: солдат, родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полководец, ракета, танк, лётчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник. Слова-признаки предметов: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, 3 | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 2. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущ-х; 3. Учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными (1 подводная 4 | 1. Учить составлять предложения по двум опорным словам (пограничник – собака, солдат – автомат); 2. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (танк и трактор, футболка и тельняшка); 5 | |
военный. Слова-действия предметов: воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться. | лодка, 2-4 подводные лодки, 5 подводных лодок); 4. Продолжать упражнять в подборе синонимов и антонимов (синонимы: боец, солдат, военный; антонимы: война – мир, военный – гражданский). | 3. Учить преобразовывать деформированную фразу (Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка.). | |||
IV | Комнатные растения | Слова-предметы: растение, кактус, бегония, фиалка, хлорофитум, герань, традесканция, аспарагус, алоэ, корень, стебель, листья, колючки, цветок. Слова-признаки предметов: комнатные, толстые, мясистые, выпуклые, вогнутые, гладкие, пушистые, круглые, вытянутые, колючие, красивые, душистые. Слова-действия предметов: ухаживать, поливать, рыхлить, пересаживать, подкармливать, протирать, опрыскивать, любоваться. | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 2. Закреплять умение использовать в речи все простые предлоги; 3. Учить согласовывать числительные с существительными (1 фиалка, 2-4 фиалки, 5 фиалок). | 1. Продолжать учить договаривать предложения по демонстрации действий с объектами; 2. Учить составлять предложения с предлогом на (На полке растёт бегония.); 3. Учить составлять рассказ-описание по алгоритму, схеме («Мой дружок – комнатный цветок»). | |
Март | |||||
I 1 | Мамин праздник. Семья 2 | Слова-предметы: подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, папа, дедушка, прадед, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, племянник, дядя, 3 | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 2. Упражнять в употреблении 4 | 1. Научить поздравительным словам для мамы, бабушки, сестры; 2. Продолжать учить 5 | |
тётя, сирота. Слова-признаки предметов: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная. Слова-действия предметов: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, накрывать (на стол), мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, растить. | винительного падежа имени существительного (мама любит (кого?) дочку; бабушка варит (что?) картошку); 3. Упражнять в подборе слов-признаков к существительному (мама (какая?) добрая, красивая, ласковая); 4. Учить образовывать притяжательные прилагательные (папин шарф, дедушкино пальто, мамина шуба); 5.Учить подбирать слова-антонимы в сравнении (старше – моложе, выше – ниже, больше – меньше,…). | составлять рассказ из личного опыта («Моя мама лучше всех», «Как ты помогаешь своей маме (бабушке)?»); 3. Упражнять в составлении словосочетания и предложения с количественными числительными (один, одна, двое, трое); 4. Учить составлять сложносочинённые предложения с союзом а (папа старше, а сын младше; мама молодая, а бабуля старая). | |||
II | Ранние признаки весны. Первые цветы | Слова-предметы: первоцвет, ледоход, лужа, ручей, верба, почка, подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик. Слова-признаки предметов: яркий, рыхлый, маленький, мелкий, душистый, гладкий, хрупкий, нежный, пушистый, глянцевый. Слова-действия предметов: таять, греть, расцветать, | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 2. Учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными ((1-5) звонкий ручеёк, душистая мимоза, маленький подснежник); 3. Учить использовать | 1. Учить составлять рассказ о приметах весны с опорой на схему; 2. Учить пересказывать короткий рассказ с опорой на картинку, алгоритм; 3. Учить преобразовывать деформированную фразу (Солнце светит потому, что звенит капель.). | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
распускаться, набухать. | уменьшительно-ласкательные суффиксы (лужа – лужица, цветок – цветочек,…). | ||||
III | Мой дом. Город | Слова-предметы: этаж, стена, окна, рамы, балкон, подъезд, перила, дверь, замок, прихожая, ванна, коридор, спальня, кухня, жители, соседи, Россия, Чита, Краснокаменск, школы, парк, Даурия, стадион, достопримечательности, аптека, библиотека. Слова-признаки предметов: многоэтажный, высокий, солнечная (комната), уютная, просторная, каменные, широкий, чистый, ухоженный, оживлённый. Слова-действия предметов: заселяться, ремонтировать, заботиться, строить, подкрашивать, соблюдать. | 1. Употреблять существительные в ед. и мн. числе, согласуя их с прилагательными, глаголами; 2. Упражнять в образовании однокоренных слов (дом, домик, домишко, домовой); 3. Отрабатывать умение образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные (дом из кирпича – кирпичный,…); 4. Учить образовывать и использовать сложные слова (двухэтажный, трёхкомнатная, многоквартирный,…). | 1. Учить составлять описательный рассказ о зданиях (деревенский – городской дом, одноэтажный – многоэтажный); 2. Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта («Дом (квартира) в котором (-ой) я живу)»; 3. Беседа о городе Краснокаменске и его достопримечательностях. | |
