Конспект игрового занятия на развитие познавательных способностей и речи в старшей группе «Волшебница вода»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект интегрированного игрового занятия (учитель-логопед и воспитатель) в старшей группе
Образовательная область – познавательное развитие
Возрастная группа детей от 5 - 6 лет
Тип деятельности: познавательно - экспериментальная.
Цель:
Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах, ее значении в жизни растений, животных и человека.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде
Коррекционные:
активизировать, уточнять и обогащать словарь по теме занятия, уточнять грамматические конструкции, учить образовывать однокоренные слова от слова Вода.
Развивающие:
развивать интеллектуальную деятельность и поисковую инициативу;
развивать любознательность, мышление и речь детей.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде.
развивать социальные навыки: умение работать в группе, учить слышать партнера;
Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_voda_alparus.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 51 комбинированного вида Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Конспект игрового занятия
на развитие познавательных способностей и речи
в старшей группе
«Волшебница вода»
Подготовила и провела
Учитель-логопед
Намекунг Фометио М.А.
Санкт-Петербург
2019г.
Образовательная область – познавательное развитие
Возрастная группа детей от 5 - 6 лет
Тип деятельности: познавательно - экспериментальная.
Цель:
Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах, ее значении в жизни растений, животных и человека.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде
Коррекционные:
активизировать, уточнять и обогащать словарь по теме занятия, уточнять грамматические конструкции, учить образовывать однокоренные слова от слова Вода.
Развивающие:
развивать интеллектуальную деятельность и поисковую инициативу;
развивать любознательность, мышление и речь детей.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде.
развивать социальные навыки: умение работать в группе, учить слышать партнера;
Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская;
Оборудование: стакан, ткань и грязная вода для опыта по фильтрации, Капелька воды (игрушка из ткани), капельки воды для обозначения станций, стаканчики с водой для опытов, карты Сапб и области, нарисованные детьми, мнемотаблица для стихотворения, ные, синие и зеленые кружки для составления схемы слова, баночки с водой для прверки, фигурки морских обитателей, замороженные с водой в воздушных шариках, аудио записи звуков воды, видео записи для физминуток, презентация для работы с однокоренными словами, модели по правилам поведения во время занятия.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме “Вода в природе”, интерактивные игры, чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде,
Прослушивание аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей ”, наблюдения за явлениями, связанными с водой.
наблюдение «Где в группе вода? Всегда ли она закрыта?»;
раскрашивание карты СПБ и области «Путешествие воды»; заучивание стихотворения и составление к нему мнемотаблицы
Ход занятия
ПЕДАГОГ | Доп материалы | ДЕТИ | |
1 Дети садятся полукругом на ковре, спиной к доске На чтение стихотворения дети встают | Организационный момент Приветствие гостей. Ребята, я предлагаю вам закрыть глаза и прислушаться, какие звуки вас окружают. И еще разок, но теперь вы будете слышать звуки из нашего волшебного кубика. Что в руках не удержать, Ах, какое интересное путешествие у капельки воды, хотите тоже попутешествовать? Тогда слушайте внимательно, не зевайте, капельки водички вместе собирайте. Капля первая для вас путь укажет без прикрас. |
Аудио запись – дождь, море, вода из крана и тп Андрей С неба капелька упала Арвид Кирилл Поднялась она паринкой, А потом дождинкой стала, Алиса Под звук капели появляется Капелька воды | Дети приветствуют гостей и становятся в кружок вокруг педагога. Дети называют звуки, которые услышали (машины, голоса, птиц). Дети слушают звуки воды и называют варианты того, что услышали. Воду. . |
2 | Вода в городе | Дети отыскивают капельку воды (педагог ее заранее вывешивает) | |
Дети переходят к фланелеграфу, где расположены их карты | Вы знаете, что наш город называют городом чистой воды? Наша капелька начинает путешествие по Санкт-Петербургу. Откуда и куда она будет двигаться? Как вы думаете, откуда вода попадает в наши дома? Можно ли пить воду прямо из реки и что с ней делают перед ее поступлением в кран? Конечно, воду очищают. Как можно очистить воду? Я приглашаю вас в водную лабораторию, снова отыщите капельку воды, она подскажет куда нам двигаться. | Вода течет из крана Капелька попадает в Ладожское озеро, оттуда в Неву и дальше в Финский залив. Из Невы. Очищают | |
3 | Опыт с фильтрацией воды Вот так же и городские службы пропускают воду через различные фильтры, а потом она поступает в наши дома. А кто знает, какие животные помогают следить за качеством воды вместе со специальными приборами? Как можно использовать воду в доме? Ну, что же, наша капелька снова двигается в путь, смотрите, куда нам надо попасть? | Педагог наливает воду через ткань, дети наблюдают и делают выводы. В компании водоканал уже много лет на страже чистой воды стоят раки. Они работают сменами 2 через 4 (2 дня работают, потом 4 дня едят и отдыхают). Они очень чувствительны к качеству воды, при малейшем изменении у раков повышается сердцебиение и это фиксируют приборы. На работу берут только раков мужского пола, у них характер спокойнее. | Дети рассаживаются вокруг стола для проведения опытов Прокипятить, отфильтровать. Раки Умываться, пить, готовить еду, стирать, убирать, поливать цветы |
4 | Игралочка | ||
Дети встают вдоль ковра, лицом к доске и повторяют движения за капельками воды. | Музыкальная игра «Капельки» | ||
5 | Свойства воды | ||
