Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Подарки осени"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Шумакова Галина Анатольевна

 Данное занятие позволяет обобщить представления детей о фруктах, ягодах и цветах на основе сенсорных ощущений через игры и игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podarki_oseni_2.pptx2.59 МБ
Файл podarki_oseni.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Демонстрационный материал к занятию «ПОДАРКИ ОСЕНИ» Автор: Шумакова Галина Анатольевна Воспитатель ГДОУ д /с №46

Слайд 2

ЦВЕТЫ Пион

Слайд 3

Цветы Гвоздика

Слайд 4

Цветы Ирис

Слайд 5

Цветы Роза

Слайд 6

Цветы Василёк

Слайд 7

Цветы Ромашка

Слайд 8

Цветы Лилия

Слайд 9

Таинственные бутылочки Лимон

Слайд 10

Таинственные бутылочки Яблоко

Слайд 11

Таинственные бутылочки Груша

Слайд 12

Загадочная коробочка Персик

Слайд 13

Загадочная коробочка Слива

Слайд 14

Что растёт в саду? Земляника

Слайд 15

Что растёт в саду? Вишня

Слайд 16

Что растёт в саду? Крыжовник

Слайд 17

Что растёт в саду? Виноград

Слайд 18

«Цветы и плоды» Хруцкий И.Т.



Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

Колпинского района Санкт-Петербурга.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ «ПОДАРКИ ОСЕНИ»

 (для детей подготовительной группы)

Автор: Шумакова Галина Анатольевна

воспитатель ГДОУ д/с № 46

Санкт-Петербург, Колпино 2011г.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Задачи на развитие познавательных способностей детей:
  • Упражнять детей в отгадывании фруктов на основе сенсорных ощущений (обонятельных, вкусовых, осязательных) через игры «Таинственные бутылочки», «Изобрази и расскажи, какой вкус» и «Загадочная коробочка»
  • Учить находить общие отличительные черты фруктов и ягод, делать обобщения на уровне логического мышления.
  • Развивать слуховое внимание и мелкую моторику через игру «Что растёт в саду».
  • Развивать ассоциативные способности средствами мимики через игру «Изобрази, какой вкус».
  • Решать математические задачи-шутки по принципу сохранения количества через игру «Зеркальный счёт».
  1. Задачи на развитие связной речи:
  • Учить детей составлять рассказ по картине-натюрморту И.Т. Хуцкого «Цветы и плоды», используя разные типы предложений.
  • Высказывать свои суждения, используя образные эмоционально-эстетические оценки.
  • Активизировать словарь детей сравнениями, эпитетами, связанными с сенсорными ощущениями.
  1. Воспитательные задачи:
  • Продолжать вызывать у детей эмоциональное сопереживание, эстетическое отношение к художественным картинам.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

  • Бутылочки с салфетками, смоченными соком разных фруктов.
  • Лепестки с нарисованными цветами. Карточки со стихами о цветах.
  • Круглый стол с вращающейся столешницей.
  • Тарелки с кусочками разных фруктов.
  • Закрытая коробочка с фруктами.
  • Картина И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
  • Трёхстворчатое зеркало, корзина с пятью бананами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

Чтобы сегодня мы смогли поиграть,

Стол необычный должны вы собрать.

В руки возьмите, какой нарисован цветок.

И всем на удивление

Прочитайте о нём стихотворение.

Сейчас к столу вы подойдёте,

И лепесток свой прикрепите.

Стол готов и вот, друзья,

Начинается игра.

(Влетает Дракон Мудрослов)

Дракон Мудрослов:

Для вас я принёс подарки осени.

Давайте с вами поиграем,

По запаху отгадаем.

Игра «Таинственные бутылочки»

(Предлагается понюхать салфетки, смоченные соком разных фруктов).

Дракон Мудрослов:

А теперь игра «Загадочная коробочка».

(Крутится колесо с коробочкой).

Дракон Мудрослов:

А что связывает эти плоды?

Но в саду растут не только фрукты, но и ягоды. Чем же они отличаются от фруктов?

А теперь поиграем с пальчиками.

«Что растёт в саду?».

Пальчики разгибайте,

Фрукты, ягоды вы узнавайте.

На правой руке растут фрукты,

На левой – ягоды.

Обязательно говорите, КАКИЕ они.

А теперь к картине подойдите

И на неё вы посмотрите.

(Картина И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Звучит пьеса П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»).

Что вы видите на картине?

А давайте подойдём поближе. Что же мы ещё не заметили?

А как вы думаете, почему художник нарисовал половинки фруктов?

Что вам больше всего нравится в этой картине?

А к какому жанру вы отнесёте эту картину и почему?

Правильно. А кто хочет рассказать про всю картину?

Чей рассказ вам больше всего запомнился и почему?

Кто использовал в своём рассказе много красивых слов?

Чей рассказ вы ещё бы хотели послушать?

Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной?

Правильно, ребята, чего только здесь нет: и краснобокие персики, и спелые душистые груши, и ребристая сочная дыня и спелый прозрачный виноград. Так и хочется протянуть руку и попробовать его. А рядом в красивой вазе целая клумба: красные пионы, точно склонили пышные головы перед нарядными белыми лилиями и розовой гвоздикой. Здесь и лесные незабудки, и полевые васильки, и даже колоски ржи. Каждый цветок очень индивидуален, ярок. От этого становится радостно, как на празднике. Художник будто говорит: «Посмотри, как красиво!» Я оставлю вам эту картину на память, чтобы вы могли любоваться ею.