IV 1 | Весна в природе 2 | Слова-предметы: март, апрель, май, месяц, солнце, небо. Слова-признаки предметов: ранний, поздний, звонкий, радостный, дождливый, шумный. Слова-действия предметов: просыпаться, наступать, трещать, 3 | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 2. Продолжать использовать в речи все простые предлоги. Познакомить с употреблением и 4 | 1. Учить составлять рассказ-описание по мнемотаблице (схеме, мнемодорожке); 2. Продолжать учить составлять предложения по 3-4 опорным словам; 5 | |
ломаться, журчать, пробиваться. | значением предлогов из-за, из-под; 3.Учить образовывать и употреблять глаголы в ед. и мн. числе (ручей бежит – ручьи бегут, трава зеленеет – травы зеленеют). | 3. Учить пересказывать короткий рассказ с опорой на картинку, алгоритм. | |||
Апрель | |||||
I | Труд людей весной | Слова-предметы: лопата, грабли, теплица, грядка, огород, сад, клумба. Слова-признаки предметов: ранний, поздний, яровая (пшеница). Слова-действия предметов: сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, удобрять, копать. | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 2. Учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными ((1-5) прополотый ряд, перекопанная грядка); 3. Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (сад – садик, грядка – грядочка, парник – парничок,…). | 1. Учить пересказывать короткий рассказ с опорой на картинку, алгоритм. 2. Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта («На даче»); 3. Учить составлять связный рассказ по сюжетной картине. | |
II 1 | Космос 2 | Слова-предметы: Земля, Луна, Солнце, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник. Слова-признаки предметов: солнечный, лунный, земной, 3 | 1. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже; 2. Учить употреблять различные приставки для образования 4 | 1. Упражнять в составлении словосочетаний, предложений с приставочными глаголами у-, при-, до-; 5 | |
звёздный, космический, искусственный, межзвёздный, межпланетный. Слова-действия предметов: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать. | новых глаголов (лететь, улететь полететь, прилететь); 3. Упражнять в образовании однокоренных слов (земля, земляне, приземляться,…); 4. Учить использовать в речи наречия (антонимы: высоко – низко, далеко – близко, сверху – снизу, справа – слева, быстро – медленно). | 2. Учить составлять предложения по двум опорным словам (Земля и Солнце, космонавт и станция); 3. Упражнять в составлении предложений из 4-х данных слов (Луна, это, Земля, спутник; Луна, вращаться, Земля, вокруг). | |||
III 1 | Возвращение птиц. Насекомые 2 | Слова-предметы: ласточка, соловей, дрозд, грач, скворец, журавль, жаворонок, стриж, цапля, жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, паук, муха, гусеница, яйцо, гнездо. Слова-признаки предметов: быстрый, перелётный, голосистый, трудолюбивый, весёлый, звонкий. Слова-действия предметов: летать, виться, порхать, парить, нестись, откладывать, вить, зимовать, выводить, курлыкать, щебетать, куковать, чирикать, щёлкать, звенеть. 3 | 1. Упражнять в употреблении форм родительного падежа имени существительного (Птенцы вылупились из …Птицы построили много … Для скворцов дети сделали много…); 2. Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (соловей – соловушка, кукушка – кукушечка, комар – комарик, паук – паучок); 4 | 1. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (бабочка и ласточка); 2. Учить составлять описательный рассказ («Птицы», «Насекомые») по схеме, алгоритму; 3. Учить преобразовывать деформированную фразу (Червяк склевал скворца. Песня спела соловья.); 4. Учить употреблять в предложении союзное слово чтобы (Крылышки нужны жуку, чтобы летать.). 5 | |
IV | Мебель | Слова-предметы: мебель, диван, кровать, кресло, полка, стол, стул, шкаф, ножка, дверца, спинка, сиденье, подлокотник. Слова-признаки предметов: детская, игрушечная, кухонная, школьная, удобная, мягкая, квадратный, прямоугольный, письменный, обеденный, журнальный, раскладной, полированный, деревянный, пластмассовый. Слова-действия предметов: ухаживать, вытирать, передвигать, переставлять, обставлять (квартиру), задвигать, раздвигать, ремонтировать, вешать (полки). | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущ-х (стул – стулья, шкаф – шкафы,…); 2. Учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными ((1-5) мягкий стул, обеденный стол); 3. Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (диван – диванчик, полка – полочка,…); 4. Отрабатывать умение образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные (металлический стул, пластмассовая полка, деревянный стол); 5. Учить использовать формы повелительного наклонения глаголов (ляг, встань, сядь, иди). | 1. Учить составлять описательный рассказ, загадки-описания о предметах мебели (по схеме); 2. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (кресло – стул,…); 3. Учить составлять предложения по 2 опорным картинкам, включая маленькие слова в, на, под, над (Полка висит над диваном.). | |
Май | |||||
I 1 | День Победы 2 | Слова-предметы: армия, генерал, командир, солдат, бой, атака, медаль, орден, ветеран, участник, память, фронт, тыл, салют, победа, демонстрация, памятник, мемориал, обелиск, город-герой. 3 | 1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; 2. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущ-х; 3. Продолжать упражнять в 4 | 1. Учить составлять рассказ по картине по заданному началу; 2. Учить преобразовывать деформированную фразу (Лётчик поднял самолёт в воздух и разогнал его по 5 | |
