Развитие грамматического строя речи.
картотека по логопедии
Основные игры на развитие грамматического строя речи у дете 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammatika.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Дидактические игры «Грамматический строй речи» знакомят ребенка с правилами словообразования, морфологической и синтаксической картиной слова и предложения. Такие игры необходимо проводить с дошкольниками, тогда в будущем у них не возникнет трудностей при изучении русского языка. Все игры достаточно просты в исполнении, для их проведения необходимы только специальные дидактические карточки с изображениями отдельных предметов и явлений, а также участие в занятиях грамотного специалиста.
Игры на развитие грамматического строя речи
Задание №1.
Дать «ласковые имена»:
Валя-Валечка Вася Соня
Саша-Сашенька Даша Ира
Люда Катя Аня
Зина Рая Сима
Серёжа Миша Костя
Дима Наташа Вера
Задание №2.
Покажи на себе и на кукле и назови:
Голова-головка Лоб Уши
Нога- ножка Затылок Губы
Рука Щёки Пальцы
Спина Глаза Ногти
Живот Брови Ресницы
Шея Нос Язык
Задание №3.
Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один
предмет, а ребёнок – много.
Огурец-огурцы
Баклажан - ...
Редька - ...
Помидор - ...
Кабачок - ...
Редиска - ...
Боб - ...
Тыква - ...
Патиссон - ...
Задание №4.
Считай овощи до трёх по образцу:
Один помидор, два помидора, три помидора.
Один огурец … .
Одна редиска… .
Один баклажан, … .
Одна морковка … .
Один кабачок … .
Одна репка … .
Один боб … .
Одна редька … .
Задание №5.
Проведите игру «Есть-нет». Ребёнок произносит вторую часть
фразы со слов: «У меня нет».
- У меня есть свежая капуста.
- У меня нет свежей капусты.
Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.
Задание №6.
Подбери как можно больше определений к каждому предмету.
Нарисуй в тетради.
Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.
Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.
Задание №7.
Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы
называете большой предмет, а ребёнок – маленький.
Стол-столик
Булка - ...
Стул - ...
Чашка - ...
Салфетка - ...
Тарелка - ...
Огурец - ...
Конфета - ...
Диван - ...
Полка - ...
Нож - ...
Кружка - ...
Задание №8.
Проведите игру с мячом «Один-много».
Яблоко – яблоки
Груша – груши
Слива – сливы
Персик
Банан
Ананас
Затем проведите игру «Много-один».
Апельсины – апельсин
Абрикосы – абрикос
Помидоры – помидор
Огурец
Мандарин
Лимон
Задание №9.
Дополнить предложения, изменив слово в скобках.
Записать предложения в тетрадь.
В корзине лежит один (помидор).
В лесу растёт много (дерево).
В зоопарке мало (зверь).
У меня меньше (ягода), чем у Вовы.
Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.
В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.
Задание №10.
Проведите игры «Один и много» и «Много и один».
Дом – дома. Лес. Кусты – куст.
Окно – окна. Стекло. Деревья - дерево.
Пень. Ухо. Ботинки.
Лампа. Рот. Носки.
Яблоко. Яйцо. Помидор.
Задание №11.
Учить согласовывать числительные 2 и 5 по образцу:
Две вилки и пять вилок.
Мяч, флажок, нож, кофта, юбка, панама, шуба, платье, пальто.
Задание №12.
Подобрать по несколько существительных к прилагательным.
Красные машины, стулья, блюдца.
Синие …
Тёплые …
Металлические …
Вязаные …
Шерстяные …
Пластмассовые …
Существительные должны быть всех трёх родов.
Задание №13.
Проведите игру «Большой-маленький».
Шапка – шапочка Кофта - ...
Юбка Костюм
Брюки Чулки
Туфли Платье
Пальто Носки
Задание №14.
Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с
различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко».
Машина в гараж … (въезжает).
Мальчик из школы … (выходит).
Шофёр к машине … (подходит).
Девочка с горы … (съезжает).
Старушка через улицу … (переходит).
Девочка через лужу … (перепрыгивает).
Птичка из клетки … (вылетает).
Задание №15.
Измените предложения по образцу:
Он сидит на диване. – Они сидят на диване.
Он бежит по дорожке …
Он поёт песню …
Он рисует солнце …
Он идёт домой …
Он колет дрова …
Задание №16.
Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:
Хвост собаки – собачий хвост.
Молоко коровы – коровье молоко.