Ребята, а вы знаете, что вода таит в себе много неизвестного. Я сейчас предлагаю поближе познакомиться с водой; узнать, какая она может быть. Но сначала вспомним правила поведения во время опытов. 1. Не шуметь. 2. Никого не толкать. 3. Давать возможность высказываться своим товарищам. 4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта. 1 Опыт: Вода прозрачная 2 Опыт: Вода не имеет цвета 3 Опыт: Вода не имеет вкуса и запаха 4 опыт: Вода жидкая – может течь Много нового вы узнали о воде, но пора двигаться дальше, где же еще капелька появилась? | Модели закрытый рот, красная ладошка, ухо восклицательный знак Возьмите один стаканчик с водой и бросьте туда игрушку. Приподнимите стаканчик. Вы видите игрушку? Перед детьми ставятся разноцветные стаканчики. Какого цвета вода в каждом стакане? Перелейте воду в прозрачный стаканчик. Возьмите другой стаканчик с водой, понюхайте воду в нем. Она чем-то пахнет? Сделайте глоток. Она имеет вкус? Возьмите два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Перелейте воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. | Делаем вывод: вода прозрачная. Вывод: вода бесцветная Вывод: вода не имеет вкуса и запаха. Вывод: вода – жидкая, может течь | |
5 | Игралочка | ||
Дети встают вдоль ковра, лицом к доске и повторяют движения за капельками воды. | Музыкальная игра «Капельки» | ||
6 | Грамотейка | ||
Дети переходят на стульчики, стоящие вокруг стола | Вы сегодня путешествуете с капелькой воды. Я приглашаю вас поиграть с водными словами. Вот у меня несколько картинок, чтобы узнать какое слово я зашифровала, вам надо правильно назвать первые звуки в словах. Вот тут у меня баночки, с разноцветными крышечками. Вам надо выбрать только те, которые помогут составить схему к слову вода. Вода. Сколько звуков в этом слове? Подумайте ответьте, пожалуйста на вопрос вода КАКАЯ? А теперь подумайте и назовите вода в море – вода морская, а в океане – … На доске изображение дерева Вот есть дерево, его корешок – слово вода, а вот на веточках пока нет слов. Придумайте, что там может вырасти? Дерево с картинками Рассмотрите фото и назовите лишние слова, которые произошли не от слова вода. Что общего между всеми этими словами? | ВОДОЛАЗ ОЗЕРО ДНО АКВАРИУМ Несколько баночек с водой, с разноцветными кружками на крышках. Из них 2 красные и 2 синие, в них «сюрприз», остальные без сюрприза наводнение водопад, водовоз, водолаз, водяной, водоросли, водопровод, водоворот, водоём, водопой, половодье, подводник,подводный водитель провода | Дети определяют кол-во звуков в слове. И составляют схему с помощью баночек, в качестве проверки надо встряхнуть баночку. Окрашивается вода только в тех, которые подобраны правильно.
текучая, журчащая, прозрачная, вкусная, звенящая, мокрая морская; Вода, водный, водяной, половодье, водичка, водица Они образованы из двух других слов |
Дети выходят к ковру на музыкальную паузу | Снова капелька нас в путь зовет Вы готовы продолжать наше путешествие? Вас очень ждут. | Кто бывал у моря? Я! Да, конечно вы бывали А если были, то наверное видали Что в море очень много разных всяких жителей А ну-ка покажите нам морских любителей! А рыбы в море плавают вот так Волна морская двигается в такт А волны покоряют высоту А мы с тобою видим красоту А рыбы в море плавают вот так Волна морская двигается в такт Жемчужина, что в ракушке живет Вместе с нами песенку поет | |
7 | Спасение морских обитателей | ||
Дети переходят в «лабораторию» | Как вы думаете, вода всегда остается жидкой? А что будет, если ее нагреть? А если ее заморозить? Посмотрите, у нас тут появились ледяные шары, да не простые. Рассмотрите, кто попал в ледяной плен? Подумайте, как можно помочь морским обитателям выбраться из ледяного плена? Наше путешествие подходит к концу, вам осталось найти последнюю каплю воды. |
Опыты со льдом | Морские обитатели Нагреть, оставить на солнце, согреть в руках |
8 | Да-нетка | Итог занятия | |
Дети стоят вокруг воспитателя | Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы узнали много нового о воде. На прощание Капелька воды сыграет с вами в игру Вы друг другу помогайте, На вопросы отвечайте Только ДА и только НЕТ Дружно дайте мне ответ.
| ||
9 | Вот и завершилось наше путешествие. Вы помогли капельке воды и на прощание она приготовила вам сюрпризы. Опускайте свои цветочки в воду и посмотрите, что с ними будет. Вам понравилось наше путешествие? Хотите еще больше узнать о воде? Тогда чуть позже мы покажем вам фильм про очень интересный музей, в который вы сможете сходить с родителями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Подарки осени"
Данное занятие позволяет обобщить представления детей о фруктах, ягодах и цветах на основе сенсорных ощущений через игры и игровые упражнения....
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Фруктовая страна"
В представленном занятии дети в игровой форме закрепляют представления о фруктах и знакомятся с процессом образования плода....
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с элементами мнемотехники в старшей группе
Программное содержание1 Закрепить знания детей о свойствах воздуха.2 Продолжать учить детей отгадывать загадки.3 Развивать диалогическую речь детей.4 Активизация словаря (образование...
Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."
Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....
Занятие по развитию познавательных способностей и речи в старше-подготовительной группе для детей с ЗПР «На ферме»
Конспект занятия в старше-подготовительной группе для детей с ЗПР....
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Март»
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Март»...
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи старшей/подготовительной группы на тему "Путешествие по голубым улицам"
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи старшей/подготовительной группы на тему "Путешествие по голубым улицам"Автор - Мурахина Ирина Петровна...