А сейчас для вас, друзья,

подарок приготовил я.

Игра «Зеркальный счёт»

(Перед корзиной с бананами ставится трёхстворчатое зеркало).

Внимательно посмотрите и скажите, сколько вы видите бананов?

Хватит ли всем?

А теперь посчитайте, сколько бананов в корзине?

А сколько бананов в 1 зеркале?

А сколько в двух зеркалах?

(Дракон Мудрослов угощает детей бананами)

Что нового вы узнали?

Что вам понравилось?

(Итог занятия).

Называют цветы на лепестках: пион, гвоздика, ирис, роза …

Дети читают стихи о цветах (см.Приложение)

Дети кладут лепестки на стол.

Дети мимикой показывают вкус и называют фрукт, который они пробовали: кислый лимон, кисло-сладкое яблоко, сладкая груша… (ответы сверяют, снимая салфетку с тарелочки).

(Дети на ощупь отгадывают фрукт и рассказывают о нём):

  • гладкое, круглое, твёрдое яблоко,
  • бархатный, овальный, мягкий, тёплый персик,
  • маленькая, гладкая, овальная, мягкая слива…

  • Они все растут в саду на деревьях.
  • Внутри них много семечек или одна косточка.
  • Косточки покрыты сочной мякотью.
  • Сверху плоды покрыты кожицей.
  • Их выращивает человек.
  • В них много витаминов.
  • Они очень полезны.
  • Все они – фрукты.

  • Ягоды растут на кустах или кустиках (например, земляника).
  • Они маленькие.
  • Внутри много семечек.
  • Ягоды очень маленькие и мягкие.
  • Они покрыты тонкой кожицей.

(Дети поочерёдно разгибают пальцы):

  • наливное яблоко,
  • сладкая земляника,
  • бордовая вишня,
  • зелёный крыжовник,
  • крупная груша,
  • мелкий виноград…

Дети самостоятельно рассматривают картину 2 мин.

  • Вазу с цветами
  • Корзину с душистыми персиками
  • Ребристую дыню
  • Спелые жёлтые груши.

Рассматривают картину подетально.

  • В корзине спелый виноград
  • Спелые колосья пшеницы
  • Стакан с водой и лимоном.

Чтобы показать, какие они спелые и сочные.

  • Мне нравится красивый яркий букет в вазе.
  • Я любуюсь спелыми персиками, которые лежат в плетёной корзине.
  • Спелые, сочные, с красным бочком.
  • А мне нравится большая ребристая сочная дыня, похожая на связку бананов.

  • Это натюрморт.
  • Если видишь на картине чашку кофе на столе,         или морс в большом графине, или розу в хрустале,           или бронзовую вазу,          или грушу, или торт,           или все предметы сразу – Знай, что это НАТЮРМОРТ.

На большом столе стоит ваза с цветами. Цветов очень много: здесь разноцветные пионы, гвоздика, фиолетовые ирисы, синие васильки. Рядом с вазой – полная корзина спелых персиков, похожих на румяные колобки. За персиками – огромная корзина с зелёным и красным виноградом. Тут же лежит ребристая дыня, спелые жёлтые груши. В тонком прозрачном стакане плавает в воде кружочек лимона. Фрукты и цветы как будто живые. Так и хочется их попробовать и понюхать.

  • Как много фруктов, и какие они разные.
  • Какие бывают красивые цветы.
  • Какие фрукты спелые и вкусные. Из них можно приготовить разные напитки.
  • Как много у осени красок и как щедра она на подарки.

Всего 15 бананов.

В корзине 5 бананов.

В одном зеркале 5 бананов.

В двух зеркалах 10 бананов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихотворения о цветах

А.А. Пчельникова «Роза»

Зовут меня розой, примите меня,

Я очень душиста и цветом нежна.

По цвету и имя такое мне дали

И даже царицей за пышность прозвали.

А.А. Пчельникова  «Лилия»

Я – лилия. С вами я буду дружна.

Кротка и скромна я и очень стройна.

Люблю, наклонившись, в ручье поглядеться…

Позвольте мне с вами в кружке повертеться.

(Загадка)  «Василёк»

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

 Е. Серова  «Василёк»

Как чиста в поле рожь –

Василёк едва найдёшь.

Всем бы ты, цветок, хорош.

Да зачем ты портишь рожь?

Приходи-ка лучше в сад,

Вот обрадуешь ребят!

Е.Серова  «Незабудки»

Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал, весёлых, голубых?

Должно быть оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок!

Е. Серова  «Ромашка»

Нарядные платьица, жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке.

Такие весёлые эти ромашки –

Вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Фруктовая страна"

В представленном занятии дети в игровой форме закрепляют представления о фруктах и знакомятся с процессом образования плода....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Тётушка Тыква в гостях у ребят"

Целью данного занятия является формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с элементами мнемотехники в старшей группе

Программное содержание1 Закрепить знания детей о свойствах воздуха.2 Продолжать учить детей отгадывать загадки.3 Развивать диалогическую речь детей.4 Активизация словаря (образование...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Хлеб - всему голова."

Воспитание в детях уважительного отношения к людям труда, бережного отношения к хлебу....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."

Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Полет над городом"

Развитие знаний детей об историческом прошлом Дома Книги. 0_798ca_67674fc1_xl.jpg...