Грива льва …
Зубы тигра …
Копыта лошади …
Шерсть кролика …
Рога лося …
Усы кошки …
Следы зайца …
Горб верблюда …
Задание №17.
Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:
Шуба из белки – беличья шуба.
Воротник из норки …
Шапка из лисы …
Накидка из соболя …
Одеяло из шерсти верблюда …
Шапка из пуха кролика …
Задание №18.
Образуйте относительные прилагательные по образцу:
Кораблик из бумаги – бумажный кораблик.
Рыбка из стекла …
Снегурочка из ваты …
Хлопушка из бумаги …
Лошадка из картона …
Звёзды из пластмассы …
Снежинка из полиэтилена …
Задание №19.
Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).
Солнце, как мяч, круглое.
Руки, как лёд, …
Нож, как бритва …
Шоссе, как стрела, …
Снег, словно пух, …
Трава, как изумруд …
Задание №20.
Подобрать к существительным по два прилагательных, чтобы одно обозначало цвет, другое – материал.
Блузка – кремовая, шёлковая.
Дом
Пальто
Чашка
Кастрюля
Ботинки
Погремушка
Рейтузы
Шарф
Майка
Задание №21.
«Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений.
Например:
Рукавички – новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.
Задание №22.
Скажи по образцу, какая посуда.
Из стекла – стеклянная.
Из металла …
Из глины …
Из дерева …
Из хрусталя …
Из серебра …
Из пластмассы …
Задание №23.
Подбери существительные к прилагательным.
Деревянные – ложки, кубики, столы, скамейки, двери.
Кожаные …
Пластмассовые …
Металлические …
Бумажные …
Шёлковые …
Шерстяные …
Задание №24.
Дай полные ответы на вопросы.
Чем дворник подметает улицу?
Чем медсестра делает укол?
Чем парикмахер расчёсывает волосы?
Чем повар режет морковь?
Чем садовник рыхлит землю?
Чем маляр красит стены?
Чем столяр строгает доски?
Задание №25.
Подобрать существительные к прилагательным. Сделать рисунки в тетради.
Длинный шкаф
Широкая - Узкая
Маленькое - Высокое
Большая - Круглое
Короткий - Овальное
Низкое - Жёлтое
Задание №26.
Закончить предложения, записать их в тетрадь.
Моя мама учит детей, она … .
Мой папа лечит больных, он … .
Мой брат работает на токарном станке, он … .
Моя сестра шьёт одежду, она … .
Мой дедушка чинит обувь, он … .
Мой дядя работает в шахте, он … .
Моя тётя работает на ткацком станке, она … .
Задание №27.
Сказать о каждом предмете по образцу, используя одни и те же названия цветов.
Шар – красный, зелёный, жёлтый. Машина
Чашка
Флажок
Платье
Яблоко
Лист
Коробка
Ведро
Задание №28.
Найди в предложениях предлоги (маленькие слова).
Над домом плывут облака.
Из-за угла выскочила собака.
Тополь растёт возле забора.
У меня есть сестра.
Маша играет с Юрой.
Карандаш упал под стол.
Кот выглядывает из-под шкафа.
Задание №29.
Вставить в предложения предлоги.
Лампа висит … столом. Мышка выбежала … шкафа.
Кот спит … шкафом. Мальчик перелез … забор.
Брат пришёл … школы. Рябина растёт … дома.
Чашка упала … стола. Бегун добежал … финиша.
Солнце выглянуло … тучи. Машина стоит … домом.
Сосчитай, по сколько слов в каждом предложении.
Задание №30.
Научите ребёнка играть в игру «Есть-нет».
У меня есть два мяча – а у меня нет двух мячей.
У меня есть пять кубиков – а у меня нет пяти кубиков.
Два зайца, два дома, два ведра, два яблока, два облака, два карандаша, две куклы, две белки.
Задание №31.
Поиграйте в игру «Я вижу», используя существительные из задания 30, согласовывая их с числительными –2 – и – 5 –.
Я вижу два мяча и пять мячей. (дом, окно, лев, пень, ухо, глаз, рукав, стул, улей).
Задание №32.
Закончи предложения, изменив сочетания, данные в скобках.
У моей рубашки нет одной пуговицы.
У стола нет (две ножки).
У цветка нет (четыре лепестка).
В корзине нет (три апельсина).
У Саши нет (пять машин).
Задание №33.
Послушай предложения и ответь на вопросы.
У папы есть сын. Чей это сын?