Слова-признаки предметов: смелые, отважные, храбрые (воины), военное, мирное (время), братская (могила), светлая, вечная (память), незабываемые, живые. Слова-действия предметов: победили, защищали, охраняли, шли (в атаку), боролись, погибали, оставались (в живых), оборонялись. | подборе синонимов и антонимов (синонимы: боец, солдат, военный; антонимы: война – мир, военный – гражданский). | взлётной полосе.); 3. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (кепка и фуражка, самолёт и птица). | |||
II | Деревья и кустарники | Слова-предметы: берёза, осина, кедр, ель, дуб, клён, сосна, тополь, карагач, акация, шиповник, корень, ствол, лист, ветка, кора, почки, хвоя, иголки, серёжки, кусты, плоды. Слова-признаки предметов: тонкая, стройная, зелёная, плодовое (дерево), плакучая (ива), могучий (дуб), прямой, кривой (ствол). Слова-действия предметов: расти, цвести, распускаться, охранять, собирать, сажать, поливать. | 1. Учить образовывать и использовать относительные прилагательные (дубовый лист, кленовый, тополиный, берёзовый,…); 2. Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (берёза – берёзонька,…); 3. Упражнять в подборе и использовании антонимов (высокий – низкий, прямой – кривой, толстый – тонкий). | 1. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (берёза и ель, тополь и шиповник); 2. Учить составлять рассказ-описание с опорой на схему. | |
III 1 | Цветы 2 | Слова-предметы: мак, колокольчик, ромашка, лютик, 3 | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа 4 | 1. Учить составлять рассказ-описание о цветке 5 | |
клевер, кашка, незабудка, корень, стебель, листья, бутоны, цветки, семена, букет. Слова-признаки предметов: красивые, нежные, душистые, яркие, луговые, редкие, необычные, алый, лиловый, белоснежный, лиловый. Слова-действия предметов: расти, цвести, рвать, уничтожать, охранять, нюхать, любоваться, рисовать | существительных (мак – маки, бутон – бутоны); 2. Учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными ((1-5) луговая ромашка); 3. Закреплять форму предложного падежа имени существительного во мн. числе (на цветах, на лепестках, на лугах); 4. Упражнять в подборе и использовании синонимов (душистый, ароматный, приятный, нежный). | с опорой на схему; 2. Составлять предложения с однородными членами (глаголами, определениями, дополнениями); 3. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (ромашка и мак); 4. Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта («На лугу»). | |||
IV | Времена года (повторение) | Слова-предметы: зима, весна, лето, осень, приметы, год, месяц, погода, солнце, небо, деревья, повадки животных и птиц, снег, дождь, град, жара, радуга, гроза, ледоход. Слова-признаки предметов: зимний, весенний, летний, осенний, холодная, ранняя, золотая, жаркое. Слова-действия предметов: наступила, зимовать, дует, покрывает, кружится, зеленеет. | 1. Упражнять в подборе существительных к словам-признакам (зимний – день, летняя – жара, осеннее – пальто, весенний – праздник); 2. . Упражнять в подборе и использовании антонимов (жарко – холодно, зима – лето, сухо – мокро); 3. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; | 1. Упражнять в составлении рассказов о приметах лета (осени, зимы, весны) с опорой на схему; 2. Описывать времена года, используя приём сравнения (зима и лето, осень и весну). |
Распределение лексических тем (II год обучения)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Обследование речи детей | Обследование речи детей | Лиственные деревья. Грибы | Осенняя ярмарка. Сад-огород |
Октябрь | Признаки осени. Осенние месяцы | Осенняя одежда, обувь, головные уборы | Откуда хлеб пришёл? | Дом. Мебель |
Ноябрь | Перелётные и водоплавающие птицы | Домашние животные и их детёныши | Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме | Осень (обобщение) |
Декабрь | Зима. Зимние месяцы. Зимние забавы | Зимующие птицы | Наш город | Новый год. Хвойные деревья |
Январь | Каникулы | Транспорт. Профессии на транспорте | Профессии. Трудовые действия | Инструменты. Электроприборы |
Февраль | Посуда. Продукты питания | Вода в природе | День защитников Отечества. Военные профессии | Зима (обобщение) |
Март | Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые цветы | 8 марта. Женские профессии | Зоопарк | На птичьем дворе |
Апрель | Лекарственные растения | День космонавтики | Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы | Школа. Школьные принадлежности |
Май | Моё Отечество. Россия | Луг, поле, лес | Насекомые | Лето. Летние месяцы |
Литература:
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 128 с.0
2. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст. группа дошкольных спец. (коррекц.) образовательных учреждений: пособие для логопеда / О.А.Козырева, Н.Б.Дубешко. - М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2005. - 119 с.
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003. - 208 с.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 528 с.
5. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1,2,3,4 / Н.Э.Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 32 с.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-6 летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: 1991.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов с нарушением речи. – М.: МГОПИ, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 6-7 лет в коррекционной группе с ЗПР.
Данное распределение лексических тем будет интересно начинающим логопедам. Лексические темы в течение года могут меняться....
Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе.
Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе....
ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...
Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе...