РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ПРОСТЫХ ФРАЗ.
статья

Куулар Дарэма Орланмаевна

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вмешательство с целью восстановления слухового ощущения путем электрической стимуляции волокон слухового нерва, но также наиболее важным и длительным этапом является реабилитация, основные задачи которой состоят в подключении речевого процессора и педагогической работе с имплантированными в разных направлениях. Поэтому, дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной работе по развитию речевого слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ПРОСТЫХ ФРАЗ.

В отечественной сурдопедагогике обучение детей с нарушениями слуха  устной речи всегда рассматривалась как приоритетная задача, решение которой содействует более полноценному личностному развитию, социальной адаптации. Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие детей при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов.

Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку полноценно слышать речь. В последние десятилетия в нашей стране широкое распространение получило новое направление реабилитации лиц с тяжелыми формами тугоухости и глухоты –кохлеарная имплантация.

В настоящее время кохлеарная имплантация – это один из самых эффективных методов помощи глухим. Кохлеарный имплант позволяет слышать окружающие звуки и лучше  ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированным в среду слышащих.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вмешательство с целью восстановления слухового ощущения путем электрической стимуляции волокон слухового нерва, но также наиболее важным и длительным этапом является реабилитация, основные задачи которой состоят в подключении речевого процессора и педагогической работе с имплантированными в разных направлениях. Поэтому, дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной работе по развитию речевого слуха.

Для организации обучения имплантированных детей должны соблюдаться два основных условия: ребенок должен постоянно находиться в нормальной речевой среде и получать систематическую коррекционную помощь. Исследования (И.В. Королевой, О.В. Зонтовой и других), практический опыт обучения таких детей показывают, что успешность их реабилитации зависит от эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации, личностных особенностей учащихся.

Содержание коррекционной  работы.

Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков:

  • выработка условной двигательной реакции,
  • обнаружение звука,
  •  различение при парном сравнении звуков окружающей среды, музыкальных игрушек и звуков, издаваемых животными,
  • различение звуков окружающей среды,  музыкальных игрушек и звуков, издаваемых животными (закрытый выбор, 3 и более),
  • различение характеристик речевых и неречевых звуков (количество, долгота, слитность, высота, громкость, локализация звука),
  • различение звукоподражаний,
  • различение слов с разной слоговой структурой,
  • различение слов с одинаковой слоговой структурой с сильно отличающимся фонемным составом (односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные),
  • различение слов с одинаковой слоговой структурой с близким фонемным составом  (односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные).

Различение часто используемых слов и простых фраз (закрытый выбор).

Развитие фонематического слуха:

  • различение звуков речи (сильно отличающихся по частоте, сходных по частоте),
  • различение и узнавание слогов,
  • определение наличия заданного звука в слове,
  • узнавание слова в слитной речи,
  • узнавание правильного слова среди «неправильных» вариантов этого слова,
  • определение места звука в слове,
  • подбор слова на заданный звук,
  • различение слов, похожих по звучанию.

Распознавание устной речи:

  • Расширение словарного запаса (ответы на вопросы, выполнение сложных поручений; наречия, междометия в речи),
  • грамматические представления (предлоги, наречия, союзы, «один и много», время глаголов).

Тренировка понимания вопросов.

Тренировка понимания многосоставных инструкций и высказываний.

Узнавание слов и предложений,  произносимых в быстром темпе, шепотом, разной высотой голоса.

Восприятие и понимание устных текстов.

Восприятие просодической информации в речи.

        Одним из этапов работы с имплантированными детьми является различение часто используемых слов и простых фраз. С детьми дошкольного возраста необходимо работать над темами:  «Семья», «Игрушки», «Части тела», «Посуда», «Транспорт», «Продукты», «Животные» и др.

Подэтапы работы  (Тема «Игрушки»).

1. Ознакомление со словом.

Кукла. Это кукла.

2. Включение слова во фразу.

Кукла спит.

3. Ответы на вопросы.

Кто это? Это кукла. Что делает кукла? Кукла спит.

 4.  Ознакомление с новым словом.

Мишка. Это мишка.

5. Включение слова во фразу.

Мишка сидит.

6. Ответы на вопросы.

Кто это? Это мишка. Кто это? Это кукла. Где кукла. Вот кукла.  Где мишка? Вот мишка. Что делает мишка? Мишка сидит. Мимка спит. Что делает кукла? Кукла сидит. Кукла спит. Где сидит мишка. Тут сидит.

7.  Ознакомление с новым глаголом (например, идет). Использование  глагола с этими же словами.

Мишка идет. Кукла идет.

8.Описание.

Это маленькая кукла. Это большая кукла. Это большой мишка. Это маленький мишка.

9. Описание.  Части туловища.

Это ноги. Это руки. Это лапы.

10. Выполнение инструкций. Ответы на вопросы.

Покажи ноги. Покажи руки. Покажи лапы.  У кого есть ноги? У кого есть лапы?

11. Составление предложений-рассказов.

Мишка спит, кукла сидит.

12. Ответы на вопросы.

Кто сидит? Кто спит?

13.Включение новых тем. Например, «Мебель»

Это стул. Это диван. Это кровать. Что это? Где диван (стул, кровать). Там стул. Большой стул. Большой диван.

14. Соединение тем.

Где спит кукла? Кукла спит на диване. Кто спит на кровати? Где спит мишка?

Различение часто используемых слов и простых фраз является частью методики слухоречевой реабилитации имплантированного дошкольника. Этот этап помогает проверить понимание ребенком обращенной к нему речи, способствует активизации собственной речи в обращенной и повествовательной форме, дает  толчок  дальнейшего развития спонтанной речевой активности.

Литература

1. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. - СПб:Умная Маша,  2010.

2. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.

3. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. 4-е издание, дополненное/ И.В Королева. - СПб.:СПб НИИуха, горла, носа и речи, 2006.

4. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Опыт работы с ребенком после кохлеарной имплантации .

В статье представлен опыт работы с ребенком после кохлеарной имплантации....

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда, в условиях ФГОС с детьми после кохлеарной имплантации

В современных   условиях мы  ищем наиболее оптимальные системы обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и ...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе детского сада.

Описание опыта работы с детьми с КИ в логопедической группе. Рекомендации по созданию условий для детей с КИ и разделению функций педагогов....

"Работа учителя-дефектолога с детьми после кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта".

Данная статья предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми после процедуры кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта (дети дошкольного и младшего школьного возраста). Количе...

Коррекционная работа с детьми после кохлеарной имплантации.

В материале описываются  пути коррекционной работы с детьтми после кохлеарной имплантации....