У Марины есть сарафан. Чей это сарафан?
У мамы есть шуба. Чья это шуба?
У тёти есть туфли. Чьи это туфли?
У Серёжи есть пальто. Чьё это пальто?
Задание №34.
Закончи предложения прилагательными, оканчивающимися на
-ее- (-ей-,-е-).
Небо синее, а море ещё синее.
Дуб высокий, а сосна ещё … .
Ручей глубокий, а река ещё … .
Дорожка узкая, а тропинка ещё … .
Лента длинная, а шарф ещё … .
Задание №35.
Закончи предложения, образовав наречия от прилагательных, данных в скобках.
Конь скачет быстро.
Черепаха ползёт (медленный).
Собака лает (громкий).
Звонок звенит (звонкий).
Ветер дует (сильный).
Самолёт улетел (далёкий).
Задание №36.
Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.
Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.
Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.
Задание №37.
Изменить по образцу:
Белый – беленький. Тёплый
Старый Кислый
Лёгкий Чистый
Добрый Толстый
Сладкий Тонкий
Узкий Мягкий
Задание №38.
Поиграйте с детьми в игру «Наоборот», обучая образовывать
слова-антонимы.
Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.
Дерево высокое, а куст … .
Суп горячий, а мороженое … .
Река длинная, а ручей … .
Книга толстая, а тетрадь … .
Дорога широкая, а тропинка … .
Орехи крупные, а семечки … .
Задание №39.
Образовать форму множественного числа глаголов по образцу:
Он идёт – они идут. Он рисует – они … .
Он стоит – они … . Он пьёт – они … .
Он сидит – они … . Он ест – они … .
Он читает – они … . Он бежит – они … .
Задание №40.
Учим детей образовывать относительные прилагательные.
Сок из вишни (какой?) – вишнёвый.
Варенье из вишни (какое?) …
Начинка из вишни (какая?) …
Косточки от вишни (какие?) …
Аналогичные словосочетания составить со словами: из яблок, из слив, из малины, из клубники, из апельсина, из лимона.
Задание №41.
Цель: формировать навыки словообразования с использованием суффиксов «ик», «ишк», «ище», развивать умение строить слова грамматически правильно. Форма игры фронтальная. Для игры вам понадобятся карточки с изображением маленького домика, среднего дома, огромного дома. Кроме того, на столе должны иметься карточки с рисунками того, что находится в доме: телевизор, стиральная машина, компьютер, холодильник, кастрюли и т.д. Суть игры: перед детьми раскладываются карточки с изображением домов разной величины. Воспитатель просит назвать предмет и показывает на дом. Если ребенок отвечает просто: «Это дом», воспитатель должен уточнить, чем различаются между собой дома, можно ли сказать, что маленький дом – домик? Как можно назвать одним словом большой дом? (домище). А маленький домик? (домишко). Потом плавно следует перейти к предметам, которые находятся в доме. Покажите ребенку предмет, а он по аналогии пусть называет. Например: ложка – ложечка, кровать — кроватка, книга – книжечка. Игра тренирует творческое воображение, заставляет ребенка мыслить.
Задание №42.
Цель: развивать навыки сравнительного анализа предметов и явлений. Для игры вам понадобятся несколько матрешек. Суть игры: мы открываем матрешки, вынимаем меньшие и спрашиваем детей: «Эта матрешка по сравнению с предыдущей какая?» (правильный ответ: больше, меньше). «А теперь представим, что нам надо накормить матрешек кашей. Видите эти тарелки? (показываем рисунок из книжки или демонстрируем наглядный материал), они принадлежат каждой из матрешек. По отношению к самой маленькой матрешке тарелка матрешки побольше какова? (горячее, глубже, просторнее)»
Задание №43.
Игра «Кустарник родственных слов»
Цель: развивать умение образовывать однокоренные слова, понимать их значение и происхождение. Для проведения игры вам понадобятся картинки с изображением тех или иных предметов и явлений. Суть игры: показываем ребенку картинку, просим назвать, что на ней изображено, а затем образовать от этого слова однокоренное. Для этого объясняем ребенку, что такое однокоренное слово, как образуются слова от одного корня, приводим свои примеры. Например: окно – подоконник, свет – светильник.
Называем слово, даем детям время подумать, и просим назвать однокоренные слова. Кто назовет больше слов, тот может предлагать свои слова для размышлений. Игра очень увлекательная и понравится детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусм...
Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи
В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.
План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР. Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.
НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....