Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Подарки осени"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Данное занятие позволяет обобщить представления детей о фруктах, ягодах и цветах на основе сенсорных ощущений через игры и игровые упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podarki_oseni_2.pptx | 2.59 МБ |
podarki_oseni.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦВЕТЫ Пион
Цветы Гвоздика
Цветы Ирис
Цветы Роза
Цветы Василёк
Цветы Ромашка
Цветы Лилия
Таинственные бутылочки Лимон
Таинственные бутылочки Яблоко
Таинственные бутылочки Груша
Загадочная коробочка Персик
Загадочная коробочка Слива
Что растёт в саду? Земляника
Что растёт в саду? Вишня
Что растёт в саду? Крыжовник
Что растёт в саду? Виноград
«Цветы и плоды» Хруцкий И.Т.
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников
Колпинского района Санкт-Петербурга.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ «ПОДАРКИ ОСЕНИ»
(для детей подготовительной группы)
Автор: Шумакова Галина Анатольевна
воспитатель ГДОУ д/с № 46
Санкт-Петербург, Колпино 2011г.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Задачи на развитие познавательных способностей детей:
- Упражнять детей в отгадывании фруктов на основе сенсорных ощущений (обонятельных, вкусовых, осязательных) через игры «Таинственные бутылочки», «Изобрази и расскажи, какой вкус» и «Загадочная коробочка»
- Учить находить общие отличительные черты фруктов и ягод, делать обобщения на уровне логического мышления.
- Развивать слуховое внимание и мелкую моторику через игру «Что растёт в саду».
- Развивать ассоциативные способности средствами мимики через игру «Изобрази, какой вкус».
- Решать математические задачи-шутки по принципу сохранения количества через игру «Зеркальный счёт».
- Задачи на развитие связной речи:
- Учить детей составлять рассказ по картине-натюрморту И.Т. Хуцкого «Цветы и плоды», используя разные типы предложений.
- Высказывать свои суждения, используя образные эмоционально-эстетические оценки.
- Активизировать словарь детей сравнениями, эпитетами, связанными с сенсорными ощущениями.
- Воспитательные задачи:
- Продолжать вызывать у детей эмоциональное сопереживание, эстетическое отношение к художественным картинам.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
- Бутылочки с салфетками, смоченными соком разных фруктов.
- Лепестки с нарисованными цветами. Карточки со стихами о цветах.
- Круглый стол с вращающейся столешницей.
- Тарелки с кусочками разных фруктов.
- Закрытая коробочка с фруктами.
- Картина И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
- Трёхстворчатое зеркало, корзина с пятью бананами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Чтобы сегодня мы смогли поиграть, Стол необычный должны вы собрать. В руки возьмите, какой нарисован цветок. И всем на удивление Прочитайте о нём стихотворение. Сейчас к столу вы подойдёте, И лепесток свой прикрепите. Стол готов и вот, друзья, Начинается игра. (Влетает Дракон Мудрослов) Дракон Мудрослов: Для вас я принёс подарки осени. Давайте с вами поиграем, По запаху отгадаем. Игра «Таинственные бутылочки» (Предлагается понюхать салфетки, смоченные соком разных фруктов). Дракон Мудрослов: А теперь игра «Загадочная коробочка». (Крутится колесо с коробочкой). Дракон Мудрослов: А что связывает эти плоды? Но в саду растут не только фрукты, но и ягоды. Чем же они отличаются от фруктов? А теперь поиграем с пальчиками. «Что растёт в саду?». Пальчики разгибайте, Фрукты, ягоды вы узнавайте. На правой руке растут фрукты, На левой – ягоды. Обязательно говорите, КАКИЕ они. А теперь к картине подойдите И на неё вы посмотрите. (Картина И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Звучит пьеса П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»). Что вы видите на картине? А давайте подойдём поближе. Что же мы ещё не заметили? А как вы думаете, почему художник нарисовал половинки фруктов? Что вам больше всего нравится в этой картине? А к какому жанру вы отнесёте эту картину и почему? Правильно. А кто хочет рассказать про всю картину? Чей рассказ вам больше всего запомнился и почему? Кто использовал в своём рассказе много красивых слов? Чей рассказ вы ещё бы хотели послушать? Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной? Правильно, ребята, чего только здесь нет: и краснобокие персики, и спелые душистые груши, и ребристая сочная дыня и спелый прозрачный виноград. Так и хочется протянуть руку и попробовать его. А рядом в красивой вазе целая клумба: красные пионы, точно склонили пышные головы перед нарядными белыми лилиями и розовой гвоздикой. Здесь и лесные незабудки, и полевые васильки, и даже колоски ржи. Каждый цветок очень индивидуален, ярок. От этого становится радостно, как на празднике. Художник будто говорит: «Посмотри, как красиво!» Я оставлю вам эту картину на память, чтобы вы могли любоваться ею. А сейчас для вас, друзья, подарок приготовил я. Игра «Зеркальный счёт» (Перед корзиной с бананами ставится трёхстворчатое зеркало). Внимательно посмотрите и скажите, сколько вы видите бананов? Хватит ли всем? А теперь посчитайте, сколько бананов в корзине? А сколько бананов в 1 зеркале? А сколько в двух зеркалах? (Дракон Мудрослов угощает детей бананами) Что нового вы узнали? Что вам понравилось? (Итог занятия). | Называют цветы на лепестках: пион, гвоздика, ирис, роза … Дети читают стихи о цветах (см.Приложение) Дети кладут лепестки на стол. Дети мимикой показывают вкус и называют фрукт, который они пробовали: кислый лимон, кисло-сладкое яблоко, сладкая груша… (ответы сверяют, снимая салфетку с тарелочки). (Дети на ощупь отгадывают фрукт и рассказывают о нём):
(Дети поочерёдно разгибают пальцы):
Дети самостоятельно рассматривают картину 2 мин.
Рассматривают картину подетально.
Чтобы показать, какие они спелые и сочные.
На большом столе стоит ваза с цветами. Цветов очень много: здесь разноцветные пионы, гвоздика, фиолетовые ирисы, синие васильки. Рядом с вазой – полная корзина спелых персиков, похожих на румяные колобки. За персиками – огромная корзина с зелёным и красным виноградом. Тут же лежит ребристая дыня, спелые жёлтые груши. В тонком прозрачном стакане плавает в воде кружочек лимона. Фрукты и цветы как будто живые. Так и хочется их попробовать и понюхать.
Всего 15 бананов. В корзине 5 бананов. В одном зеркале 5 бананов. В двух зеркалах 10 бананов. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворения о цветах
А.А. Пчельникова «Роза»
Зовут меня розой, примите меня,
Я очень душиста и цветом нежна.
По цвету и имя такое мне дали
И даже царицей за пышность прозвали.
А.А. Пчельникова «Лилия»
Я – лилия. С вами я буду дружна.
Кротка и скромна я и очень стройна.
Люблю, наклонившись, в ручье поглядеться…
Позвольте мне с вами в кружке повертеться.
(Загадка) «Василёк»
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
Е. Серова «Василёк»
Как чиста в поле рожь –
Василёк едва найдёшь.
Всем бы ты, цветок, хорош.
Да зачем ты портишь рожь?
Приходи-ка лучше в сад,
Вот обрадуешь ребят!
Е.Серова «Незабудки»
Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал, весёлых, голубых?
Должно быть оторвали от неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок!
Е. Серова «Ромашка»
Нарядные платьица, жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке.
Такие весёлые эти ромашки –
Вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Фруктовая страна"
В представленном занятии дети в игровой форме закрепляют представления о фруктах и знакомятся с процессом образования плода....
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Тётушка Тыква в гостях у ребят"
Целью данного занятия является формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью....
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с элементами мнемотехники в старшей группе
Программное содержание1 Закрепить знания детей о свойствах воздуха.2 Продолжать учить детей отгадывать загадки.3 Развивать диалогическую речь детей.4 Активизация словаря (образование...
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Хлеб - всему голова."
Воспитание в детях уважительного отношения к людям труда, бережного отношения к хлебу....
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."
Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....
Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."
Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Полет над городом"
Развитие знаний детей об историческом прошлом Дома Книги. 0_798ca_67674fc1_xl.jpg...